Впервые 100 знаковых произведений родоначальника поп-арта покажут вместе с работами российских современных художников: от легенд соц-арта Комара и Меламида и Владислава Мамышева-Монро до Павла Пепперштейна и группы RECYCLE. В фокусе выставки не только сам Уорхол и миф вокруг него, но и то, как этот миф повлиял на советское и российское искусство. Прошло 60 лет после появления уорхоловской «Фабрики», но российское искусство все еще размышляет над темами, поднятыми королем поп-арта. Что такое общество потребления с его армией курьеров и транснациональных сервисов, может ли художник быть брендом и что значит американская поп-культура для русского человека?
В каждом из 9 пространств выставки культовые произведения Уорхола соседствуют с работами российских авторов: шелкография с Мэрилин рядом с фотографиями Мамышева-Монро в ее образе, банка Кэмпбелла с банкой сгущенки Дмитрия Шорина, банкноты с подписью Уорхола с проектом «Новые деньги» Леонида Парфенова и Елены Китаевой. Московский концептуализм Юрия Альберта и Дмитрия Пригова, медгерменевтика Павла Пепперштейна, соц-арт Александра Косолапова, Комара и Меламида, инсталляции RECYCLE GROUP, провокационное искусство Олега Кулика и Тер-Оганьяна — зритель увидит, как непохожие друг на друга художники вышли из одной банки с супом Кэмпбелл.
Работы для российской части кураторам выставки помогали отбирать Александр Боровский, заведующий отделом новейших течений Русского музея и Андрей Ерофеев, куратор выставки «Русский поп-арт» в Третьяковской галерее.
100 работ Уорхола собраны для выставки из частных коллекций — из-за отсутствия межмузейного обмена с США в Санкт-Петербург невозможно привезти шедевры из Музея Уорхола в Питтсбурге. Зритель увидит как самые ранние произведения художника — например, иллюстрации к книге «В глубине моего сада» с которых началась карьера Уорхола-художника, так и серию из 10 шелкографий с Мао Цзэдуном. Один из принтов серии, привезенных в Петербург происходит из самого первого тиража 1972 года. Кроме того в экспозицию войдут уорхоловские полароиды, обложки оформленных им пластинок, а в кинозале покажут его экспериментальные фильмы.
Выставка-исследование собрана формате аттракциона-лабиринта, где собран весь арсенал поп-арта: розовый мех, диско-шары, флуоресцентные лампы и, серебряная фольга — любимый материал Уорхола. Над архитектурным решением работала Юлия Наполова — основатель бюро PSCulture и автор дизайна выставки «Сесил Битон и культ звезд» в Эрмитаже.
Первая крупная выставка Уорхола в Санкт-Петербурге проходила 2000 году в Эрмитаже, а спустя 6 лет ретроспективу художника показали в Третьяковской галерее и Русском музее. В 2020 году в Москве прошла выставка «Я, Энди Уорхол», которая вызвала в медиа громкие споры о подлинности работ и самой фигуре художника, который ставил под сомнение саму суть подлинности произведения, а повтор использовал как полноценный художественный прием. Проект «Энди Уорхол и русское искусство» — попытка осмыслить образ и мифологию художника на российской почве. К выставке выпущен каталог со статьями Александра Боровского и Андрея Ерофеева, оформленный студией ABCdesign.