Все развлечения Москвы
Что «Афиша» писала про «Людей Икс»
К выходу «Темного Феникса» прощаемся с легендарной франшизой «Люди Икс», которая в начале нулевых спровоцировала новый бум популярности кинокомиксов, и публикуем все рецензии «Афиши» на фильмы этого грандиозного супергеройского киносериала.
10 июня 2019

«Люди Икс-2»

Опеннинг второго фильма.

Алексей Васильев:

«Выбор Сингера, автора «Обычных подозреваемых», в качестве режиссера первых «Людей Икс» был самой большой удачей предприятия. Он мастер многофигурных композиций, способный оживить десяток главных персонажей, сделать их равноинтересными. Человеческий фактор стал козырем «Людей Икс», выделяющим его среди прочих лент о супергероях, Бэтменов и уж тем более Сорвиголов.

Увы, вторую часть достаточно описать одной фразой: «Все те же на манеже».

К знаниям, почерпнутым из первой части, новый фильм ничего не добавляет. Шторм вновь делает грозу, от поцелуя Роуг снова вздуваются вены на шее очередного бедного парня, Циклоп мечет не взгляды, а молнии. Такое ощущение, будто у дедушки прогрессирует склероз: он с тем же воодушевлением, что и третьего дня, рассказывает, как в 1935 году его корова так тужилась при родах, что у нее отвалились рога. История хорошая — но не в десятый же раз!».

 

«Люди Икс: Последняя битва»

Сцена после титров в третьих «Людях Икс», объясняющая, что профессор Ксавье выжил, не смотря на то, что Джин Грей расщипила его на атомы.

Станислав Зельвенский:

«Плотность населения в «Людях Икс» достигла уже показателей Мехико, и возможность вздохнуть появляется, лишь когда кое-кто из старожилов становится чеканным профилем на надгробии или рассеивается в тумане. А еще у Росомахи появились такие специальные штаны, сделанные, очевидно, на той же фабрике, что изготовила знаменитые трусы Халка, меняющие размер вместе с обладателем.

Штаны Росомахи остаются на нем даже тогда, когда вся остальная одежда унесена под напором воздуха и начала слезать кожа на лице.

Нет, невозможно дальше оттягивать тот момент, когда придется признаться: третьи «Люди Икс» — вполне себе кино, уж получше первых двух и вообще многого подобного. Сюжет доведен до полной невменяемости, в плане диалогов «Сайлент-Хилл» по сравнению с «Людьми» — пьеса Шекспира, но в отличие от того же «Сайлент-Хилла» почему-то совсем не скучно».

 

«Люди Икс: Начало. Росомаха»

Росомаха против фейкового Дэдпула в финале своего первого сольника.

Станислав Зельвенский:

«На третьих «Людях Икс», когда озабоченного Сингера сменил слывущий веселым идиотом Бретт Ратнер, казалось, что путь, в принципе, выбран верный: политкорректная метафора себя исчерпала, начался бессодержательный, но богатый пир спецэффектов, где разные удивительные герои красиво делают удивительные вещи. Не тут-то было, поддерживать на плаву франшизу студия позвала серьезного режиссера из ЮАР (три года назад получившего с драмой «Цоци» «Оскар» за «лучший фильм на другом языке»), а что происходит с серьезными режиссерами на студийной зар­плате, известно.

Вместо того чтобы приятно провести время, Худ исподтишка пихает в комикс драматизм и культурные референции, тщетно пытаясь убедить не столько, наверное, других, сколько себя, что его ЦА — не семиклассник-имбецил.

На продюсерском монтаже драматизм все равно пропадает, его ошметки имеют ровно противоположный эффект, экшен же покадрово срисован серьезным режиссером из классики презираемого им жанра — и оттого отчаянно неинтересен».

 

«Люди Икс: Первый класс»

Росомаха с огоньком отказывается вступать в ряды «Людей Икс».

Анна Сотникова:

«За 11 лет, прошедших с выхода первого сингеровского фильма, «Люди Икс» потихоньку мутировали из «первой серьезной франшизы о супергероях» в бессмысленный праздник спецэффектов. Энергичный англичанин Вон, только что изложивший свою точку зрения на супергеройский дискурс в «Пипце», просто довел работу до конца.

Формально сохранив многозначительный подтекст, придуманный Сингером, — мутанты как метафора положения меньшинств в обществе, сторонники диалога против сторонников террора, у Леншерра-Магнито ко всему еще остро стоит еврейский вопрос, — он излагает все это в жанре костюмированной вечеринки.

Дурацкие спецэффекты, знакомые девушки из сериалов — за полтора часа каждая находит благовидный повод хоть раз раздеться; парад заслуженных стариков в эпизодических ролях (Рей Уайз — госсекретарь, Раде Шербеджия — похабный русский, Майкл Айронсайд, треть фильма эпически глядящий во флотский бинокль). Внутренняя мифология — святая святых для целевой аудитории — тоже превращена в абсолютный КВН: на обратной стороне эмблемы «Людей Икс» обнаруживается свастика, МакЭвою раз пять предлагают побриться налысо, отдельная сказка — первое появление антителепатического шлема Магнито: Бейкон надевает на голову хромированную кастрюлю со словами «вот что дали мне русские».

 

«Люди Икс: Дни минувшего будущего»

Та самая знаменитая сцена с Ртутью, над которой работали австралийская студия спецэффектов Rising Sun.

Станислав Зельвенский:

«Будущее «Людей Икс» выглядело довольно безоблачным: три года назад франшизу перезапустили «Первым классом», и фильм Мэттью Вона оказался попросту лучшим в серии — остроумным, красивым, энергичным, с приятными новыми лицами и почти совсем без Хью Джекмана (впрочем, и сиквел «Росомахи» неожиданно получился сносным). Однако же весна была недолгой: в режиссерское кресло вернулся постановщик первых фильмов Брайан Сингер, зануда с идеями, и даже подтянул отставников — правда, в «Днях минувшего будущего» у многих чисто символические роли (Халле Берри, скажем, проводит на экране секунд 30, а иные и поменьше), а Джекман в кадре все время, но преимущественно остается в тени.

Если в «Классе» действие плавно выруливало на Карибский кризис, здесь мутанты едва не срывают Парижское соглашение, закончившее войну во Вьетнаме, и в фильме действует самый настоящий Никсон (малоизвестный актер Марк Камачо).

Сингер при этом попадает во все ловушки, которые поджидают путешественников во времени: поскольку причинно-следственные связи начинают рушиться, героям то и дело приходится многословно объяснять друг другу, что, собственно, происходит, и все равно ничего не понятно, и под конец сценарист еще приплетает теорию струн, что, конечно, в майском блокбастере уже равносильно белому флагу».

 

«Дэдпул»

Райан Рейнольдс вернулся к роли (уже канонического) Дэдпула в «Дэдпуле».

Григорий Пророков:

«Фильм, который в итоге достался режиссеру-дебютанту Тиму Миллеру, студия Fox хотела сделать больше десяти лет. Герой даже появлялся в «Людях Икс: Начало. Росомаха», который вызвал негодование у фанатов Дэдпула, потому что персонажу, известному своей болтливостью, там зашили рот. В «Росомахе» его тоже играл Райан Рейнолдс, и первые тридцать минут фильма, где Уилсон еще разговаривает, показали, что он идеально подходит на эту роль, — актер и сам это понимал, поэтому долгое время пытался продавить проект и даже выступил продюсером.

2016-й — год, когда выходит по-настоящему много супергеройских фильмов (так происходит каждый год, но теперь их аж шесть штук), и авторы «Дэдпула» отчаянно пытаются отграничить свой фильм от остальных. Экспериментируют со структурой: завязка рассказывается первые сорок минут фильма флешбэками, перемежаясь одной длинной экшен-сценой.

Много грязно ругаются и низко шутят, чего не позволяют себе ни Marvel Studios, ни Warner Bros. Слово «супергерой» звучит в кадре часто, но Дэдпул всячески подчеркивает, что он не герой и вообще не очень хороший человек; наконец, периодически оборачивается в камеру и обращается к зрителям — и даже вспоминает фильмы из реального мира, вроде того же «Росомахи» и «Зеленого фонаря».

 

«Люди Икс: Апокалипсис»

Еще одна запоминающаяся сцена с Ртутью.

Станислав Зельвенский:

«Апокалипсис» на пальцах показывает, что именно пошло не так в конкурирующей франшизе про мстителей. Здесь не меньше (если не больше) персонажей с дурацкими именами, но они при этом ни разу, даже в сцене общей битвы, не превращаются в толпу. Никто из них не равен сумме своих боевых навыков.

Каждому — вплоть до девушки с катаной и в кожаном купальнике, у которой три строчки диалога, — придуманы характер и история с началом, развитием и финалом, заботливо выделено личное пространство на большом полотне.

В «Другой войне» можно поменять местами или вовсе убрать пять-шесть главных героев так, что не изменится вообще ничего: попробуйте найти лишнего в этих «Людях Икс». Освежающе (на фоне непроходимых «Дней минувшего будущего») незамысловатый сюжет — появился грозный враг и хочет уничтожить мир — на самом деле не так прост и держит в напряжении именно потому, что строится на характерах, на эмоциях, на личных взаимоотношениях между героями и трудных решениях, которые они принимают: египтянин пытается их не столько победить, сколько соблазнить».

 

«Логан: Росомаха»

Одна из самых шокирующих и мощных сцен очень мрачного «Логана».

Станислав Зельвенский:

«Джекман, для которого логановская майка-алкоголичка стала за эти годы второй кожей, разумеется, выполняет все обязательные па: рычит, вспарывает животы, отрывает головы и так далее (свои «18+» фильм отрабатывает, если всерьез верить, конечно, что подростка шокирует оторванная голова). Но драки занимают весьма скромную часть 140-минутного хронометража.

В основном «Логан» балансирует между сентиментальной пенсионерской драмой а-ля «Рестлер» и черной комедией: доведенный до ручки герой тащится на край света с полубезумным старичком-инвалидом, которого он выдает за папу, и очень своеобразной девочкой, которую он (с некоторыми основаниями) выдает за дочку.

И даже если все элементы этого фильма по отдельности мы где-нибудь уже видели, по большей части он выглядит свежим, увлекательным и, страшно сказать, трогательным: в финале, чтобы не всхлипнуть, нужно иметь сердце из адамантия».

 

«Дэдпул-2»

Райан Рейнольдс измывается над своим предыдущим воплощением Дэдпула в череде послетитровых сцен.

Максим Сухагузов:

«Дэдпул» изначально не позиционировал себя как полноправный фильм, это метакино, пародия на современный кинематограф о супергероях. Каждый сюжетный поворот — это не попытка рассказать историю, а все-таки повод для шуток и стеба.

Тут и титры не титры, и герой не герой, а еще он постоянно разрушает четвертую стену между персонажами и зрителями, напоминая, что это лишь игра, постановка и, вообще, запасайтесь чимичангами.

Первый фильм так и просвистел за шуточками и самоиронией, не совершив какой-то обещанной революции в жанре, но хотя бы обдул новизной. Второй чуть больше работает именно как фильм, но все равно тут же оправдывает это подколами и подмигиваниями, как школьник, которого друзья застукали за делами сердечными».

 

«Люди Икс: Темный Феникс»

В «Темном Фениксе» Ртути негде особенно развернутся, а сам фильм — это изрядно поумневшая и повзрослевшая «Последняя битва».

Станислав Зельвенский:

«По контрасту с предыдущим выпуском — размашистым и местами откровенно кэмповым, несмотря на трагические нотки, «Апокалипсисом», «Феникс» выглядит собраннее и мрачнее. Что объясняется не только художественными соображениями: это, как известно, финал франшизы в ее нынешнем виде. «Дисней» сожрал компанию «XX век Фокс», и хотя какие‑то новые мутанты (и Дэдпул, куда без него) будут как‑то интегрированы во вселенную «Марвела», это уже будет совсем новая глава. Нынешняя же — начавшаяся почти 20 лет назад, когда кинокомиксы никого особенно не волновали, сценой с маленьким Магнето в Освенциме, подошла к концу.

Наверное, некоторые по такому случаю ждут чего-то вроде последних «Мстителей» и будут разочарованы.

Кинберг выбрал совсем другую стратегию: это самые короткие «Люди Икс» за очень долгое время, тут минимум фан-сервиса, а гибель важного персонажа была почти прямым текстом анонсирована в трейлере. Несмотря на горстку космических захватчиков (которые смешно бегают и похожи на персонажей сайфая 1950-х) и мини-Таноса (Честейн на каком-то телешоу сообщила, что играла в общем и целом Тильду Суинтон), «Темный Феникс» кажется фильмом приземленным, небольшим, почти интимным. И такое негромкое прощание, вообще говоря, не менее достойно, чем трехчасовой салют из всех орудий».