Москва
1 ноября 2021

Нам нужен Доктор! Кто? Расселл Т.Дэвис, который с «Доктором Кто» спас английское телевидение и которому придется сделать это снова

Елена Кушнир
31 октября начинает выходить новый новый — тринадцатый — сезон «Доктора Кто», а в сериал возвращается Расселл Т.Дэвис. В кресло шоураннера он сядет в 2022 году после ухода Криса Чибнолла, вместе с которым уйдет Джоди Уиттакер, играющая тринадцатое воплощение Доктора. При руководстве Чибнолла рейтинги падали с каждым сезоном. Рецензии зрителей на IMDb пестрят предложениями об отмене шоу. Возвращение Дэвиса выглядит отчаянной мерой со стороны BBC. В феврале 2021 года Дэвис сказал в интервью, что BBC грозит забвение, несмотря на «золотой век драмы». Оно не выдерживает конкуренции с американскими стриминговыми гигантами, а государство, по мнению Дэвиса, не оказывает телевидению нужную поддержку. Опять всем нужен Доктор, который будет не проповедовать с экрана, как произошло в эру Чибнолла, а вдохновлять и внушать оптимизм. В интернете возвращения Дэвиса ждут, как самого Доктора. Ведь он не только возродил сериал в 2005 году, сделав из пыльного британского курьеза феномен планетарного масштаба. Как сказал о Дэвисе сценарист Фрэнк Коттрелл-Бойс: «Он спас английское телевидение от вымирания». Будем надеяться, что во втором пришествии Дэвису это тоже удастся, а пока «Афиша» вспоминает, каким был в его эпоху сериал.

Имя Розы

Изначально «Доктор Кто» задумывался как детская образовательная программа, а Доктор — как фигура ментора, просвещающего учеников. Звучит скучно? Так бы и было, не придумай создатели сериала способ обучения, способный увлечь: приключения. В 1963 году, в первом эпизоде классического черно-белого сериала, на экраны приземлилась машина времени под названием ТАРДИС, замаскированная под английскую полицейскую будку (когда сериал стал цветным, все увидели, что она голубая). Оттуда с высокомерным хмыканьем и гордым взглядом вышел Первый Доктор — на вид типичный седовласый профессор. Доктор оказался таинственным инопланетянином со смутным прошлым, двумя сердцами и способностью к регенерации: полному перевоплощению личности, что позволяет менять актеров главной роли до бесконечности. На нашу планету Первого занесло вместе с внучкой, и больше всего он мечтал смыться с Земли. Когда ему это наконец удалось, он прихватил с собой парочку молодых учителей, Йена и Барбару, невольно вовлеченных в его приключения. С тех пор так и повелось: Доктор всегда путешествует в компании спутников, а если оказывается один, то не по своей воле.

Обучающий компонент сериала не только в том, что Доктор периодически сообщает интересные факты из мировой истории или науки, но и помогает попавшим в беду. «Будь храбрым, добрым, любознательным и неравнодушным», — учит он нас. Но сам Доктор не идеален. Первый Доктор вообще поначалу был вздорным стариком, презирающим людей, пока Йен и Барбара успешно его не очеловечили. Но больше ни один Доктор в олдскуле (так называют классический сериал) не учился у людей. Это изменила Роза.

В биографической книге «The Writer’s Tale» Дэвис признавался, что считает главной причиной успеха перезапущенного сериала Розу Тайлер — спутницу Доктора в его девятом и десятом воплощении. Роль Розы принесла актрисе Билли Пайпер («Тайный дневник девушки по вызову», «Страшные сказки») не меньшую известность, чем ее коллегам-мужчинам, сыгравшим главную роль. Вообще, спутники Доктора являются как бы экранным воплощением самого зрителя, который с восхищением смотрит на путешествия во времени и пространстве.

Перезапуск сериала начался с истории Розы. В первой серии ньюскула (так называют обновленный сериал) мы сначала узнаем эту девушку. Она живет в Лондоне и работает продавщицей, у нее есть бойфренд и мама, а отец давно умер. В ней нет ничего особенного, а в ее жизни абсолютно ничего не происходит. Роза — классическая every girl, ассоциировать себя с которой мог кто угодно. Также оказалось, что every girl может быть в чем-то даже лучше могущественного повелителя времени (название расы Доктора). В серии «Далек», когда Девятый Доктор при встрече со старым врагом, последним выжившим Далеком, дает волю своему гневу, Роза приводит Доктора в чувство. Если бы не ее человечность, вместо того, чтобы помогать людям, Доктор превратился бы в темного мстителя, этакого космического Карателя и, в общем, довольно злого персонажа.

