Москва
16 октября 2024

Соединили рэп и театр. (Что? Да!)

Александера Иванова
Это звучит необычно и стоит того, чтобы увидеть. Редакция «Афиши» решила представить вам современные независимые театры и пообщалась с основателем «Рэп-театра» Львом Киселевым. Узнали, в чем сила сочетания рифмы, прозы и сценического искусства.

Для пользователей Афиши доступна скидка 15% по промокоду «партер15» на спектакль «Преступление и наказание» 18 октября.

Правила акции

Советуем также сходить на постановку театра «Ретрит».

Лев Киселев

 

Давайте знакомиться! Вы – исполнитель рэп-фристайла, верно?

Рэп-фристайл – жанр, который сочиняется на ходу. Можно сказать, что я один из пионеров и популяризатор этого движения. Выиграл множество крупных баттлов. Уже почти десять лет подряд организовываю еженедельные встречи рэп-фристайлеров и провожу соревнования в Москве и Санкт-Петербурге. С 2006 по 2011 год (с перерывами – прим. ред.) я был ведущим на рэп-площадке «ЧелАут» на фестивале уличных культур Snickers Урбания. Также выиграл крупнейший русскоязычный онлайн рэп-баттл. Онлайн рэп-баттл – предвестник некогда суперпопулярного Versus. На форуме hip-hop.ru, где тогда тусовались почти все русские рэперы, организаторы собирали именитых судей, давали тему, и в течение недели-двух нужно было записать и сдать трек. Сначала проходили большие отборы, затем баттлы на выбывание. Получилось, что я выиграл только девятый баттл.

 

Как появилась идея к созданию такого необычного направления?

Я, конечно, не являюсь автором идеи рэпа в театре. Какие-то номера часто встречаются в современных спектаклях – меня особенно впечатлили «Копы в огне». В 2018 году я принял участие в хип-хопере «Орфей» (режиссер Юрий Квятковский). Параллельно мы создавали эскизы с лучшими участниками фристайл-мастерской, где в режиссуре нам помогал Захар Насакин (сценарист, режиссер, актер театра и кино – прим. ред.). В 2022 году я выиграл грант мэра на создание спектакля и снова обратился к Захару, чтобы создать что-то более масштабное.

 

Постановка «Преступление и наказание».

 

Как проходила подготовка первого спектакля, и кто участвовал в ее создании?

На подготовку было где-то два с половиной месяца. Нас приютил в ЗИЛе Евгений Худяков. Виктория Макаркина, соосновательница уличного театра «Огненные люди», придумала образы и занималась поиском костюмов – от секонд-хендов до дачи. Кстати, топор в «Преступлении и наказании» настоящий! Свет сделал Дмитрий Макаров: он просто кого-то заменял в ЗИЛе, когда мы репетировали на сцене. Проникся и внезапно стал нашим художником по свету за один день. Хореографа Елену Братусь нам посоветовал Илья, который исполнял роль Раскольникова. Сроки поджимали, тексты писались с трудом; иногда меня посещало вдохновение, и режиссеру приходилось внезапно добавлять новые треки. Декорации поднимали на четвертый этаж, некоторые актеры менялись – полный хаос, и это, конечно же, главный театральный кайф. Татьяна Сафонова, которая стала директором нашего театра, дала возможность выступить при полном зале на 750 человек в культурном центре «Вдохновение».

 

На одном из выступлений парень чуть не потерял сознание от восторга. Не шучу.

 

В вашем репертуаре три спектакля – «Преступление и наказание», «Идиот» и «Ретрит». Вы «стартовали» с творчества Федора Михайловича. Почему он?

Изначально планировали поставить что-то из русской классики, и «Преступление и наказание» было нашим приоритетным вариантом. Мы с Захаром уважаем и любим творчество Достоевского. Убийства, бедность, расследования – очевидно хороший материал для рэп-спектакля, даже в базовом понимании обывателя. Роман – часть школьной программы, и большинство знакомы с его содержанием. У Достоевского насыщенные диалоги и циничный слог, поэтому переделывать его тексты в рэп – это хоть и своеобразное, но удовольствие. В 2023 году наш спектакль «Преступление и наказание» был номинирован на премию «Музыкальное сердце театра» (театр получил шесть номинаций, в том числе «Лучший спектакль» и «Исполнитель главной роли» – прим. ред.), а также вошел в лонг-лист Российской национальной театральной премии «Золотая маска». На Большом Детском Фестивале мы выиграли приз художественного руководителя – народного артиста России Сергея Безрукова.

Останавливаться на достигнутом не было желания.

 

Постановка «Идиот».

 

Поэтому следом запустили постановку «Идиот»?

