Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
26 декабря 2016

Главные выставки зимы в Санкт-Петербурге

Этой зимой в Петербурге разворачиваются две московские площадки — галерея «Марс» и центр дизайна Artplay. Открытия сопровождаются мультимедиа инсталляциями и мощными цифровыми эффектами. После технологичного искусства можно обратиться к искусству техничному — например, к живописи Ивана Айвазовского в Русском музее. Кроме того, неотъемлемой частью музейных программ стали выставки костюма. Три из них — в «Эрарте», Шереметевском дворце и Эрмитаже — пропустить точно нельзя. Что еще нужно посетить за три зимних месяца, читайте в нашем гиде.

Иван Константинович Айвазовский. К 200-летию со дня рождения

Несколько сотен полотен самого известного отечественного мариниста

Поводом к масштабной экспозиции стало 200-летие со дня рождения главного и самого известного отечественного мариниста. Насколько фигура Айвазовского важна для русской культуры, говорит то, что выставка заняла оба крыла корпуса Бенуа. Несколько сотен полотен привезли из нескольких музеев, в том числе из Третьяковской галереи, а также частных собраний. Хотя выставка частично повторяет большую летнюю экспозицию в московском музее, она отличается составом произведений. Количество полотен, представленных в Русском музее, красноречиво говорит о том, что Айвазовский был сверхплодотворным автором, за что его критиковали и одновременно любили современники. Погрузиться в каждую картину едва ли получится, а вот проникнуться разными состояниями моря Айвазовского точно стоит.

Русский музей, до 20 марта

 

Китайская армия

Искусство для поддержания боевого духа национальной армии Китая

Боевой дух китайской армии поддерживает целый Институт искусств, в котором учат на военных художников. В Манеже представили несколько десятков масштабных полотен, которые были созданы ими в последние десятилетия. С одной стороны, эти работы напоминают американский поп-арт — своими чистыми цветами, отчетливыми линиями и романтизацией повседневного. Чем не прекрасна юная китаянка в камуфляже, опирающаяся на телефонный автомат? С другой — московский концептуализм, где инструкции становятся формой искусства. Как, например, пошаговое разъяснение того, как делать захват. В итоге выстраивается эффектная экспозиция, основанная на двух основных цветах: национальном красном на первом этаже и военном зеленом на втором. Кроме того, архитекторы создали в выставочном пространстве отсылку к Терракотовой армии, расставив по периметру фигуры, которые напоминают воинов с раскопок в Сиане. Единственная странность всей выставки — в ее пропагандистском подтексте, который, однако, часто теряется за эстетикой китайского искусства.

Манеж, до 10 февраля

 

Ян Фабр. Рыцарь отчаяния — воин красоты

Ученики важнейшего отечественного художника XX века

Отправная точка экспозиции в Русском музее — преподавательская деятельность Кузьмы Петрова-Водкина. Сменив в 1910 году на учительском посту Льва Бакста в частной школе Званцевой, Петров-Водкин собрал вокруг себя несколько десятков учеников. Когда он был профессором в Академии художеств, число его последователей в разы увеличилось. При этом художник был строгим педагогом, во многом довлеющим над подопечными и однажды заметившим: «Я не плодил дилетантов». Выставка впервые собрала произведения тех авторов, кто сохранил свою индивидуальность, переосмыслив установки учителя, — Александра Самохвалова, Герасима Эфроса, Владимира Малагиса и других..

Эрмитаж, до 30 апреля

 

Сюрреализм в Каталонии

Работы Сальвадора Дали и его менее известных соратников

Когда речь заходит об испанском сюрреализме, в первую очередь представляются сновидческие сюжеты Сальвадора Дали. Однако Дали только вершина традиции в несколько десятков лет. С начала XIX века в городках Фигерас иКадакес работали рисовальщики, скульпторы и живописцы, которые повлияли на молодых художников, в том числе на известного каталонца. На выставке в Эрмитаже собрали семьдесят работ, иллюстрирующие развитие сюрреализма. Кроме Дали, представленного восемью знаковыми произведениями, здесь можно увидеть работы еще двух десятков авторов, не самых известных для России,— Анжела Планельса, Эстебана Франсеса и других.

Эрмитаж, до 5 февраля

 

Теория поля

Первая петербургская выставка центра «Марс»: эффектные медиаинсталляции и выход в виртуальную реальность

Московский центр «Марс», который занимается в основном качественным и визуально мощным медиаискусством, открывает свой первый петербургский проект в выставочных залах «Пассажа». Название «Теория поля» отсылает к одноименному разделу физики. В данном случае «поле» обозначает сплошную среду, заполняющую все пространство. Медиаартисты из России и Европы создали аудиовизуальные и интерактивные инсталляции, имитирующие этот всепоглощающий поток. Например, петербургский коллектив Tundra визуализировал черный шум, а лионский художник Гийом Мармен воплотил движение небесных тел в свете и звуке. Кроме того, на выставке можно померить шлем виртуальной реальности и попасть в несуществующий музей цифровых скульптур. 

