Москва
Самые ожидаемые спектакли 2016 года в Москве
Новый Богомолов в «Ленкоме» и Кулябин в Большом, премьеры «Практики» и «Гоголь-центра», эксперименты в «Электротеатре» и «Лаборатории Крымова», а также новая классика в «Мастерской Фоменко» и «Студии театрального искусства». В путеводителе «Афиши» — главные московские премьеры 2016 года.
4 февраля 2016

«Машина Мюллер» в «Гоголь-центре»

Компиляция пьес Хайнера Мюллера в постановке Кирилла Серебренникова

Великий бунтарь немецкой сцены второй половины прошлого века, драматург Хайнер Мюллер главным образом занимался переосмыслением классических сюжетов («Эдип, тиран», «Медея: материал», «Гамлет-машина»). Магистральная тема — тоталитаризм здесь и сейчас. Кирилл Серебренников создал большую компиляцию текстов Мюллера; и нет поводов сомневаться в том, что речь пойдет о современной России. Главные роли в спектакле распределены между телеведущей Сати Спиваковой, режиссером Константином Богомоловым и артистом «Седьмой студии» Александром Горчилиным.

Гоголь-центр, 4 марта — 8 марта

 

«Кролик Эдвард» в РАМТе

Большой и трепетный спектакль про маленького фарфорового кролика

Кукольно-человеческий спектакль Рузанны Мовсесян основан на сказке американской писательницы Кейт ДиКамилло про поэтапное одушевление фарфорового кролика по имени Эдвард. Для укрупнения жизненно важных смыслов авторам получившегося зрелища пригодилась помощь мультипликаторов, бутафоров, музыкантов, а также цирковое оборудование. 

РАМТ, 21 и 27 февраля 

 

«Наше» в «Практике»

Поэзия как самоанализ

На небольшой сцене поэты и актеры: Алиса Гребенщикова, Павел Артемьев, Юлия Волкова, Алина Ненашева. С ними продюсер Эдуард Бояков, придумавший, например, «Золотую маску» и театр «Практика». Они читают любимые стихи; но не просто так, а со смыслом — так они разбираются в самих себе. То есть применяют поэзию (не только современную) по назначению.

Практика, 15 марта

 

«Последнее свидание в Венеции» в «Школе драматического искусства»

Интеллектуальный арт-перформанс Дмитрия Крымова по Хемингуэю

Спектакли Дмитрия Крымова выделяются на общем театральном ландшафте. Их выдает обаяние арт-беспорядка, помноженное на интеллигентность и теплый абсурдизм. Будь то фантасмагорическое дефиле по Чехову («Тарарабумбия»), сюрреалистический коллаж советских пьес («Горки-10») или чехарда ассоциаций по Лермонтову («Демон. Вид сверху»). «Последние свидания в Венеции» основаны на романе Эрнеста Хемингуэя «За рекой, в тени деревьев»; главную роль — старика, прощающегося с любимым городом, — исполняет Александр Филиппенко.

Школа драматического искусства, 17 марта

 

«Мамаша Кураж и ее дети» в «Мастерской Петра Фоменко» 

Новая большая роль Полины Кутеповой

Пьеса Бертольда Брехта, с одной стороны, будто про Тридцатилетнюю войну в Германии середины XVII века, а с другой — про трагедию как повседневность, про рабское сознание, про ненависть и войну как нормативное состояние общества. За постановку этого образца «эпического театра» в «Мастерской Фоменко» отвечают режиссер Кирилл Вытоптов и сценограф Нана Абдрашитова — тандем, зарекомендовавший себя серией высококлассных работ в разных московских театрах («В ожидании Годо» в «Мастерской», «Деревенский анекдот» в «Современнике»). Звезда инстаграма Ирина Горбачева здесь выходит на сцену в роли немой Катрин. В главной роли — Полина Кутепова.

Мастерская Петра Фоменко, март

 

«Дон Паскуале» в Большом театре

Дебют Тимофея Кулябина в Большом театре

Молодой режиссер Тимофей Кулябин, прославившийся скандалом вокруг «Тангейзера» Новосибирского театра оперы и балета, вообще-то, работает преимущественно в драме, и успешно. Его «Электра» и «#сонетышекспира», к примеру, в которых режиссер планомерно разрабатывает методы театра жестокости, укрупняя их эстетикой высокого и прекрасного, уже третий год занимают прочное место в репертуаре Театра наций. Про постановку оперы Гаэтано Доницетти «Дон Паскуале», старомодной комедии про влюбленного старика, известно, что Кулябина интересует в ней не столько само произведение, сколько те обстоятельства, в которых оно создавалось без малого два века назад. Дело в том, что обстоятельства эти были далеко не комического характера.

Большой театр19-24 апреля

 

«Идиот» в «Ленкоме»

Роман Достоевского в прочтении Константина Богомолова

Константин Богомолов известен большими провокационными спектаклями на сцене МХТ им. Чехова («Идеальный муж. Комедия», «Карамазовы») и имеет репутацию высококлассного режиссера, для которого нет ничего святого. Его «Борис Годунов» (где сцена коронации Годунова сопровождается кадрами инаугурации Путина, а юродивый носит балаклаву) в «Ленкоме» стал для театра под руководством Марка Захарова чем-то вроде глотка живой воды. До премьеры про второй ленкомовский спектакль известно разве только то, что в нем заняты Александр Збруев и Мария Миронова.

Ленком, апрель

 

«Мнимый больной» в Театре им. Вахтангова

Комедия Мольера глазами мастера брутального гротеска

Румынский мэтр зрелищных драм Сильвиу Пуркарете в прошлом сезоне поставил шекспировскую комедию «Сон в летнюю ночь» в петербургском «Балтийском доме» как трагифарс про тоталитаризм. Следовательно от постановки комедии Мольера «Мнимый больной» в Театре им. Вахтангова, пригласившего к сотрудничеству в этом году Пуркарете, не обязательно следует ждать умопомрачительного веселья. Скорее — основательности и красоты эсхатологического мышления.

Театр им. Вахтанговамай

 

«Психоз 4.48» в «Электротеатре Станиславский»

Художники группы AES+F и Александр Зельдович ставят потустороннюю пьесу

Драматург Сара Кейн решила умереть ровно в 4.48. Дописала пьесу, назвала ее «Психоз 4.48» и повесилась. Это было в 1998 году, однако театральные режиссеры до сих пор не имеют представления, как обходиться с этим текстом выдающегося английского автора. Может быть, поэтому премьеру «Электротеатра» готовят люди, не занимающиеся обычно постановкой пьес: арт-группа AES+F, регулярно представляющая Россию на Венецианской биеннале, и кинорежиссер Александр Зельдович.

Электротеатр Станиславский, июнь

 

«Мастер и Маргарита» в «Студии театрального искусства»

Сергей Женовач инсценирует роман Булгакова

Выдающийся апологет психологического реализма Сергей Женовач увлечен русской классической литературой. Артисты труппы «Студии театрального искусства» — все ученики Сергея Васильевича — от раза к разу достигают неправдоподобных вершин органики, естественности и эстетической точности. Премьера «Мастера и Маргариты», о которой пока ровным счетом ничего не известно, запланирована на конец сезона.

Студия театрального искусства, июнь