Дети получают в руки телефон почти с пеленок. Мир только ускоряет темп — родители вынуждены просиживать в очереди в поликлинике или транспорте, как-то занимая ребят. И тогда на помощь приходит мамин смартфон или папин планшет.
Постепенно детский мозг перестраивается под формат соцсетей и воспринимает информацию разрозненно, фрагментами и хаотичными кусками. Детям никто не нужен: они поглощены сменой ярких кадров, коллажей и анимацией. Так развивается клиповое мышление, о котором в России говорят с появлением телевизионной рекламы в середине 90-х .
Ребенку становится сложнее строить логические цепочки, делать правильные выводы и анализировать. Но цифровое развитие невозможно остановить, поэтому клиповое мышление — наша реальность. Даже аналитики популярных медиа знают: если пользователь задержался на сайте более двух минут, значит, его действительно зацепил текст.
Здраво оценивать ситуацию и делать правильные выводы помогает рефлексия и логические связи. Но как быть, если и мы, и дети привыкаем думать в формате «вопрос-ответ»?
Принцип работы клипового мышления
Когда мы смотрим короткие видео, наш мозг обманывается: вырабатывается дофамин — гормон удовольствия, если нам что-то нравится или мы достигаем цели. Человек проваливается в дофаминовую яму, как говорит психотерапевт Андрей Курпатов. Появляется эффект быстрого удовольствия, которое можно получить легко и без усилий: дети прокручивают страницу за страницей, легко перематывают неинтересное, что приводит к выбросу дофамина.
Российские ученые исследовали интернет-активность детей и заметили, что дошкольники 5–6 лет проводят около часа в интернете, ученики начальной школы — более трех часов, подростки 12–13 лет — пять часов онлайн.
Полный запрет гаджетов проблему клипового мышления, очевидно, не решит. Есть способ лучше: помочь ребенку с подбором личного контента, занимательного и полезного. Инфопоток должен развивать логику и мышление, пробуждать любопытство и расширять кругозор.
Как выбирать сайты и приложения с подходящим содержанием?
Yazid / Unsplash
Обращайте внимание на логическую структуру
Вы замечали, что на популярных сайтах редакторы разделяют информацию на тематические блоки, экспертные колонки, направления деятельности? При заходе на сайт детям очень важно понимать логическую цепочку от общего к частному. Ребенок не сможет найти важное, если структура нарушена. Поэтому рекомендуйте детям ресурсы, где интуитивно понятен путь. В числе таких платформ — «Чевостик», известный по книгам и аудиозаписям на «Детском радио», «Матемагия» и «Сказбука».
Выбирайте ресурсы с проверенным контентом
В соцсетях информацию проверяют единицы. Поэтому не поленитесь зайти на платформы, где собраны проверенные факты, ссылки на первоисточники и есть раздел с командой экспертов, а в создании детского цифрового контента участвуют методисты, психологи, иллюстраторы, учителя с большим опытом работы. Не доверяйте сайтам, где весь материал подготовлен блогерами без указания их образования и глубоких знаний предмета.
Всплывающей рекламы тоже быть не должно. Текстовая информация сверстана по принципу новостных сайтов: имеет заголовок, абзацы и списки, а сленг не транслируется как современный язык всех модных ребят.
Отдавайте предпочтение взрослому экспертному мнению: качественный обучающий ресурс не будет приглашать ребенка перейти на стороннюю ссылку в социальную сеть или на сомнительную веб-страницу.
Проверяйте пройденный материал
На развивающих ресурсах всегда есть задания для самопроверки. Это могут быть тесты, загадки или квесты. На полноценных образовательных платформах, таких как «Учи.ру», Skysmart или LogicLike, упражнения появляются в форме карточек с заданиями из школьной программы или олимпиадными задачами. Для детей дошкольного возраста лучше работают игровые механики в формате тематических маршрутов.
Проверять детей можно и по фильмам National Geographic, Discovery или мультфильмам «Профессор Почемушкин», «Чевостик», «Маленькие Эйнштейны», «Семья почемучек». Предложите ребенку порассуждать: что ему больше всего понравилось в видео? Какие три факта по теме запомнились? Почему он так решил? Такие вопросы быстро воспроизводят ретроспективу увиденного и учат детей анализировать информацию и запоминать нужное.
Onur Binay / Unsplash
Почему клиповое мышление может помочь детям в будущем?
Увеличивает скорость реакции на большой объем информации
Количество информации, которую мы потребляем ежедневно, растет, похоже, с каждой неделей. И в будущем изменений на этот счет не предвидится. Чтобы не захлебнуться в потоке контента, нужно существенно изменить способ восприятия информации и увеличить его скорость.
Нынешнее «поколение стекла», как называют детей, родившихся с 2010 года, появилось на свет с бумом на планшеты, смартфоны и визуальные соцсети. Проводя много времени среди гаджетов, ребенок быстро научился управляться с телефоном: готов разблокировать его по отпечаткам пальцев на экране, отправить смайлики бабушке, наговорить голосом и сделать селфи с друзьями. И скорость его реакции на новые цифровые задачи растет вместе с количеством контента, который ему нужно будет обрабатывать в будущем.
Развивает креативность
Рекомендательная выдача полезных материалов для детей вместе с подключенным родительским контролем может обеспечить познавательный и полезный контент. На таких сайтах сделана хорошая озвучка, притягательная анимация, подобран стильный эстетичный дизайн. Эмоционально окрашенные факты о науке заменят любой глупый сюжет из Reels, увлекут не меньше челленджа в тиктоке и помогут развить чувство прекрасного.
Помогает в изучении мультимедийного контента
Сегодня детям предлагают написать свой первый код или создать мультфильм в визуальных средах Scratch Junior, Blockly, CodeMonkey. Пользовательские уроки адаптированы для возраста от 4–5 лет и развивают детское внимание через игру: большая часть базовых задач напоминает конструирование из блоков или собирание пазла, но с добавлением музыки, анимации и готовых шаблонов. На первых 3–5 уроках ребенок создает простую игру «Змейка» или анимационный персонаж. Постепенно задания усложняются и работают на более глубокое погружение в языки программирования.