Главный музей страны
Несмотря на невероятных размеров коллекцию, главный музей страны устроен вполне рационально: на первом этаже — древность (отечественная археология и классическая античность), второй — искусство Ренессанса, барокко и классицизма, с картинами Рафаэля, Эль Греко, Рубенса. На третьем этаже продолжение истории европейской живописи (XIX — начало ХХ века) — Ренуар, Моне, Матисс — и экспозиции «Индия», «Иран», «Китай». В фильме режиссера Александра Сокурова «Русский ковчег» камера за полтора часа успевала побывать в 33 залах музея. Всего же их — 365.
Крупнейшее собрание русского искусства, от домонгольских икон до авангарда
Крупнейшее собрание русского искусства — от древних икон до живописи конца XIX века — хранится в построенном архитектором Карлом Росси дворце Михаила Павловича (младшего брата Александра I). Самые крупные залы отведены художникам Императорской академии художеств первой половины XIX века, поменьше — картинам передвижников, Ильи Репина, Василия Сурикова и остальных. Собрание символистов и художников русского авангарда, которым гордится Русский, выставлено в пристройке Михайловского дворца — Корпусе Бенуа. В нее можно попасть как из основного здания (продолжая движение), так и через отдельный вход с канала Грибоедова.
Петербургский филиал московского центра дизайна
Петербургский филиал московского дизайн-кластера расположился в здании бывшего Центрального конструкторского бюро машиностроения на Красногвардейской площади. Пока что здесь функционирует только огромное выставочное пространство: его планируют использовать под выставки, концерты, дизайн-маркеты и бизнес-форумы. А в скором времени площади, как и в Москве, заселят арендаторы — художественные мастерские, шоу-румы, дизайнерские и архитектурные студии, а также магазины с авторскими предметами мебели и книгами.
Музей современного искусства на Васильевском острове
Пестротою спектра стилей и направлений с музеем современного искусства «Эрарта» может конкурировать разве что галерея «Борей». Но «Борей» — это полдюжины низкорослых зальчиков в полуподвале, хоть и в центре. А «Эрарта» — пять свежеотремонтированных и тщательно оборудованных этажей, пусть и в дальнем конце Васильевского. Поэтому в «Эрарту» охотно идет и та публика, которая пренебрегает повытертым «Бореем». В левом крыле особняка на 29-й линии — собственно музей, ленинградская-петербургская живопись конца ХХ — начала ХХI века; отдельные экспозиции предоставлены крупнейшим фигурам умеренного ленинградского нонконформизма 70–80-х: Николай Сажин, Вячеслав Михайлов, Елена Фигурина. На трех этажах есть инвайронмент-проекты («U-Space») — записываешься, платишь деньги и некоторое время проводишь в специальном суггестивном антураже: можно, например, оказаться в комнате, где предметы вроде знакомы, но больше привычных раза в два («Детство»). В правом крыле расположены галереи. В магазине у входа предлагают заказать копию любой из музейных картин.
Дипломные работы художников, скульпторов и архитекторов, а также копии античных скульптур и полотен мастеров Возрождения
Дипломные работы художников, скульпторов и архитекторов, обучающихся в Академии, заполняют залы второго этажа. На третьем — архитектурная коллекция, в которой имеется несколько проектов знаменитых зданий Петербурга. Стоит зайти и в купольный конференц-зал, по стенам которого расставлены и развешаны гигантские копии античных скульптур и полотен Рафаэля, Тициана и других мастеров Возрождения.
Официальный эпицентр статусного современного искусства
Полная реконструкция здания по проекту архитектора Никиты Явейна завершилась в 2013 году и сделала из ведомственного здания эпицентр статусного современного искусства. В новых интерьерах практически сразу провели европейскую биеннале «Манифеста», а после ее закрытия заполнили залы работами из Зимнего дворца. Сюда переехали полотна Матисса, Сезанна и других эрмитажных модернистов. Параллельно на временных экспозициях в Главном штабе можно увидеть работы международной группы «Флюксус», скульптуры немца Маркуса Люперца и британца Тони Крэгга, лучшие образцы финского дизайна и живопись Фрэнсиса Бэкона. Здесь же работает и книжный магазин, где можно купить выставочные каталоги и книги по искусству.
Бывшая императорская резиденция и филиал Русского музея
Бывшая императорская резиденция оставалась в распоряжении военного ведомства вплоть до начала 1990-х годов, пока не стала филиалом Русского музея. Сюда перевели собрание «россики» (произведений иностранных художников, работавших в России в XVIII-XIX веках) и открыли постоянную экспозицию скульптуры конца XIX — начала XX века. Здесь же выставлены копии полотен эпохи Возрождения, написанные Петром Соколовым, Федором Бруни, Карлом Брюлловым и другими «академиками».
Возможно, будущее место силы современного искусства в Петербурге
Масштабная реконструкция здания архитектора-классициста Джакомо Кваренги началась в 2013 году. До обустроившегося там в 1967 году выставочного зала Манеж использовался как гараж НКВД, склад и собственно манеж конногвардейского полка. Сегодня новое руководство создает в его стенах ультрасовременную площадку для показа актуального искусства и собирается развивать проекты для совершенно разной аудитории — от профессионалов из сферы искусства до детей и людей с ограниченными возможностями. Переориентация на современную культуру ощущается прежде всего в интерьере: дерево вместо холодного мрамора, мобильные перегородки вместо сложносочиненных лабиринтов и даже стулья для созерцания работ.
Собрание ювелирных изделий Карла Фаберже в Шуваловском дворце
Филиал Музея театрального и музыкального искусства расположился в Шереметевском дворце, принадлежавшем до 1917 года пяти поколениям русского графского рода. Участок под постройку фельдмаршалу Б.П.Шереметеву пожаловал сам Петр I, а архитектором усадьбы был выбран Савва Чевакинский. После революции во дворце располагался то Музей дворянского быта, то НИИ, а коллекция предметов расползлась по крупным музеям Ленинграда и Москвы. Основная, существующая и сегодня экспозиция «Шереметевы и музыкальная жизнь Петербурга XVIII — начала XX веков» открылась в 1995 году. Среди экспонатов — скрипка М.И.Глинки, коллекция флейт Александра I и виолончель Николая II.
История и актуальное состояние фотографии в просторных залах дома на Большой Морской
Один из пионеров музейного подхода к фотографии в России, центр «Росфото» занимается коллекционированием и научно-исследовательской деятельностью. В его выставочных залах в красивом доме в стиле модерн на Большой Морской регулярно проходят фотовыставки, рассказывающие об истории фотографии и ее нынешнем состоянии. Барбара Клемм, Владимир Антощенков, Франко Фонтана, Борис Смелов — лишь небольшая часть известных авторов, показанных в «Росфото» за последние годы. Активная выставочная деятельность зачастую подкрепляется образовательной программой, а посещение экспозиции нередко заканчивается в музейном магазине с хорошей подборкой книг по визуальным искусствам.