Художник-станковист с весьма экспрессивной манерой, Александр Дейнека (1899–1969) был близок как советским начальникам, так и простым советским людям. Мозаики на «Маяковской» и «Новокузнецкой», многочисленные «Текстильщицы» и «Лыжники», «Крымские пионеры» и механизация Донбасса — безупречная советская тематика, исполненная максимально страстно и совершенно не ортодоксально. При этом самая знаменитая работа Дейнеки — «Оборона Петрограда» подозрительно напоминает картину швейцарского символиста Фердинанда Ходлера «Выступление йенских студентов в 1813 году», а поздний Дейнека — вообще сплошной Матисс, Сезанн и прочий импрессионизм. Дейнеке грозили обвинения в западничестве — тем более что на Западе он был вполне известен и почитаем, — но все обошлось: слишком очевиден масштаб личности, слишком сильна народная любовь. Впрочем, ничего монументального и знаменитого на нынешней выставке в Третьяковке не покажут: это графика 30–60-х годов, привезенная из родного города Дейнеки — Курска.
Ранние рисунки времен Вхутемаса — плотные светотеневые сценки, выполненные под влиянием наставника Фаворского. Иллюстрации для журналов «Безбожник у станка», «Прожектор», «Даешь»; опять черно-белые — строгие советские граждане, комичные пионер с самоваром и священник с коровой. Зарисовки под впечатлением поездок в Америку, Францию и Италию (все — 1935 год). От страны к стране Дейнека меняет манеру, приспосабливаясь к новой действительности. Супрематические паровозы, мчащиеся на пределе скорости самолеты — все с добавлением цвета и ощущением бесконечного счастья. Война и победа, безмолвные берлинские развалины и венские зарисовки (1946–1947) — экспрессивные длинные штрихи, провозглашающие продолжение жизни даже через опустошение. Отдельная тема — женщины: нежные натурщицы, потягивающиеся на рассвете, или штудии с лежащими в замысловатых позах девушками, округлые формы которых будто высечены красным карандашом.
Привезенный из Курска Дейнека, может, и камерный, но все равно невероятно сильный. Пятьдесят лет поиска, разные манеры, подражание именитым мастерам — ничто его не испортит. Он, как настоящий боксер (из биографии известно, что это был второй возможный вариант развития карьеры Дейнеки), одним ударом способен отправить в нокаут, а в Третьяковке этих хуков целых сто пятьдесят.
Дейнека-то оказывается родом из Курска+много работал в сфере графики..
два момента: 1. меня поразило, что "Работница"+"Пионеры и бывшие", 2 рисунка 1926 года, выполненные для журнала "Безбожник у станка", в принципе представляют на м в лице пионеров и работницы не меньших жизнелюбцев и скажем так любителей удовольствий, чем рисунок - девушки, танцующие что-то такое фокстротное практически голые из американской серии.. 2. думаю, тем кто был в Риме, в США и др. будет интересно посмотреть на зарисовки Дейнеки разн. мест из этих и др. стран.. и тем кто не был там интересно, но бывавшим: сравнить именно по ощущениям
Великолепная графика, грамотно размещенная в двух небольших залах - ровно столько, чтобы не спеша насладиться каждым экземпляром и завершить просмотром огромной книги жизни, в которой Дейнека не менее красноречив, чем вживую. Советских маршей бы еще фоном, но и без них все хорошо.