Галерея «Проун» действует проверенным методом: изобретает подходящую тему и находит под нее иллюстративный материал в искусстве раннего авангарда — плюс-минус несколько современных авторов. Малевич, Чашник, Сутин, а также Кабаков и Пепперштейн — от супрематической невесомости, в которой парят прямоугольники и кружочки, до галлюциногенных полетов младоконцептуалистов.
Живопись, Графика |
Это – третья выставка галереи «Проун», на которой я побывала за последний год, и на мой взгляд – очередная удача. Галерея выставляет известных и не очень художников авангарда, предпочитая мечтателей и визионеров - авторов «проунов», «архитектонов» и «супрематизмов». Выставка «Полеты во сне и наяву» – о проектах заведомо невыполнимых, вроде «архитектурных фантазий» и «сказок» Якова Чернихова или так никогда и не полетевшего "Летатлина" - махолета Владимира Татлина. Лазарь Хидекель срисовывал свои «кинетические элементы» с облаков и советовал архитекторам строить здания, которые подсказывает нам небо. Константин Рождественский еще в 1930-е годы изобразил «Космическую посадочную» (кажется, хотя бы это потомкам удалось реализовать). Михаил Матюшин смотрел на мир «расширенным зрением» и пытался на одном листе представить «пейзаж со всех сторон», а его ученица Мария Эндер рисовала композиции, навеянные ей звуком и движением. Пожалуй, на выставке не хватает хотя бы минимального рассказа об этих странно-прекрасных людях, чтобы острее почувствовать несбыточность их проектов, степень оторванности от грунта. Немного заземляет только цикл Ильи Кабакова, вообразившего, как будут выглядеть пробки на воздушных трассах в эпоху всеобщей левитации.