Что пишут критики про «Ральфа-2», «Подбросов», «Вдов» и «Нацию убийц»

25 ноября 2018
Почему диснеевский мультфильм «Ральф против интернета» говорит с детьми на взрослом языке, как Иван И.Твердовский соединил в «Подбросах» сатирический кинокомикс с религиозной притчей, в чем сила и слабость профеминистских триллеров «Вдовы» и «Нация убийц» — обо всем этом можно прочитать в нашем дайджесте рецензий на главные премьеры этой недели.

«Ральф против интернета»

Егор Москвитин, «Афиша-Daily»:

«Комических сцен, лихих виражей, будоражащих красок и забавных героев теперь в разы больше. Вместо ретромира игровых автоматов перед детьми раскидывается остроумный миф об интернете — куда более понятном и родном. В какой-то момент героев заносит в виртуальный «Диснейуорлд» — тогда и без того быстрый мультфильм разгоняется до немыслимых скоростей: только и успевай ловить шутки-монетки.

Появление целого взвода диснеевских принцесс уже сейчас можно награждать как лучший женский ансамбль этого года: ни «Вдовы» Стива МакКуина, ни сандэнсовская «Нация убийц», ни тем более «8 подруг Оушена» не в состоянии сформулировать перемены в Голливуде так же остроумно, как эти рисованные девчата.

«Если у тебя есть daddy issues, то ты одна из нас», — говорят принцессы Ванилопе и тут же бегут спасать Ральфа. С ехидной присказкой: «О, сильному мужчине опять нужна наша помощь!» Да что там, этот мультик настолько весел и динамичен, что самоуверенно оставляет самую смешную сцену на титры».

 

Антон Долин, «Медуза»:

«В полном соответствии с заветами постмодернизма «Ральф против интернета» развеселит и обрадует ребенка, для которого интернет — универсальная игрушка с неограниченными возможностями. А для внимательного взрослого, невзирая на мягкий юмор и приличествующую диснеевской продукции сентиментальность, станет грозным напоминанием о том, что мы приходим в этот мир и покидаем его одинокими. Какими бы иллюзиями ни тешили нас многочисленные светящиеся экраны».

 

Алиса Таежная, «The Village»:

«Авторы первого «Ральфа» и «Зверополиса» схватились за тему интернета так жадно, что первая половина фильма рассыпается от количества деталей. За диалогами героев следить оказывается не проще, чем за мельканием логотипов на виртуальной площади интернета, а большинство ситуаций скорее подражают привычному интернету, чем изобретают новый мир. Перегруженному «Ральфу» (как и «Зверополису») требуется время, чтобы прийти, собственно, к главной идее. Вторая часть делает поворот на 180 градусов и начинает прямо формулировать то, о чем принято говорить в детском кино, чтобы дети предположительно выросли более или менее счастливыми.

Твое предназначение — только твое.

Самое важное качество друга — умение поддержать и принимать твою радость и самостоятельность. Нет ничего принципиальнее борьбы за то, во что веришь. Все это в яркой упаковке цветных конфет, добрых шуток и милых героев — совершенно кавайной Веннелопы и Ральфа с большим сердцем, чей талант любить и помогать ломает циничные механизмы интернет-рейтингов и рекомендательных алгоритмов».

 

«Подбросы»

Максим Сухагузов, «Афиша-Daily»:

«Любимчик «Кинотавра» и активно продвигаемый на западном рынке режиссер Иван И.Твердовский к своим 30 годам уже вполне себе выстроил узнаваемую киновселенную образов, где жесткая российская реальность всегда получает прививку чудом и от фильма к фильму становится все мрачнее. В «Классе коррекции» российская школа поставила инвалида на ноги, в «Зоологии» фрустрация русской женщины вырастила у героини фрейдистский хвост, а в «Подбросах» чудотворного человека без боли впутывают в кровавый режим государственных госслужб.

Третий фильм окончательно сдвинулся в авторское пространство аллюзий и практически фэнтезийного мира, поэтому не стоит воспринимать его как реалистичное высказывание о брошенных детях и российский суд.

Хотя «Подбросы» стояли в программе «Кинотавра» в один день с «Кислотой» Александра Горчилина, Твердовский внезапно оказался ближе не к голосу молодого поколения, а скорее к голосу свыше, которым тоже разговаривает режиссер Григорий Константинопольский в новом фильме «Русский бес».

