Название балета — кодовые слова для советской истории: со «Светлым ручьем» связана разгромная передовица в «Правде», борьба с формализмом, словом, конец безоблачных времен. А ведь сам балет — веселая карусель, праздник непослушания, искристый дивертисмент: два дня из жизни кубанского колхоза, куда на праздник урожая прибывают балетные артисты из столицы. Здесь бы хореографу вволю порезвиться и на тему советских киноутопий, и по поводу собственного ремесла. Что Алексей Ратманский и сделал — с необыкновенной легкостью и без капли яда в адрес недавнего прошлого.
Балет |
12+ |
Алексей Ратманский |
18 апреля 2003 |
2 часа 15 минут, 1 антракт |
Работница сельского клуба Зина когда-то окончила хореографическое училище — но никому в том не признается. А тут, как на грех, в ее колхоз приезжает с концертом однокурсница-балерина — и Зинин муж, агроном Петр, принимается за ней ухлестывать. Балерина хранит верность девичьей дружбе и закладывает мужа: достав из погреба пуанты, Зина идет на свидание вместо нее. К концу второго акта агроном узнает в Зине Зину; он вынужден покаяться и вернуться в семью. Весь третий акт на сцене пляшут счастливые овощи.
У экспериментатора Федора Васильевича Лопухова, 68 лет назад поставившего балет Шостаковича «Светлый ручей», еще много чего на сцене происходило. В компании с Балериной в колхоз приезжали Танцовщик и Гармонист. В Балерину, помимо агронома, влюблялся престарелый дачник, на свидание к нему приходил Танцовщик в женском платье — а ревнивый Тракторист, переодетый собакой, лаял и раскатывал окрест на велосипеде.
До визита в Большой Иосифа Сталина судьба «Светлого ручья» была дивно хороша: премьера в питерском Малом оперном, моментальный перенос спектакля в столицу и нежный прием: Лопухова прочили в художественные руководители Большого. Критики, конечно, говорили недоброе в адрес либреттиста Адриану Пиотровскому, зато танцы хвалили беспримерно. А после того, как поглядел И.В., — стоп. В «Правде» статья — «Балетная фальшь». Балет — из театра, Лопухова — из Москвы. С 1936 года «Ручья» никто не видел.
Теперь к нему подступается Алексей Ратманский — солист Датского королевского балета, сочиняющий спектакли то в Питере, а то в Штатах. Кандидатура выглядит идеальной: «Ручей» — почти дивертисмент, а собранные как бусы балеты Ратманскому удаются («Прелести маньеризма» в антрепризе Нины Ананиашвили, «Сны о Японии» в Большом). Крупная форма в его руках тоже не рассыпается на части — тому свидетельством «Золушка» в Мариинке, которую в Москве показывают на нынешней «Золотой маске». О том, каким окажется новый «Ручей», говорит сам Ратманский.
— Что общего между спектаклем Лопухова и вашей версией?
— Только либретто и музыка. Хореография не сохранилась. Я ставлю совершенно новый балет.
— Действие происходит в колхозе. Это кому-то сейчас интересно?
— Почему нет? Для меня это — все равно что ставить пьесы шекспировских времен или драмы XVIII века.
— Как у вас выглядит это время?
— Никакого террора или других типических вещей не будет. Можно назвать все это стилизацией официального китча тех времен.
— Что для вас стало неожиданностью в Большом?
— Оказывается, артисты разучились ходить по сцене, как простые люди. Они ходят балетным шагом и с трудом перестраиваются.
— У Лопухова Танцовщик переодевался в Балерину, Балерина — в Танцовщика. А у вас как будет?
— Все это есть в либретто. Хотя ставить женские брючные партии мне и самому нравится.
Балет Светлый ручей на сцене Большого театра - подлинный шедевр современной хореографии и сценографии! Декорации - супер, балетные танцуют супер! А уж Коля-тракторист в роли писающего пса - это нечто!! Мурка и её мелодия здесь вас также приятно удивят! Шедевр!
Вообще-то я не охотница до балетов - но тут меня подкупило слово "комический". И очень-очень рада, что пошла на этот чудесный, такой славный, радостный спектакль.
Советую перед началом просмотра внимательно изучить либретто - а то запутаетесь, кто в кого переодевается.
А вообще спектакль вневременной и вненациональный - сидящей рядом со мной компании сравнительно молодых португальцев понравилось не меньше, чем старичку лет 70 с другой стороны.
Танцуют очень хорошо, сложно кого-либо выделить.
Разноцветные яркие декорации оживляют сцену и добавляют прелести происходящему.
Балет очень понравился, хотя шла без особых надежд. Было ощущение, что вся труппа танцует с огромным удовольствием, чем вдохновила зрительный зал. В свою очередь, зрители вызывали актеров на бис восемь раз! Очень рекомендую посетить это действо, пусть вас не смущает советская тематика, в ней есть огромный плюс - оптимистичное настроение спектакля и наивный трогательный юмор. Хореография и постановка без изъянов. Уже месяц прошел с момента, как посетила балет, но до сих пор мысли о нем заставляют меня радостно улыбаться.