Блестящий дивертисмент из времен «Свинарки и пастуха»
Название балета — кодовые слова для советской истории: со «Светлым ручьем» связана разгромная передовица в «Правде», борьба с формализмом, словом, конец безоблачных времен. А ведь сам балет — веселая карусель, праздник непослушания, искристый дивертисмент: два дня из жизни кубанского колхоза, куда на праздник урожая прибывают балетные артисты из столицы. Здесь бы хореографу вволю порезвиться и на тему советских киноутопий, и по поводу собственного ремесла. Что Алексей Ратманский и сделал — с необыкновенной легкостью и без капли яда в адрес недавнего прошлого.
Замечательный гибрид драмбалета и новой русской режиссуры
Имя Кирилла Серебренникова да не смутит ревнителей балетной строгости: режиссер (он выступил и художником) лишь придал громоздкому жанру литературного балета поджарую форму и дизайнерский лоск. Три новеллы из романа Лермонтова — три самостоятельных балета с тремя разными Печориными. На выбор — этномелодрама с элементами рефлексии по поводу классического танца («Бэла»), детектив с элементами шоу-балета («Тамань»), гранд-спектакль с польками-вальсами- полонезами («Княжна Мери»). В каждом — обилие вкусных театральных деталей от Серебренникова и замысловатая, бесконечно изобретательная неоклассическая вязь от хореографа Юрия Посохова. Самый увлекательный балет по книжке за последние лет десять.
Балетный праздник со слезами на глазах
Классическая британская ballet story в Москве. Хореограф Кеннет МакМиллан взял пикантную историю любви, добавил реалистическую пантомиму, головоломные дуэты, страстную музыку Жюля Массне. Результат — сорок лет бешеного успеха: публике по-прежнему нравится, когда на сцене танцуют и жизнь, и слезы, и любовь.
Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко
Исследование русской души, ироничное, иногда печальное
В название закрался неточный перевод слова Seasons — конечно, это «Русские времена года», хотя смысл далеко не равен смене весны, лета, осени, а русскость растворена в стильном европейском облике спектакля: и взятый за основу цикл Десятникова, и хореография Ратманского питаются модернистскими соками ХХ века. Сначала захватывает формальное совершенство композиции и виртуозное исполнение, но чем ближе к финалу, тем сильнее давит ком в горле и безотчетное беспокойство — вот и «загадочное русское», действующее в «Русских сезонах» как ультразвук, невидимо и неслышимо.
Коллекция малых классических шедевров прошлого
Музтеатр Станиславского пристрастился к собиранию антиквариата — дорогих, изысканных, но потемневших от времени вещей. В эту категорию входят и балеты Роббинса: все три на музыку Шопена, все три изложены добротным языком классического танца и требуют не великой виртуозности, но эмоциональной отзывчивости. «В ночи» — три благородных дуэта, выхваченные взглядом хореографа средь шумного бала, случайно. Эту же тему продолжают «Другие танцы», па-де-де мировых звезд (дождитесь выступления в этом балете Натальи Осиповой и Сергея Полунина). На десерт оставлен «Концерт», балетное скетч-шоу с развеселым абсурдистским финалом: если увидите пианиста, бегающего по сцене с сачком, знайте, что вам не померещилось.