 

Евгений Ткачев, «Афиша»:

«Новый фильм Ивана И.Твердовского («Класс коррекции», «Зоология») не социальная драма, а религиозная притча напополам с кинокомиксом, поэтому ее не имеет смысла судить по законам бытового психологического реализма. В картине хватает кафкианского абсурда (все сцены в суде) и инфернального дыхания, а все потому, что это история про ангела-супергероя, который спустился с небес на Землю, но та оказалась Адом, и он попросился назад. В роли этого ангела — Денис, в роли демонов — все остальные (включая грешную мать).

Детдом — это потерянный Рай, а его директор — всепрощающий Отец.

Это становится понятно по залитым светом коридорам интерната (в то время как город, наоборот, утопает во тьме ночи). Играя со всеми этими христианскими символами и метафорами (совсем как Корнель Мундруцо в библейском боевике «Спутник Юпитера»), И.Твердовский конструирует захватывающее, полижанровое кино, в котором трансгрессивность в семейных отношениях идет рука об руку с сатирой на российскую действительность, а супергеройский дискурс — с криминальным триллером».

 

Никита Смирнов, «Сеанс»:

«Персонажи, чтобы не слиться с задниками, тоже даны сплошь в жирной обводке. Денис становится участником труппы судебных лицедеев: подсадные ДПСник, врач и фельдшеры «скорой», адвокат, прокурор, судья и даже стенографистка (собственно, мама Дениса) — одна команда, которая получает заказы на неугодных бизнесменов и «закрывает» тех в тюрьму за совершенные ДТП. (Неизбежно и незапланированно возникает аллюзия на дело Серебренникова, судебную постановку нового времени.)

Все они — злодеи, вурдалаки с вывернутыми на максимум настройками цинизма и нулевой эмпатией.

Днем они выбивают деньги, а ночами дружно напиваются в клубе, задрапированном во флаг России, затем писаются, не дотерпев до дома, на собянинскую плитку. Этот волчий разлад, в котором одно ведомство плитку кладет, а другое ее поливает, заложен в форме их общения, неизменно кастового, и протоколируется на очередном заседании, пошедшем под откос из-за сбившегося в показаниях Дениса. С этого момента подростка понемногу списывают со счетов, отношения с матерью, построенные на ее инцестуальных притязаниях и недомолвках, окончательно рушатся — столичный мир сплевывает Дениса на обочину».

 

«Вдовы»

Станислав Зельвенский, «Афиша-Daily»:

«МакКуин, как обычно, разрывается между нестерпимым желанием сказать что-то важное и инстинктивным стремлением сделать красиво — плюс, чего раньше за ним не водилось, еще и пытается рассказать увлекательную историю. Но это не столько триллер, конечно, сколько эссе по мотивам других триллеров — режиссер как бы ощупывает жанр, в котором куда увереннее чувствовал себя его звездный тезка.

Ограбление, погоня, чертежи сейфа, пять миллионов мелкими купюрами — это все есть, но несмотря на встревоженное «бум-бум-бум» Ханса Циммера, «Вдовы» лишь в считанных сценах искрят реальным напряжением.

Зато камера с удовольствием рассматривает отражения, и черную кожу на белых простынях, и белую собачонку на черных руках, и сверхкрупные планы губ, и глаз, и пальцев. Лучше всего МакКуину удается одиночество, особенно в дорогих интерьерах — какая досада, что фильм — про солидарность и финансовые проблемы».

 

Антон Долин, «Медуза»:

«С той же бескомпромиссностью, с которой Маккуин в «12 лет рабства» говорил о рабовладельческой Америке — ему, подданному Великобритании, это удалось лучше, чем многим гражданам США, — во «Вдовах» он исследует положение женщины в современном обществе. Показывает, как в кризисный момент сами социальные механизмы, почти без участия конкретных людей, превращают «прекрасный пол» в коллективную боксерскую грушу, вечных «коз отпущения», не имеющих шанса на реванш. Ведь при любом, даже самом неправдоподобном раскладе власть в этом мире будет принадлежать только мужчинам. Когда они эту власть будут между собой делить, женщинам лучше держаться подальше. И это касается каждой, каким бы ни было ее место в социальной иерархии. Идеальная иллюстрация тезиса «me too».

 

Алексей Филиппов, kino-teatr.ru:

«Вдовы» вообще начинаются за здравие: на уровне монтажа и режиссерских решений МакКуин демонстрирует как раз ту ярость и фантазию, которые и привлекли к нему внимание. Дальше кино начинает постепенно сдавать: видно, что режиссер недолюбливает сериалы (он сам охотно об этом говорил в интервью), поэтому не чувствует, как сюжет на два-три сезона в спешном пересказе оборачивается неубедительным набором общих мест.

