Несколько сотен полотен самого известного отечественного мариниста
Поводом к масштабной экспозиции стало 200-летие со дня рождения главного и самого известного отечественного мариниста. Насколько фигура Айвазовского важна для русской культуры, говорит то, что выставка заняла оба крыла корпуса Бенуа. Несколько сотен полотен привезли из нескольких музеев, в том числе из Третьяковской галереи, а также частных собраний. Хотя выставка частично повторяет большую летнюю экспозицию в московском музее, она отличается составом произведений. Количество полотен, представленных в Русском музее, красноречиво говорит о том, что Айвазовский был сверхплодотворным автором, за что его критиковали и одновременно любили современники. Погрузиться в каждую картину едва ли получится, а вот проникнуться разными состояниями моря Айвазовского точно стоит.
Русский музей, до 20 марта
Искусство для поддержания боевого духа национальной армии Китая
Боевой дух китайской армии поддерживает целый Институт искусств, в котором учат на военных художников. В Манеже представили несколько десятков масштабных полотен, которые были созданы ими в последние десятилетия. С одной стороны, эти работы напоминают американский поп-арт — своими чистыми цветами, отчетливыми линиями и романтизацией повседневного. Чем не прекрасна юная китаянка в камуфляже, опирающаяся на телефонный автомат? С другой — московский концептуализм, где инструкции становятся формой искусства. Как, например, пошаговое разъяснение того, как делать захват. В итоге выстраивается эффектная экспозиция, основанная на двух основных цветах: национальном красном на первом этаже и военном зеленом на втором. Кроме того, архитекторы создали в выставочном пространстве отсылку к Терракотовой армии, расставив по периметру фигуры, которые напоминают воинов с раскопок в Сиане. Единственная странность всей выставки — в ее пропагандистском подтексте, который, однако, часто теряется за эстетикой китайского искусства.
Манеж, до 10 февраля
Ученики важнейшего отечественного художника XX века
Отправная точка экспозиции в Русском музее — преподавательская деятельность Кузьмы Петрова-Водкина. Сменив в 1910 году на учительском посту Льва Бакста в частной школе Званцевой, Петров-Водкин собрал вокруг себя несколько десятков учеников. Когда он был профессором в Академии художеств, число его последователей в разы увеличилось. При этом художник был строгим педагогом, во многом довлеющим над подопечными и однажды заметившим: «Я не плодил дилетантов». Выставка впервые собрала произведения тех авторов, кто сохранил свою индивидуальность, переосмыслив установки учителя, — Александра Самохвалова, Герасима Эфроса, Владимира Малагиса и других..
Эрмитаж, до 30 апреля
Работы Сальвадора Дали и его менее известных соратников
Когда речь заходит об испанском сюрреализме, в первую очередь представляются сновидческие сюжеты Сальвадора Дали. Однако Дали только вершина традиции в несколько десятков лет. С начала XIX века в городках Фигерас иКадакес работали рисовальщики, скульпторы и живописцы, которые повлияли на молодых художников, в том числе на известного каталонца. На выставке в Эрмитаже собрали семьдесят работ, иллюстрирующие развитие сюрреализма. Кроме Дали, представленного восемью знаковыми произведениями, здесь можно увидеть работы еще двух десятков авторов, не самых известных для России,— Анжела Планельса, Эстебана Франсеса и других.
Эрмитаж, до 5 февраля
Первая петербургская выставка центра «Марс»: эффектные медиаинсталляции и выход в виртуальную реальность
Московский центр «Марс», который занимается в основном качественным и визуально мощным медиаискусством, открывает свой первый петербургский проект в выставочных залах «Пассажа». Название «Теория поля» отсылает к одноименному разделу физики. В данном случае «поле» обозначает сплошную среду, заполняющую все пространство. Медиаартисты из России и Европы создали аудиовизуальные и интерактивные инсталляции, имитирующие этот всепоглощающий поток. Например, петербургский коллектив Tundra визуализировал черный шум, а лионский художник Гийом Мармен воплотил движение небесных тел в свете и звуке. Кроме того, на выставке можно померить шлем виртуальной реальности и попасть в несуществующий музей цифровых скульптур.
