Чех Мирослав Тихий, чья слава началась лет десять назад, когда ему было за 70, — полубомж-полугений, самостоятельно мастеривший свои фотокамеры. С этими омерзительными на вид устройствами, сделанными из картонок из-под туалетной бумаги, он слонялся по городу и фотографировал женщин (чаще сзади и не заботясь о том, чтобы в кадр попала голова), из всех мест их скопления предпочитая городской бассейн. Тихий предложил эффектное решение проблемы «права на фотографирование» в условиях, когда фотографу надо серьезно подумать, что даст миру очередное грамотное ню. Кем надо быть, чтобы снимать раздетых женщин по три пленки в день и стать сенсацией арт-мира? Только нищим, опустившимся стариком.
Фотография |
Вряд ли есть жизненные варианты завиднее, чем быть грязным, опустившимся стариком. Именно грязные, опустившиеся старики могут позволить себе без смущения наслаждаться собственной порочностью. В литературе непревзойденным грязным стариком был и остается Чарлз Буковски, теперь и в фотографии есть аналогичный персонаж. Чешская фотосенсация Мирослав Тихий, чья слава началась лет десять назад, когда ему было за 70, полубомж-полугений, самостоятельно мастеривший свои фотокамеры. С этими омерзительными на вид устройствами, сделанными из, в частности, картонок из-под туалетной бумаги, он слонялся по городу и фотографировал женщин (чаще сзади и не заботясь о том, чтобы в кадр попала голова), из всех мест их скопления предпочитая городской бассейн. Cнимать он начал еще в 1950-х, вероятно, тогда он был не так уж стар, но поскольку его работы, которые он никогда не подписывал, датируются очень примерно, как сделанные между 1950-ми и 1980-ми, отталкивающий образ старика-вуайериста всегда маячит за этими мутными, помятыми и заскорузлыми фотокарточками, иногда обрамленными самим автором в трогательные замызганные картонные рамочки; на фотоярмарках ими так и торгуют — не снимая рамочек и не разглаживая. Тихий явно добавил кое-что к представлению об «оригинальном отпечатке» в эпоху технической воспроизводимости — можно только догадываться, от чего эти гадкие пятна: известно, что снимки бесчисленных анонимных женщин валялись у него по всему дому, он специально скидывал их на пол, чтобы годами топтать ногами, доводя до нужной кондиции.
Его открыли под старость, хотя открывали до того несколько раз: много десятков лет назад, перед тем как стать городским сумасшедшим, он был известным живописцем. Когда его вытащили на поверхность в 2000-х, его эротоманская мизогиния произвела сильнейшее впечатление. Тихий предложил эффектное решение проблемы «права на фотографирование» в условиях, когда фотографу надо серьезно подумать, что даст миру очередное грамотное ню. Кем надо быть, чтобы без зазрения совести снимать раздетых женщин по три пленки в день и стать сенсацией арт-мира? Только нищим, опустившимся стариком.
Восхищает то, что фотографии получены с использованием самодельных или сломанных агрегатов...это вызывает даже уважение.. Но сами работы... При их просмотре, за очень редким исключением на портретные фотокарточки, возникает неприятное чувство подглядывания за женщинами.. Много однообразных ракурсов из категории "женщина лежит и загорает", "женщина переодевает купальный костюм" и т.п. И таких работ множество..они составляют подавляющее большинство экспозиции. Нельзя сказать, что снято пошло, грубо или вульгарно.. Нет...снято банально неприятно и с налетом вуайеризма. Бегло осмотрев экспозицию, хочется тут же перейти в другой зал.
Снгодня была в Мультимедиа-арт-музее. Из всех выставленных работ больше всего понравились фото Мирослава Тихого. Дорогие мои! не читайте рецензий! Ходите и смотрите сами? делайте свои выводы. Прочитав рецензию на выставку Тихого, не очень хотела смотреть его работы. Но он - настоящий художник. Не важен технический арсенал ( если ты не рекламу и фэшн снимаешь). У него есть свой мир, свое настроение. Мне оно показалось достаточно нежным.
Растревоженное чувство дискомфорта.
Экскурсия на границу, где эгоизм подсказывает спасаться бегством от болезненно ярких переживаний.
Очень непростая экспозиция. «Хорошо» в формате плохо.
Похоже на архив серийного убийцы, милое хобби которого – фиксировать образы пока еще живых и ничего не подозревающих жертв, уродовать тела разнообразными шумами и помехами. Ощущение одновременно гнетуще отталкивающее и магически притягательное.
Это не просто пенетрация в чужую жизнь. Это подсматривание за тем, кто сам подсматривает. Чувство вины и отвращения. И одновременно – жалость к автору. Он не городской сумасшедший, но вот что у него в голове…
В этих фото – тошнотворные чувства, откровенное нездоровье, преследование, одиночество, тяжесть, тоска, упадок, растрачивание жизни, небытие.
Не знаю ничего про "полугения", но "полубомж" - факт. Вся экспозиция - болезненный вуаеризм, самого похабного толка, негигиеничный, тревожный. Для полноты картины не хватает подзвучки зала - хриплого, прерывистого дыхания, из старых загаженных легких, сквозь смрадный беззубый рот.
Что общего между ужасными отпечатками ужасных псевдофотографий, на которых ни хрена не видно, сделанных на обломки мусора, и искусством?! "Легендарный фотограф нон-конформист, реакционер, один из важнейших мастеров века", - чем больше эпатажа и загадочности - тем выше оценка творчества. Но такой взгляд на современное искусство, к которому причисляют любого маргинала-порнографа в старом пальто, претит здравому смыслу, разве нет?