Вдвойне иронично, что «Вдовы» на одноименном британском телесериале 2002 года и основаны.

И как бы впечатляющая команда сценаристов ни пыталась предать ему пафос и глубину социального высказывания, всё равно происходящее на экране отдает мылом и манипуляцией. Примечательно, что сценарием «Вдов» занимался не только сам МакКуин, но и Гиллиан Флинн — писательница, ответственная за «Исчезнувшую» и «Острые предметы» и знающая толк в сложных женских характерах. Тут, правда, они сочинили схематичную сборную мира по борьбе с наследственной властью белого патриархата, чтобы подчеркнуть, что проблемы гендерного и расового неравенства, — вопросы, в первую голову, экономической, то есть классовой несправедливости. К слову, микс спланированного грабежа и политического высказывания за последние годы гораздо более успешно применяли Эндрю Доминик в «Ограблении казино» и Стивен Содерберг в «Удаче Логана».

 

«Нация убийц»

Егор Москвитин, «Esquire»:

«Нация убийц» — впервые показанный еще на «Санденсе» хулиганский кровавый боевик в духе «Убить Билла». Действие происходит в городе под названием Салем, но на этот раз охота на ведьм в нем начинается не из-за суеверий, а из-за русских хакеров. Те взломали все «айклауды» добрых салемских самаритян. И за считанные часы весь город узнал, кто с кем спит, как проводят время школьники, что скрывает шериф и почему повесился директор школы.

В Салеме начинается анархия, которую можно сравнить разве что с фильмом «Судная ночь».

Четыре красавицы-старшеклассницы натягивают красные кожаные костюмы и вооружаются катанами и пулеметами, чтобы продержаться до рассвета против полчищ мужчин, стремящихся их сперва изнасиловать, а затем пристыдить. «Нация убийц» — второй фильм режиссера Сэма Левинсона, которому семь лет назад повезло снять в своей дебютной разговорной трагикомедии «Родственнички» Эллен Баркин, Эзру Миллера, Деми Мур и Кейт Босуорт. Интонации лент совпадают: и там, и там автор насмехается над лицемерием примерных семей и привычкой приличных людей вымещать свою жестокость на близких. Но «Санденс» — фестиваль, с которого в Америке принято начинать весь киногод, поэтому хэштеги #MeToo и #TimesUp в фильме подчеркнуты жирным шрифтом, а все остальные темы невольно уходят на второй план».

 

Максим Бугулов, «RussoRosso»:

«Название города, в котором разворачивается противостояние, понятное дело, отсылает к охоте на салемских ведьм. Только в XXI веке место наговаривающих свидетелей заняли номера IP и данные iCloud, место вил и факелов — дробовики и винтовки, а место обвинений в поклонении дьяволу и порче урожая — обвинения в распутстве и стигматизация. Лишь толпа, несмотря на время, осталась толпой. При этом важно понимать, что «Нация убийц» — это не салемский процесс 2.0 и даже не реплика «Убить за лайк» (2017). Эти аналогии обещал бойкий трейлер с дерзким весельем и кровавой гендерной войной, но фильм ими совсем не исчерпывается.

Уже в двух первых актах на первый план выходит критика патриархата, который подавляет и призывает терпеть.

Тут же энергично вплетаются комментарии о сексуальности и взрослении, бросающие в зрителя обескураживающие вопросы. Почему для патриархата нагота непременно означает секс? Почему в мастурбирующей женщине мужчина видит лишь похоть, а в фотографии голой шестилетней девочки на смартфоне ее отца — статью за детскую порнографию?».

11 новых российских фильмов, снятых за пределами Садового кольца
11
новых российских фильмов, снятых за пределами Садового кольца
11 новых российских фильмов, снятых за пределами Садового кольца
Сериал «Нулевой пациент»: эпидемиологический триллер о первой вспышке ВИЧ в СССР
Сериал «Нулевой пациент»: эпидемиологический триллер о первой вспышке ВИЧ в СССР
Сериал «Нулевой пациент»: эпидемиологический триллер о первой вспышке ВИЧ в СССР
«Ночь музеев» в Москве: бесплатные мастер-классы, концерты и экскурсии
«Ночь музеев» в Москве: бесплатные мастер-классы, концерты и экскурсии
«Ночь музеев» в Москве: бесплатные мастер-классы, концерты и экскурсии
7 приятных детских городских лагерей в Москве
7
приятных детских городских лагерей в Москве
7 приятных детских городских лагерей в Москве
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость