Может ли фотограф стать посредником в неустойчивом и хрупком взаимодействии между человеком, которого снимают и зрителем? Какую роль примеряет на себя фотограф, когда отрывается от объектива и становится зрителем? Позволяет ли работа фотографа с собственной рефлексией ускользать от привычной роли «оператора» фиксируемой реальности и говорить о фундаментальных свойствах фотографии? Эти и многие другие вопросы возникают при осмотре выставки Бориса Сысоева «Punctum». Важно отметить, что фотограф снимает бережно, чутко и искренне, всматривается в портретные образы и натуру человека сквозь призму любования и неподдельного интереса.
Неудивительно, что в качестве концептуальной основы выставки взята важная и несколько загадочная теория «punctum» знаменитого философа литературоведа и теоретика фотографии Ролана Барта. Идея о том, что в фотографии есть некая «деталь», «укол», позволяющая разорвать порочный круг привычных представлений об увиденном сюжете, сцене, человеке, отчетливо резонирует с другой фразой Барта «эмоция как отправная точка», которая выступает, своего рода, гуманистическим лозунгом выставки.
Экспозиция выставки включает более пятидесяти фотографий известных художников, искусствоведов и деятелей искусства, связанных с Российской академией художеств.
Отдельная часть экспозиции посвящена ушедшим из жизни художникам и искусствоведам. Эти фотографии словно стали реликтами прошлого, обозначив важную роль частной инициативы Бориса Сысоева по сохранению памяти и вклад в общественное и институциональное развитие мемориальной культуры Российской академии художеств. Не менее значимым обстоятельством является передача вошедших в экспозицию фотографий в фонд академии. Выставка приурочена к этому событию.
Кроме того, выставку дополняет интервью, взятое Ириной Дайнеко. В нем фотограф рассказывает о знакомствах и дружбе с художниками, о становлении в профессии, о технологических основах фотографии и ее способности сохранять и распространять память о людях, их жизни и культуре. Таким образом, фотографии становятся частью личной и профессиональной биографии, а портретная съемка преобразуется в нечто большее, в способ художественного видения. Эта экзистенциальное отношение к фотографии сближает Сысоева с автобиографической «тональностью» исследований Ролана Барта.