Грантодатели ожидали от нас сорокаминутного эскиза со студентами и не были готовы к тому, что мы представили. Подали заявку на грант мэра снова и выиграли. К режиссуре присоединился Давид Каас, и вместе с Захаром они уже более основательно работали над драматургией и общим стилем. Если в «Преступлении и наказании» диалоги между треками были своеобразной передышкой, то в этот раз они решили дать актерам больше возможностей для игры. В спектакль добавили глубины. Вместо хип-хоп танцев теперь контемпорари (Ксения Карпова), музыку писал молодой гениальный композитор Яков Фиш, а над светом скрупулезно работали с Алексеем Рогановым. Спектакль получился более вдумчивым и сложным.

 

Весной 2024 года вы выпустили «Ретрит» – уже авторский спектакль. Ушли от классики, но почему?

В 2023 году я принял участие в лаборатории мюзикла «Резиденции ТТ». Подал заявку без особых ожиданий, но ее утвердили. 10 либреттистов и 10 композиторов в рамках проекта творили в жанре мюзикла и других формах современного музыкального театра. Работал в паре с композитором Александрой Петровой, которая предложила написать про ретрит и отношения. К теме эзотерики отношусь крайне скептически, но после двух спектаклей по Достоевскому хотелось переключиться и взглянуть с иронией на современные темы. Я даже сходил на пару практик, пока готовились к показу (Смеется). Но не проникся. Мы привлекли к работе Сергея Азеева (один из самых титулованных молодых актеров и режиссеров Санкт-Петербурга, лауреат молодежной премии «Прорыв», номинанта национальной театральной премии России «Золотая Маска» – прим. ред.) Участвовали важные для нас люди: Яков Фиш – аранжировщик, Banzay – хореограф, Виктория Макаркина – художник по костюмам, Михаил Глушков – художник по свету.

 

 

В вашей труппе нет ни одного «исконного рэпера»? Они – актеры, которым приходилось учиться правильно «зачитывать»?

Я сам играю некоторые роли (пишу их под себя, прошу режиссеров, чтобы не приходилось плясать и кувыркаться, играю людей в возрасте). Исполнитель роли Раскольникова Илья Додылин – рэпер и поэт. Он был участником мастерской и учился у Андрея Родионова. Андрей Исаенков служит в Губернском театре, но при этом у него есть несколько альбомов. Остальные, конечно, скорее больше актеры, чем рэп-артисты. На первом кастинге мы быстро поняли, что актера научить зачитывать проще, чем из рэпера сделать актера. Все участники нашей труппы (кроме, естественно, меня) имеют актерское образование.

Сейчас с нами 12 человек, но помимо игры на сцене, команда занимается и другими делами: у нас есть выпускающие режиссеры, SMM-специалисты, и монтажники-грузчики.

 

К эзотерике отношусь скептично, но ради постановки сходил на пару практик. Не проникся.

 

Вы выступаете не только в Москве?

Без фестивалей было бы очень трудно. Они часто предоставляют нормальные гонорары и возможность путешествовать. Мы участвовали в фестивале «Другие берега» (Новосибирск), «Иллюзион» (Губкин), «Новые люди» (Калуга). Провели неделю на берегу Черного моря благодаря фестивалю «Театральная гавань». Вместе с проектом «Эхо БДФ» выступили в Архангельске, Ижевске, Нижнем Новгороде, Иркутске. Были в Зарайске на фестивале-путешествии «Достоевский». Показывали «Преступление и наказание» на фестивале «Театральный бульвар». Даже на Красной площади выступали! Из последнего: в начале октября отыграли на сцене Театра Бориса Эйфмана в Санкт-Петербурге в рамках VII Большого детского фестиваля. В ноябре поедем на фестиваль «Достоевский. Омск».
 


Поделитесь планами. Можем ожидать каких-то новых премьер?

Отправляю посыл во вселенную (Смеется) и загадываю наперед. Мы хотим создать свой «Анти-Ретрит» на берегу моря. Думаем вернуться к классике, но других писателей. В ближайших планах – в середине декабря выпустить совместно с «Москонцертом» подростковый спектакль «Снежная королева» по Шварцу. Самые главные задачи на ближайшие пять лет – обзавестись собственной сценой и регулярно выступать.

 

Рэп – стереотипный жанр. Зрители, которые приходят впервые, относятся скептично?

Для людей мы – новинка: «Рэп и театр? Достоевский? Да что это вообще такое!» Многие, вероятно, идут с низкими ожиданиями, потому что представляют человека в кепке, который кричит со сцены «йоу» и рифмует в стиле: «Я – Достоевский. Зачитаю вам рэп, и он будет очень резкий». Но в действительности все иначе. Например, в «Преступлении и наказании» есть сцена воскрешения Лазаря, где использован текст из Евангелия. Для нас это интересный вызов, и мы с уважением относимся к материалу.

 

Вы общаетесь со своими зрителями?

Конечно, не раз бывало, что после спектакля к нам подходили и благодарили. На одном из выступлений парень чуть не потерял сознание от восторга. Не шучу. Мы рады делиться своей энергией с каждым. Активно ведем телеграмм-канал – показываем закулисье и анонсируем фестивали, на которых выступаем. Стараемся подробно рассказывать о нашей жизни и регулярно делиться новостями.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все