Пассаж, до 10 марта
Роскошные ткани и изделия прославленного итальянского дизайнера
Роскошные ткани с восточными орнаментами, парчовые и шелковые платья и эскизы к ним — работы Мариано Фортуни привезли в Эрмитаж из венецианского музея-палаццо, где испанский дизайнер жил долгое время. Сын художника-ориенталиста Мариано Фортуни-е-Марсала прославился собственными наработками по нанесению рисунка на ткань — эффектные градации цвета и фактуры можно в деталях изучить на экспозиции. Кроме того, в дополнение к произведениям Фортуни Эрмитаж достал из хранилищ итальянские средневековые и ренессансные ткани, античную скульптуру и восточную керамику, которые служили вдохновением для художника.
Эрмитаж, до 13 марта
От Маяковского до Агузаровой: эпатажные образы русских художников
Выставка, собравшая вещи из нескольких российских музеев и частных коллекций в Шереметевском дворце в рамках театрального фестиваля «Дягилев P.S.», посвящена связи искусства прошлого века с этническими традициями: рядом с манифестом будетлян «Почему мы разукрашиваемся?» расположены костюмы и маски из коллекции Этнографического музея. Начиная с эпохи авангарда костюм стал неотъемлемой частью художественных акций. Русские футуристы разрисовывали свои лица, Маяковский носил желтую блузу — все это напоминает о древних обрядах с ритуальными переодеваниями. Кроме того, здесь представлены эпатажные образы современных художников, которые экспериментировали над своими обличьями в 1980–1990-е годы — Андрея Бартенева, Влада Мамышева-Монро, Жанны Агузаровой и других.
Музей музыки, до 14 февраля
Полсотни костюмов и киноафиш к фильмам великого итальянца
В «Эрарте» собрали около сотни объектов, которые ассоциируются с именем едва ли не главного итальянского режиссера XX века Федерико Феллини. Центральное место занимают оригинальные костюмы из его кинолент. Здесь и платье, в котором героиня Аниты Экберг Сильвия купалась в фонтане Треви в фильме «Сладкая жизнь», и барочные одеяния героев «Казановы», и цирковые наряды персонажей «Дороги». Костюмы дополнены фотографиями режиссера на съемочной площадке, киноафишами и фрагментами декораций. Вся творческая биография Феллини представлена здесь через оригинальные объекты середины XX века.
Эрарта, до 12 февраля
Концептуальные скульптуры и инсталляции молодого петербургского художника
Словосочетание, фигурирующее в название выставки, отсылает к термину, который появился во время Первой мировой войны, — им обозначали специальный маскировочный окрас кораблей. В своем новом проекте петербургский художник Стас Багс размышляет над темой собственного положения в мире, о том, как мы маскируем себя и подражаем другим. Подражательные способности Багс демонстрирует, сочетая в своих работах, казалось бы, антонимичные материалы — например, дерево и силикон. На первом этаже галереи можно увидеть абстрактные полотна и силиконовые объекты, а на втором — кинетическую инсталляцию из металлических прутьев.
Галерея Anna Nova, до 18 февраля
Фотографии одной из самых харизматичных пар прошлого столетия
Джон Леннон и Йоко Оно, пожалуй, самая известная пара поколения хиппи. При всей своей звездности музыкант и художница обычно неохотно позволяла журналистам вмешиваться в личную жизнь. Американский фотограф Аллан Танненбаум познакомился с ними в 1975-м, а в 1980-м за две недели до убийства Леннона сделал последнюю совместную фотосессию пары после съемок клипа «Starting Over». В галерее на Фонтанке представлено полсотни снимков, сделанные Танненбаумом за пять лет общения с одной из самых харизматичных пар столетия.
K Gallery, до 7 февраля
Кренделя, нарядные жестянки и советские тетрапаки: тысяча объектов продвижения городской торговли
Жестяные кренделя, перчатки и окорока или живописные вывески, написанные масляными красками, — неотъемлемый элемент городского пейзажа середины XIX века. Облик центральных улиц Петербурга на рубеже веков определяли рекламные кампании дома «Зингер» и производителя кондитерских изделий фирмы «Абрикосов». В советское время с развитием промграфики появились культовые торговые упаковки — молочный треугольный пакет или эмблема «Советского» шампанского. В Петропавловской крепости собрали около тысячи объектов рекламы и торговой упаковки, которые за два века стилистических метаморфоз не утратили своей главной функции — продавать товар лицом.
Музей истории Санкт-Петербурга, до 28 мая