Пассаждо 10 марта

 

Мариано Фортуни. Волшебник из Венеции. Коллекционер. Художник. Кутюрье

Роскошные ткани и изделия прославленного итальянского дизайнера

Роскошные ткани с восточными орнаментами, парчовые и шелковые платья и эскизы к ним — работы Мариано Фортуни привезли в Эрмитаж из венецианского музея-палаццо, где испанский дизайнер жил долгое время. Сын художника-ориенталиста Мариано Фортуни-е-Марсала прославился собственными наработками по нанесению рисунка на ткань — эффектные градации цвета и фактуры можно в деталях изучить на экспозиции. Кроме того, в дополнение к произведениям Фортуни Эрмитаж достал из хранилищ итальянские средневековые и ренессансные ткани, античную скульптуру и восточную керамику, которые служили вдохновением для художника. 

Эрмитаж, до 13 марта

 

Обличья. Больше, чем реальность

От Маяковского до Агузаровой: эпатажные образы русских художников

Выставка, собравшая вещи из нескольких российских музеев и частных коллекций в Шереметевском дворце в рамках театрального фестиваля «Дягилев P.S.», посвящена связи искусства прошлого века с этническими традициями: рядом с манифестом будетлян «Почему мы разукрашиваемся?» расположены костюмы и маски из коллекции Этнографического музея. Начиная с эпохи авангарда костюм стал неотъемлемой частью художественных акций. Русские футуристы разрисовывали свои лица, Маяковский носил желтую блузу — все это напоминает о древних обрядах с ритуальными переодеваниями. Кроме того, здесь представлены эпатажные образы современных художников, которые экспериментировали над своими обличьями в 1980–1990-е годы — Андрея Бартенева, Влада Мамышева-Монро, Жанны Агузаровой и других.

Музей музыки, до 14 февраля

 

Восхитительный мир Феллини

Полсотни костюмов и киноафиш к фильмам великого итальянца

В «Эрарте» собрали около сотни объектов, которые ассоциируются с именем едва ли не главного итальянского режиссера XX века Федерико Феллини. Центральное место занимают оригинальные костюмы из его кинолент. Здесь и платье, в котором героиня Аниты Экберг Сильвия купалась в фонтане Треви в фильме «Сладкая жизнь», и барочные одеяния героев «Казановы», и цирковые наряды персонажей «Дороги». Костюмы дополнены фотографиями режиссера на съемочной площадке, киноафишами и фрагментами декораций. Вся творческая биография Феллини представлена здесь через оригинальные объекты середины XX века.

Эрартадо 12 февраля

 

Стас Багс. Razzle Dazzle/Чего я еще жду?

Концептуальные скульптуры и инсталляции молодого петербургского художника

Словосочетание, фигурирующее в название выставки, отсылает к термину, который появился во время Первой мировой войны, — им обозначали специальный маскировочный окрас кораблей. В своем новом проекте петербургский художник Стас Багс размышляет над темой собственного положения в мире, о том, как мы маскируем себя и подражаем другим. Подражательные способности Багс демонстрирует, сочетая в своих работах, казалось бы, антонимичные материалы — например, дерево и силикон. На первом этаже галереи можно увидеть абстрактные полотна и силиконовые объекты, а на втором — кинетическую инсталляцию из металлических прутьев. 

Галерея Anna Nova, до 18 февраля

 

Аллан Танненбаум. John And Yoko. A New York Love Story

Фотографии одной из самых харизматичных пар прошлого столетия

Джон Леннон и Йоко Оно, пожалуй, самая известная пара поколения хиппи. При всей своей звездности музыкант и художница обычно неохотно позволяла журналистам вмешиваться в личную жизнь. Американский фотограф Аллан Танненбаум познакомился с ними в 1975-м, а в 1980-м за две недели до убийства Леннона сделал последнюю совместную фотосессию пары после съемок клипа «Starting Over». В галерее на Фонтанке представлено полсотни снимков, сделанные Танненбаумом за пять лет общения с одной из самых харизматичных пар столетия.

K Gallery, до 7 февраля

 

Товар лицом — лицо товара

Кренделя, нарядные жестянки и советские тетрапаки: тысяча объектов продвижения городской торговли 

Жестяные кренделя, перчатки и окорока или живописные вывески, написанные масляными красками, — неотъемлемый элемент городского пейзажа середины XIX века. Облик центральных улиц Петербурга на рубеже веков определяли рекламные кампании дома «Зингер» и производителя кондитерских изделий фирмы «Абрикосов». В советское время с развитием промграфики появились культовые торговые упаковки — молочный треугольный пакет или эмблема «Советского» шампанского. В Петропавловской крепости собрали около тысячи объектов рекламы и торговой упаковки, которые за два века стилистических метаморфоз не утратили своей главной функции — продавать товар лицом.

Музей истории Санкт-Петербурга, до 28 мая

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все