Поздний, то есть послевоенный, сюрреализм — явление критикуемое, девальвированное и за настоящий авангард не воспринимаемое. Но аниматор Ян Шванкмайер — интересный случай. Будто бы готовые ежеминутно ожить фетиши из его извращенного насыщенного мира, в котором любой неживой объект или отдельная часть тела становится самостоятельным персонажем, будут в качестве предметов искусства вписаны в специально построенную инсталляцию. В ней же будут проигрываться его короткометражные фильмы, среди которых встречаются такие, например, как «Конспираторы наслаждения» или «Влюбленное мясо». В этих лентах, сделанных вручную на грани между кино и кукольной анимацией, происходят замечательные и вместе с тем отвратительные взаимодействия реальных или мультипликационных предметов и людей. Вещи мутируют, части тел эмансипируются, люди же ищут способы приспособить их для своих перверсий.
Важность фигуры очень почитаемого западными фантазерами типа братьев Куэй и Терри Гиллиама Шванкмайера заключается в том, что его волшебный мир расцвел вовсе не на фоне изобильного и приглашающего к безудержному фантазированию многообразия западного искусства. Напротив, он родился в аскетических культурных условиях соцблока. Если поздний капиталистический сюрреализм был скорее поощряемым последствием определенной (в рамках системы искусства) вседозволенности, то поздний социалистический сюрреализм — в какой-то степени симптом, возникший в результате вытеснения и запрета. Аналогичным образом в СССР появились Кабаков и Пивоваров, которые хоть и считаются концептуалистами, немало взяли и от сюрреалистической образной комбинаторики. Правда, изначально идеологические ограничения в ЧССР были не такими жесткими, как у нас. Например, в молодости Шванкмайер был официальным, с членской книжкой, участником Чехословацкой сюрреалистической группы, которая спокойно функционировала в период Пражской весны. Тогда идеологический климат в ЧССР располагал к вольностям, правда недолго: какое-то время Шванкмайеру все же не давали снимать. Потом все равно пришло признание, с 88-го и до сих пор ему дают бюджеты на полный метр, он окружен славой и доверием. Любопытно, что в «Гараже» в пандан к его выставке откроется выставка молодого шведского мультипликатора-сюрреалистки Натали Юрберг. И хотя их методы и даже вычурная, подверженная непрерывным метаморфозам, эротизированная пластика очень напоминают друг друга (все-таки это один большой интернациональный стиль, хотя и на разных витках), имеет смысл помнить о крайне непохожих условиях возникновения этого вроде бы почти идентичного искусства.