Все развлечения Москвы
Почему «Терминатор: Темные судьбы» — лучший сиквел «Судного дня»
«Терминатор: Темные судьбы» Тима Миллера, несмотря на возвращение во франшизу Линды Гамильтон, уже провалился в прокате, так что задуманной продюсером Джеймсом Кэмероном новой трилогии точно не будет: студийные функционеры рвут на себе волосы, а аналитики утверждают, что запускать фильм с таким большим бюджетом было ошибкой. Однако, несмотря на то что картину ругают и кинокритики, и зрители, редактор «Афиши» Евгений Ткачёв считает, что это лучший сиквел «Судного дня», не считая сериала «Хроники Сары Коннор». Внимание: в тексте есть небольшие спойлеры.
Евгений Ткачёв
Редактор «Афиши»
5 ноября 2019

Кажется, все посходили с ума. Иначе просто не объяснить столь низкий рейтинг нового «Терминатора» среди кинокритиков (причем у отечественных он даже ниже, чем у западных коллег, что лишний раз доказывает, что у нас эта франшиза пользуется еще более культовым статусом — и любое посягательство на оригинальную дилогию встречается в штыки). Тем не менее, если отбросить в сторону занудную претензию «покусились на святое!», то станет очевидно, что «Темные судьбы», пожалуй, лучший перезапуск «Терминатора» за 16 лет, а все, кто ругают свежий фильм за отступление от канона, на самом деле не любят «Терминатора».

Да, мне тоже не понравилось, как в самом начале картины обошлись с Джоном Коннором — но, во-первых, у «Судного дня» было столько сиквелов (в том числе отличный, но мало кем замеченный сериал «Хроники Сары Коннор»), что воспринимать «Темные судьбы» как единственное легитимное продолжение уже невозможно, да и картина на это, кажется, не претендует. Во-вторых, если перестать ее сравнивать с совершенным, а потому недостижимым «Судным днем», то станет понятно, что у этого перезапуска есть масса своих достоинств, в числе которых — оригинальная идея. И дело тут не в том, что, как и в «Фаворитке», главными героями сделали три женщины (все обвинения в том, что фильм обслуживает современную фем-повестку смешны: Кэмерон снимал кино про сильных женщин еще до того, как это стало мейнстримом). И не в том, что, как и в пятом «Рэмбо», действие перенесли на границу с Мексикой («Терминатору» всегда было свойственно выступать с социальным комментарием на злобу дня). А в том, что «Темные судьбы» решили отказаться от концепции мужчины-мессии — и сделать мессией Деву Марию.

Но это был бы просто голый концепт, если бы в историю забыли вдохнуть жизнь, а создатели фильма не забыли. «Темные судьбы» — несовершенное кино, там есть к чему придраться, но в нем есть что-то живое, а именно — лица, точные типажи, которые Кэмерону всегда мастерски удавалось подбирать (вспомним, например, Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет в «Титанике»). Можно с уверенностью сказать, что вернувшаяся во франшизу Линда Гамильтон, Наталия Рейс, Гэбриел Луна и (особенно) Макензи Дэвис — главная удача картины. Без химии между ними ничего бы не случилось — вспомним, опять же, Эмилию Кларк и Джея Кортни в «Генезисе», какой это был жесткий мисткаст!

Другое достоинство картины — экшен. Как же утомил этот обильный CGI в современных блокбастерах! В «Темных судьбах» тоже есть компьютерная графика, но только там, где она действительно необходима. Новый «Терминатор» такое же физиологичное, тактильное, как и «Безумный Макс: Дорога ярости», кино — и в нем тоже есть круто снятая сцена погони в самом начале. А еще есть олдскульный, невероятно плотный монтаж, который стал камнем преткновения между Кэмероном и режиссером Тимом Миллером (то, что Миллер монтирует иначе, было понятно по «Дэдпулу»).

В этом тоже кроется одно из достоинств картины: «Темные судьбы» — вызывающе несовременное, жестокое, даже злое кино, откуда-то родом из «лихих 90-х». В нашу мелкотравчатую и диетическую эпоху, когда на экране боятся сказать слово на букву «f» или показать настоящую жестокость, чтобы не лишиться возрастного рейтинга 12+ (из-за чего складывается опрометчивое впечатление, что в кинокомиксах «Марвел» никто не умирает), новый «Терминатор» начинается с убийства ребенка. Это достаточно радикально, но дело, разумеется, не в эпатаже, а в том, что авторы сценария понимают, что спасение мира не может обойтись без жертв (и часто страдают невинные люди). Про это был и оригинальный «Терминатор», но сейчас он уже превратился в покрытую патиной классику — и для нового поколения он, наверное, такая же архаика как, например, «Фантомас». Поэтому есть ощущение, что на фильм пошли только фанаты и им сочувствующие (отсюда такой катастрофический кассовый провал картины в первый уик-энд, продолжений уже точно не будет).

Но это было прогнозируемо. В отличие от своих великих предшественников «Темные судьбы» не прорывное кино. В нем нет жанровой деконструкции хоррора, какая была в первой части (по сути, то был антихоррор, потому что в фильме не человек надевал маску монстра, а монстр — маску человека), и нет тех революционных технологий, какие были во второй. Зато есть классные сюжетные арки у персонажей, крутой экшен и старорежимная драматургия, но этого в наше пресыщенное развлечениями время оказалось недостаточно. Плюс в «Темных судьбах» есть и несуразицы типа того, как «Скайнет» мог отправить из отмененного будущего киборга, чтобы убить Джона Коннора — но это все ляпы для зануд, которые проводят эксперименты в условиях, приближенных к боевым, чтобы выяснить, могли ли в «Титанике» Кейт и Лео уместиться на одной двери (да, могли!). Но таких темпоральных глупостей хватало и в оригинальных «Терминаторах» (не только в сюжете, но и в нумерации картин: так «Темные судьбы» — шестой фильм, но в то же время третья часть). В общем, киборг-франшиза всегда брала не своей научной достоверностью, а нервом, тревогой, гуманизмом.

Все это есть и в «Темных судьбах», пусть и не в таких грандиозных масштабах, как в «Судном дне». Но никто и не ждал шедевра, как и от недурственной «Алиты», тоже спродюсированной Кэмероном, но в отличие от «Терминатора» собравшей кассу. Достаточно было, чтобы Тим Миллер снял хорошее, хотя бы лучше «Восстания машин», «Да придет спаситель» и «Генезиса», кино. И у него (неожиданно) получилось, но это мало кто заметил! Возможно, когда-нибудь всем станет стыдно, а пока только и остается, что отпеть франшизу.