Историческая, Архитектура, Графика, Классическое искусство |
Выставка приурочена к 130-летию рождения гениального архитектора Константина Мельникова, но из-за эпидемии короновируса, перенесена на два года. Экспозиция выстроена не хронологическом порядке, а по идеям и характеру такого разнопланового одаренного человека. Каждый зал имеет своё название. Очень насыщенная и великолепно оформленная экспозиция.
Первый зал «Визионер». Кто Вы, Константин Мельников? В ответе перечислены многие грани таланта: визионер, мастер авангарда, архитектор, мастер формы и т.д. И в этом зале макет нереализованного проекта Наркомтяжпрома, к счастью, не реализованного, такая громадина в центре «подавила» бы Кремль. Мне интересно, это было данностью того времени, когда большинство наших архитекторов создавали гигантские проекты или, действительно, видение самого Мельникова. Здесь же собраны отзывы о работах архитектора. Какой мужественный и уверенный в своей правоте человек - Константин Мельников, если бы обычному человеку столько наговорили критики, то можно сломаться. «Это – уродливое, неудобное сооружение, похожее на всех чертей» -это сказано о Клубе имени Русакова, здание, признанное шедевром. Мельников – «перманентный» новатор, и еще много всяких высказываний. Константин Степанович не сломался. Работал полноценно, как архитектор, до конца своих дней.
Так, для международной выставки в Нью-Йорке, в которой СССР в результате не участвовал, Мельников все же сумел подать проект павильона с крышей, напоминающей полет Гагарина в космос. То есть в рамках своего времени он как архитектор развивался полноценно.
Не все проекты Константина Степановича были воплощены в жизнь, но это происходило не только у Мельникова, но и у всех наших советских архитекторов. Эти работы с больших конкурсов показывают уровень и масштаб архитектора и то, какое у него было видение архитектуры, возможно даже будущей.
Отдельный зал посвящен строительству дома-мастерской. Оформление зала, эскизы, чертежи, подлинное деревянное перекрытие дома, изъятое при реставрации дома, макет окна в натуральную величину, образец кирпичной кладки стен – всё поражает и восхищает.
Константин Степанович писал, что легко усваивается другими то, что им хорошо знакомо, а с новым? – как заставить увидеть то, чего нет перед глазами?.. УВИДЕТЬ АРХИТЕКТУРУ ПО ПРОЕКТАМ ТО ЖЕ, ЧТО УСЛЫШАТЬ МУЗЫКУ ПО НОТАМ. Разницы никакой, но авторы симфоний могут потребовать исполнения своих произведений в звуках и получить оценку своего творчества – строители же бессильны защитить свою силу. Мы можем оценить творчество такого гениального архитектора по сохранившимся рисункам и макетам, только не полной мере. Даже в данной экспозиции представлено не всё отобранное для выставки.
Можно увидеть фотографии, документы, подлинные вещи Константина Степановича.
Великолепная атмосфера в зале, где представлена живопись Мельникова, как будто находишься в круглой мастерской художника, где за огромными окнами колышутся ветви березы.
А есть ещё потайная комната. Экспозиция этого зала посвящена работе Константина Степановича по созданию саркофага для Мавзолея В.И.Ленина. Под стеклянным саркофагом сделан в натуральную величину гроб, обтянутый красным материалом. Впечатляюще выглядит. В том же зале небольшой фрагмент о работе над катафалком для Леонида Красина. Для Мельникова этот заказ был очень важен, как способ попрощаться и отблагодарить Красина за всё, что он сделал для Константина Степановича.
Какое все таки счастье, что мы можем еще многое увидеть из созданного по проектам Мельникова:
Бахметьевский гараж на ул. Образцова, гараж на Новорязанской улице, гараж Интуриста на ул. Сущевский Вал, гараж Госплана в Лефортово, клуб завода "Каучук" в Хамовниках, Ново-Сухаревский рынок, клуб фабрики "Свобода" на ул. Вятская, дом культуры имени И. В. Русакова и клуб фабрики "Буревестник" в Сокольниках, дворец культуры Дулевского фарфорового завода.
Эта выставка будет интересна всем, она очень многогранна, как личность самого Константина Степановича. Спешите