Девятый начинает свой путь ожесточенным и травмированным, а заканчивает счастливым, и это во многом заслуга Розы. В финале не только Доктор спасает ее, но и она его. С появлением Розы в сериале начинает звучать мысль, что в мире нет ничего важнее, чем «обычный человек». Каждый может спасти Доктора. Зрители не устояли перед портретом человечества, каким нарисовал его Дэвис, и сериал выстрелил.


Из ада

При перезапуске Дэвис избавился от части старой мифологии сериала, чтобы не смущать новых зрителей непонятными отсылками. Случилась страшная война, в которой Доктор был вынужден уничтожить цивилизацию Далеков и собственную планету Галлифрей. Этот концепт дал массу драматических преимуществ. Доктора терзает вина. Это сделало персонажа глубже и трагичнее, чем в олдскуле, а отношения со спутниками-землянами стали эмоциональнее и ближе, ведь теперь Доктор одинок во вселенной.

Однако Дэвис не просто радикально расчистил пространство под новый сериал. Он логически продолжил линию классики. В олдскуле в эпоху Второго Доктора повелители времени больше походили на инквизицию, чем на мудрых учителей. Они заставляли Доктора регенерировать в наказание за вмешательство в дела вселенной, насильственно удерживали его на Земле, судили и даже приговаривали к смерти. Во время суда над собой на Галлифрее Шестой Доктор называет повелителей времени «окончательно прогнившими». Зрителям, знакомым с олдскулом, при перезагрузке легко было предположить, что разложение зашло еще дальше и привело к войне.

Дэвис начал с намеков на то, что на Галлифрее произошло что-то ужасное, а закончил развернутой картиной. В последних сериях приключений Десятого Доктора (и самого Дэвиса как шоураннера) появляются повелители времени и сам Галлифрей, похожий на пылающее инферно. Доктор называет свою планету адом и во второй раз останавливает собственную расу, которая пытается уничтожить вселенную. Драматическая концепция Дэвиса имела начало и конец. Он развил идею и поставил красивую точку в финале.


Дайверсити-каст

Хотя первые темнокожие персонажи мелькнули в олдскуле еще в начале 1980-х, артисты не белого цвета кожи начали сниматься в значительных ролях только в ньюскуле. При Дэвисе впервые на борт ТАРДИС ступили чернокожие спутники — Мики Смит и Марта Джонс. Показали темнокожего повелителя времени, появились межрасовые пары, первая из которых сразу заявила о себе в сериале: Роза и Мики. Среди первых земных колонистов в эпизоде «Воды Марса» представлены все расы Земли. Для примера, такой состав нам только предстоит увидеть в этом году в супергеройском фильме Marvel «Вечные», то есть Дэвис значительно опередил свое время. Сериал при Дэвисе был color blind (слепым в отношении цвета кожи. — Прим. ред.), ведь в фантастической вселенной, где существуют разнообразные формы жизни, земные оттенки кожи не имеют значения. Только в сериях, действие которых разворачивается в исторические периоды на Земле, несколько раз поднимается вопрос расизма. Дэвис решает это элегантно и без догматики, показывая расистские взгляды как безнадежно устаревшие и давно оставшиеся в прошлом.


Нет сексизму

Классический сериал меньше пострадал от сексизма, чем другие продукты своего времени. У истоков создания сериала стояла его первая продюсерка Верити Ламберт, ставшая и первой женщиной-продюсером на BBC, и можно предположить, что она задала общий тон. При перезагрузке сериала исчезли остатки сексизма. Дэвис четко обозначил феминистские идеи, но не словом, а делом. Все спутницы умны, компетентны и способны постоять за себя. Каждая спасала мир, а то и целую вселенную, как Донна Ноубл. Доктор многое делает для того, чтобы спутницы поверили в свою силу и возможности. При Дэвисе в порядке вещей становятся героини, наделенные властью, от королевы Виктории в XIX веке до начальницы института Торчвуд, который «в наше время» собирает на Земле инопланетные технологии. Дэвис специально написал для актрисы Пенелопы Уилтон роль одной из самых ярких женщин-политиков на телеэкране. Поначалу Харриет Джонс — скромная женщина-депутат, озабоченная вопросом здравоохранения. При встрече с Девятым Доктором она помогает ему предотвратить Третью мировую войну и становится премьер-министром Великобритании, при которой наступает «золотой век». Никто из людей не вызывает у Десятого Доктора такого восхищения, как командующая марсианской экспедицией Аделаида Брук (железная леди британского телевидения Линдси Дункан) в эпизоде «Воды Марса». Это единственная история, в которой Доктор следует за человеком, а не наоборот. Морально Брук оказывается сильнее Доктора. Она принимает решение, которое позволяет изменить сам ход истории, то есть берет на себя обязанности повелителя времени, когда Доктор отказывается это делать. Обычно мейнстрим поднимает на такие высоты только избранных героинь, но Дэвис опять показывает колоссальные возможности every girl.


