






| Мюзикл |
| 16+ |
| Захар Насакин |
| 8 мая 2022 |
| 1 час 30 минут |
На сцене - подиум на фоне портрета Достоевского, нарисованного в стиле граффити. Тут исполняются фрагменты рэпа, которых, конечно, много. А чуть дальше грубый деревянный стол со скамьями, который выступает во множестве ролей: и койка Раскольникова, и стол в кабаке, и стол в полиции, за которым восседает Порфирий Петрович.
Действие состоит из коротких, но выразительных основных сцен из романа, которые перемежаются речитативами рэпа: они и рассказывают о содержании романа, и являются монологами героев. В подчеркнуто современном молодежном стиле рассказывается о страстях, муках и сомнениях героев. И становится ясно, что все эти вещи вне времени, они так же актуальны для сегодняшней молодежи, как и полторы сотни лет назад, когда роман был написан.
Все основные линии романа отражены – и линия Раскольникова-Сони, и линия Дуни-Свидригайлова, и Разумихина-Порфирия Петровича. Библейская история о Лазаре, которую читает Соня, звучит как настоящий символ возрождения. И даже история о несчастной лошади есть, хотя в очень измененном виде. И заметно, что роль Раскольникова доверена актеру обычной мальчишеской внешности – невысокий, худой, с узким лицом. Он просто сверхтипичный, таких на улице через одного. И это подчеркивает очень важную мысль – каждый человек, взрослея, должен решить вопросы о собственных границах, понять, что возможно, а что – смертельный грех. И герои этого спектакля, почти все молодые, проходят через эти испытания вместе с Раскольниковым, кто сострадая и сочувствуя ему, а кто – злорадствуя.
Идея соединить Достоевского и рэп мне очень нравится. Спектакль этот – попытка языком сегодняшней молодежи рассказать о вечных проблемах, которые стоят перед каждым – что такое честь, совесть, любовь, преступление, вина. И насколько успешна эта попытка, легко понять, посмотрев, сколько молодежи пришло – им явно интересен этот и другие спектакли театра, эксперимент удался!
Очень редко можно увидеть в театре, да еще на Достоевском, да еще на навязшем в зубах со школьной программы «Преступлении и наказание» так много молодежи. Так, чтобы сами пришли, а не организованной толпой за классной руководительницей. Честности ради, надо признать, что мало какая руководительница поведет класс на рэп театр. Вот поэтому молодежь приходит сама, покупает билеты, чтобы посмотреть, как соединились, эти, на первый взгляд, весьма далекие вещи.
В действительности за полтора часа актерам удается погрузить зрителя в сложный мир человеческих отношений, где много боли, много искренности, иногда мистики, иногда надежды и света. Из замысловатых текстов Федора Михайловича, режиссер грамотно выхвачена суть и спектакль получился очень динамичным и ярким.
Интересно, что труппа театра — это синтез: небольшая часть актеров, пришла со стороны рэпа, например исполнитель роли Раскольниоква - Илья Додылин. Но, большинство, имеют классическое театральное образование, но и рэп стали читать вполне органично. Хочу отметить потрясающую работу со светом Дмитрия Макарова и винтажные костюмы актером, по свидетельству Льва Киселева, подбирались они от секонд-хендов до дачи.
Под итожим, если вы хотите увидеть, что-то необычное, по-новому взглянуть на классику и вы не боитесь громкой музыки, ловите Рэп театр в своем городе или на театральных фестивалях, лауреатами которых по всей стране они часто становятся.
Если кто-то до сих пор считает, что рэп это музыка улиц, принадлежит он субкультуре, а исполняют его исключительно неформалы, подзаборники и оборванцы - откажитесь от стереотипов и оглядитесь по сторонам. Рэп давно вышел из подъездов спальных районов и захватил знаменитые сцены, засверкав под лучами софитов. Да и театральные залы уже сдались под натиском рэпа, не только включая отдельные композиции в постановки, но и создавая целые спектакли в стиле рэп.
Но так, чтобы взяться за Достоевского... Да еще не за что-нибудь, а за "Преступление и наказание", до отвращения замученное школьной программой... Да еще и вместить роман в полтора часа... Как не крути, но это чистой воды авантюра. Такая идея могла прийти в голову только безумцам. Но создатель "Рэп театра", а по совместительству автор рэп-текстов Лев Киселев и режиссер Захар Насакин решились на авантюру и победили. Рэп-речитативы Киселева сублимируют текст Достоевского, вмещая в малые объемы космичность смыслов и идей классика. Историю, рассказанную за полтора часа способен понять и прочувствовать даже отчаянный прогульщик уроков литературы. Монологи персонажей заставляют напряженно вслушиваться в слова. Текст Достоевского естественно переплетается со сценами, когда герои романа читают рэп. Сценография, костюмы, граффити и настоящий топор создают на сцене мрачный мир униженных и оскорбленных. Великолепно поставленный свет возносит сцену гибели лошади к библейским высотам. Воскрешение Лазаря звучит как всемирная исповедь, суля надежду на рождение нового мира А главное: после спектакля возникает желание перечитать Достоевского... или прочитать. Не зря этот Хип-хоп-проект получил грант мэра Москвы 2022 года.