Жизненно важные откровения и прозрения в измененном состоянии сознания
В пьесе Ивана Вырыпаева пьяны абсолютно все герои: директор крупного кинофестиваля и проститутка, банкиры и их жены, девушки-модели, менеджер пиар-технологий etc. Суть относительно новой, но уже неоднократно поставленной в Европе пьесе Вырыпаева в том, что пьяный бред его героев постепенно обретает смысл откровений, после которых мир, как говорится, «уже не будет прежним». В спектакле Андрея Могучего — благодаря прежде всего выдающимся работам артистов среднего поколения — опьянение постепенно становится метафорой такого состояния, когда человек освобождается от условностей и говорит правду в первую очередь самому себе. При этом само состояние делает героев невероятно смешными и тем самым уберегает и зрителей от пафоса.
БДТ им. Товстоногова, 2, 3 апреля
Современная норвежская пьеса про жизнь как ожидание чуда
Четверо артистов погружаются в некое общее не то сновидение, не то воспоминание двоих персонажей по имени Он и Она; меняясь возрастами, родственными ролями, обстоятельствами и настроениями. Лопаются какие-то шары, разливается вода, звучит The Tiger Lillies и раскручивается маховик театральный энергии, свойственной исключительно соавторству режиссера Юрия Бутусова и сценографа Александра Шишкина. Пьеса Юна Фоссе, главного норвежского драматурга современности располагает к такому полету фантазии, к тому же битком набита откровениями на тему времени, возраста, памяти, отношений и прочих неизъяснимых явлений.
Театр им. Ленсовета, 12, 13, 20 апреля
Монолог драматурга в кофейне
Один из первых (а значит, приближающихся по статусу к культовым) спектаклей независимого театра Post — монолог автора пьесы, пытающегося написать пьесу. Между тем действительный автор пьесы — авангардист номер один на ниве русскоязычной драматургии, минчанин Павел Пряжко; здесь он занят самоанализом, превращенным в полноценный стендап для актерского исполнения. Режиссер-концептуалист Дмитрий Волкострелов вручил текст артисту Ивану Николаеву, и вместе они играют теперь этот минималистичный спектакль в том или ином кафе. На сей раз — в баре «Утка».
Utka Bar,18 апреля
Оратория о России XVII века в доносах и челобитных
«Театро Ди Капуа», получивший «Золотую маску» за исторический квартирник «Жизнь за царя», продолжает копать в заданном направлении. «Слово и дело», поставленное Джулиано Ди Капуа в Музее Шаляпина, основано на многочисленных доносах и челобитных XVII века, пропеваемых шестью ряжеными скоморохами-исполнителями то как соул или регги, то как пионерский марш или цыганский романс. Так вышло, что едва ли не все документы по теме так или иначе касаются оскорбления религиозных чувств и последующих репрессий.
Музей-квартира Шаляпина, 21 апреля
Неподвижный ритуал для пятерых бородачей
Видные выходцы из петербургского театрального подполья Театр «Тру» называют свои представления «исконно русскими перформансами», «мета-панк-сказами» или «ментальной баней». Несмотря на уместность всех перечисленных жанровых характеристик по отношению и к новой вещи, «Молодость жива», по версии авторов (Александр Артемов и Настасья Хрущева), «спектакль-песня». Пятеро бородатых мужчин в свитерах, усевшись вокруг костра с гитарами, мрачно обмениваются исповедальными сагами о любви, смерти и предназначении.