Квир-персонажи

Дэвис известен проектами о геях, среди которых легендарный сериал «Близкие друзья». Неудивительно, что благодаря ему во вселенной «Доктора» появились негетеронормативные персонажи. В фарватере — человек будущего, неотразимый капитан Джек Харкнесс, сыгранный Джоном Барроуменом, который, как и Дэвис, сам является гомосексуалом. Джек налаживает «химию» с любым разумным существом, а иногда кажется, что даже с неразумным. В сериале впервые показали поцелуй двух мужчин, когда Джек прощался с Девятым Доктором. Нотки гомоэротичности появились в отношениях Десятого Доктора и Мастера — старого друга/врага, с которыми их связывали напряженные отношения еще в олдскуле. Но заслуга Дэвиса не в введении квир-персонажей (где мы их не видели?), а в нормализации негетеронормативных отношений. На удивление Розы, что капитан Джек флиртует со всеми, Девятый спокойно пожимает плечами: в будущем все будут такими, избавившись, как говорит Джек, от своих «маленьких категорий и ограничений».


Антимилитаризм и гуманизм

Десятый Доктор Кто / BBC

В олдскуле Четвертого Доктора однажды спросили: «Можете ли вы предложить нам оружие, которое навсегда избавит наше небо от вражеских кораблей?» Доктор ответил: «Да, могу. Это мир». Сериал появился в мире, еще не отошедшем от Карибского кризиса, и оставался манифестом пацифизма. В ньюскуле апофеоза это достигло в эпоху Десятого Доктора. Он берет в руки оружие только раз, пытаясь предотвратить возвращение Галлифрея, но использует пистолет не для того, чтобы выстрелить. Мучимый чувством вины, он не может убить даже самых страшных врагов ради спасения вселенной. Если про самого «темного» из всех Докторов, Седьмого, говорили, что он хочет не только остановить врага, но и наказать его, Десятый до конца пытается спасти самого врага. Победа над злом в эру Дэвиса не служит поводом для радости, потому что это в любом случае пляска на чьих-то костях. В наше время антигероев, серых зон морали и разбрасывания по экрану кишок такой глубочайший гуманистический посыл, как у Дэвиса, встречается довольно редко. Дэвис по-хорошему старомоден в четком прописывании отличий добра от зла и лишен при этом назидательности.


Время умирать

Возможно, лучшее, что привнес Дэвис в сериал, — это даже не психологически глубокие и реалистичные персонажи, а экзистенциальная проблематика. В эпизоде «Эксперимент Лазаруса» старый ученый (Марк Гатисс) создает технологию омоложения. Молодость возвращается к нему, но он периодически превращается в пожирающего людей монстра. Лазарус рассказывает Десятому Доктору, что в детстве пережил бомбежки Лондона, испугался навсегда и поклялся себе, что никогда не умрет (у Дэвиса не бывает злодеев без причин, и почти в каждом есть что-то, вызывающее сочувствие). Доктор отвечает, что долгая жизнь не означает лучшая: древний инопланетянин (на тот момент ему было 900 лет) по себе знает, что такое усталость и одиночество затянувшегося существования.

Тема смерти красной нитью проходит в сезонах Дэвиса, ей посвящен и четвертый сезон спин-оффа «Доктора Кто», сериала «Торчвуд», в котором в роли Доктора выступает бессмертный капитан Джек. В этом сезоне под названием «День чуда» люди перестают умирать, и Земля превращается в ад, застроенный крематориями. Дэвис много говорит о том, что смерть — не обязательно проклятье, и значение имеет только осмысленная жизнь, посвященная своему делу и другим людям. Как уже было сказано, Доктор неидеален. В финале пути Десятый не хочет уходить и пытается спорить с судьбой. Но в конечном итоге смиряется с неизбежностью смерти, как это придется сделать всем. Вот этих-то экзистенциальных вопросов не хватает в сериале Чибнолла сильнее всего.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

В этой статье

9.1
Доктор Кто
2014, Приключение
Культовая фантастика про путешествия во времени

Подборки Афиши
Все