Москва

Выставка в Москве
Николай I. Идеальный самодержец

Исторический музей, 17 сентября 2025 – 22 июня 2026

Рекомендации для вас

Популярно сейчас

О выставке
16 сентября 2025 года в Государственном историческом музее открывается выставка «Николай I. Идеальный самодержец», посвященная 200-летию вступления на престол монарха, чей образ столь же многогранен и противоречив, как и эпоха его правления. Мятеж декабристов и трагические события на Сенатской площади задали тон всему правлению Николая I: «я вступил на престол, начав с пролития крови моих подданных. Но смиряюсь перед Богом и прошу Всевышнего: да отвратит от меня и государства навсегда подобные гибельные происшествия». Стараясь быть идеальным монархом и считая стабильность высшим благом для подданных, Николай I правил жёстко, рассудительно и вдохновенно: «николаевская эпоха» стала золотым веком русской культуры, науки, временем небывалых успехов в промышленности, торговле и экономике. Николай Павлович искренне верил, что его личной монаршей волей и непосредственным участием в государственном управлении можно сохранить следование национальным традициям в обществе и государстве и при этом без революционных потрясений справиться с вызовами времени -необходимостью модернизации экономики, армии и образования. Этим определяется двойственность николаевской эпохи, в которой консервативные черты (охранительная политика, поддержание сословного строя, покровительство национальным стилям в культуре) сочетаются с реформаторской политикой, оказавшей влияние на модернизацию России (кодификация российского законодательства, создание специализированных отраслевых учебных учреждений, усилия по развитию фабричной промышленности). Николай I размышлял об отмене крепостного права: «Крепостное право есть зло. Я не понимаю, каким образом человек сделался вещью. Этому нужно положить конец. Однако думать об эмансипации крестьян в настоящий момент — значит подвергать опасности общественный порядок. Нужно подготовить пути к постепенному переходу к другому порядку вещей». В царствование Николая I последовательно был создан десяток секретных комитетов для обсуждения реформы положения крестьян; была запрещена варварская система продажи крестьян без земли. Но решиться на отмену крепостного права «неустрашимый рыцарь самодержавия» так и не смог, оставив решение крестьянского вопроса сыну Александру. Николай I ввел жесточайшую цензуру, но сам выступил против запрета публикации «Ревизора» Н.В.Гоголя; объявил «крестовый поход» против взяточничества и коррупции, прямо давая понять чиновникам, что знает «не только их дела, но и их проделки». Одним из символов николаевского правления стало появление в России железных дорог. Николай Павлович, великолепный инженер по образованию, лично контролировал железнодорожное строительство в стране, понимая сколь важно развивать транспортное сообщение внутри огромной державы. Зимой 1842 года был подписан царский указ о сооружении железной дороги Санкт-Петербург - Москва протяженностью 650 км. При строительстве дороги по личному распоряжению императора была выбрана ширина колеи в 1524 миллиметра - больше европейской на 89 миллиметров, чтобы ей не мог воспользоваться неприятель. Через сто лет ширина “русской колеи” сильно затруднит снабжение немецко-фашистских войск, рвавшихся к Москве. У Николая I была большая и дружная семья, обожаемая супруга – прусская принцесса Шарлотта, в православии нареченная Александрой Федоровной. Их брачный союз не был лишен испытаний, но супруги до конца дней сумели пронести искренние чувства любви и уважения друг к другу. «Вот источник моего счастия: жена и дети» - любил повторять Николай Павлович. Баронесса Мария Фредерикc вспоминала: «К себе самому император Николай I был в высшей степени строг, вёл жизнь самую воздержанную, ел всегда мало, большей частью овощи, ничего не пил, кроме воды, разве иногда рюмку вина, никогда не курил, но и не любил, чтобы другие курили. Прохаживался два раза в день пешком обязательно - рано утром перед завтраком и занятиями и после обеда, днём никогда не отдыхал». «Исторический музей, продолжая серию выставок, посвященную российским правителям, впервые за долгое время обращается к противоречивому образу Николая I и до конца не оцененному современниками и исследователями периоду его правления. На выставке можно будет познакомиться с уникальным документальным и изобразительным наследием великого князя Николая Павловича; предметами, связанными с его детством и юностью, женитьбой и служебной деятельностью до воцарения; редчайшими документами и нумизматическими памятниками, воссоздающими историю междуцарствия», - говорит Алексей Левыкин, генеральный директор Исторического музея. В экспозиции будет представлено более 260 предметов, в том числе личные вещи монарха. Особый интерес представляет коллекция военной униформы, портреты венценосных особ, а также основных сподвижников Николая I: А.Х. Бенкендорфа, С.С. Уварова, М.М. Сперанского, И.Ф. Паскевича. Известно, что Николай I любил живопись, покровительствовал высоким искусствам и сам неплохо рисовал. Так, на выставке будет представлен автопортрет Николая I и картина его любимого художника-баталиста А.И. Ладюрнера. Интересно, что основой для картины Ладюрнера, запечатлевшей подход к Зимнему дворцу лейб-гвардии Преображенского полка 14 декабря 1825 г., стал карандашный набросок, выполненный главным участником тех событий - императором Николаем I. На выставке будут представлены предметы из собрания Государственного архива РФ, Музеев Московского Кремля, музея «Новый Иерусалим», Центрального музея железнодорожного транспорта РФ, музея-заповедника «Бородинское поле», музея-заповедника «Петергоф», Российского института истории искусств, Российской государственной библиотеки — а также из частной коллекции А.Г. Егорова.
  • Николай I. Идеальный самодержец – афиша
  • Николай I. Идеальный самодержец – афиша
  • Николай I. Идеальный самодерже�ц – афиша
  • Николай I. Идеальный самодержец – афиша
  • Николай I. Идеальный самодержец – афиша
Декоративно-прикладная, Историческая, Живопись, Классическое искусство

Рестораны рядом

Все

Смотреть в Okko

Все