Москва
15 альтернативных финалов известных фильмов
На стриминговом сервисе Premier вышел финал отечественного сериала «Чернобыль: Зоны отчуждения» — причем в трех разных версиях и с тремя альтернативными концовками. По такому случаю «Афиша» вспомнила еще несколько примеров фильмов с вариативными финалами.
Евгений Ткачёв
5 октября 2019

«Рэмбо: Первая кровь»

В отличие от книги Дэвида Моррела, Рэмбо в фильме не отморозок, а жертва обстоятельств, которую спровоцировали полицейские. Поэтому его смерть от рук полковника Траутмана в оригинальном финале смотрится слишком жестокосердной: так посчитали и зрители на тестовых просмотрах в Вегасе. В итоге продюсеры пошли на попятную и попросили режиссера Теда Котчеффа переснять концовку — к вящему удовольствию Сильвестра Сталлоне. Все это дало старт кровавой франшизе, в которой Рэмбо убил еще очень, очень много людей (и, судя по «Последней крови», кажется, не собирается останавливаться).


«Бегущий по лезвию»

У культового сайфая Ридли Скотта существует семь (!) версий (в сети, правда, можно найти только четыре: американскую кинотеатральную, международную, режиссерскую и final cut). Каждая из них по-разному расставляет акценты: в американской — закадровый голос рассказчика и хеппи-энд, в международной — чуть больше насилия, в режиссерской — открытый финал (плюс появляется единорог), а в final cut — недвусмысленно намекается, что Декард — репликант. Есть еще, правда, и фанатская гибридная версия, включающая уникальный материал из чернового варианта, но это неофициальный релиз. Сейчас изначальная концовка с хеппи-эндом и подрезанной у Кубрика вертолетной съемкой из «Сияния» уже смотрится как альтернативный финал.


«Терминатор-2: Судный день»

Джеймсу Кэмерону категорически не удаются оригинальные финалы (см. также «Титаник»). Так, в изначальной концовке второго «Терминатора» действие происходит в 2027 году: Судный день (уже точно) отменен, постаревшая Сара Коннор смотрит на то, как ее сын Джон (сенатор) играет с дочерью и надиктовывает на диктофон монолог про то, что «если машина, терминатор, научился ценить человеческую жизнь, то, может быть, и мы когда-нибудь научимся этому». Рассудив, что это какой-то зашквар (а так оно и было), Кэмерон заменил эту приторную идиллическую концовку на открытый финал с дорогой. Получилось несравненно лучше. Плюс это позволило перезапустить франшизу несколько раз, причем к последнему перезапуску непосредственное отношение имеет уже сам Кэмерон (скрестим пальцы!)


«Зловещие мертвецы-3: Армия тьмы»

У третьих «Зловещих мертвецов» Сэма Рейми (которые в оригинале «Армия тьмы») есть не только альтернативный финал, но и четыре разные версии: театральная, режиссерская, международная и телевизионная. Впрочем, большинство знакомо с двумя: прокатной студии Universal и режиссерской студии MGM. Первый вариант веселее, добрее и заканчивается оптимистично, второй — чуть мрачнее, длиннее и заканчивается плохо. Стоит сказать, что режиссерская версия исключает сериальный сиквел «Эш против зловещих мертвецов», так что отныне канонической не считается, хотя она точнее отражает дух Эша Уилльямса.


«Король Лев»

Ух ты, оказывается, диснеевский «Король Лев» (мультфильм, разумеется, а не эта выставка CGI-достижений) мог закончиться гораздо более радикально! Как видно на этих отрисованных кадрах, Шрам говорит Симбе: «Спи спокойно, сладкий принц!» (цитата из шекспировского «Гамлета», анимационным парафразом которого и является «Король Лев»), а затем сбрасывает его со скалы. Правда, довольный собой Шрам не замечает, как его охватывает огонь, — и он в буквальном смысле сгорает в пламени своих амбиций.


«Крепкий орешек-3»

Даже жаль, что эта концовка не считается канонической. Напомним, что в оригинальной версии террорист Саймон Грубер в исполнении Джереми Айронса погибает в вертолете. В альтернативном финале ему удается сбежать вместе с золотом, после чего всех собак вешают на полицейского Джона Маклейна. Герою Брюса Уиллиса приходится уволиться из полиции, а затем отправиться на поиски Грубера, которые занимают какое-то время. Когда же он его находит, то предлагает сыграть в русскую рулетку. Студию такой финал испугал, и легко понять почему: он выглядит довольно радикально.


«Блэйд»

Как говорилось в одной известной телепередаче: «Нет у Блэйда слабых мест». И правда — в финале герой Уэсли Снайпса побеждает своего заклятого врага Диакона Фроста, однако есть нюанс: если в оригинальной концовке Фрост взрывается, а Блэйд уезжает в Россию истреблять кровососов (до сих пор ждем!), то в альтернативном финале персонаж Стивена Дорффа превращается в кровавый смерч, а на крыше появляется вампир Морбиус, памятный по мультсериалу «Спайдермен».


«Титаник»

Самый бестолковый финал, который можно было только придумать (хорошо, что Кэмерон от него в итоге отказался!) Постаревшая Роуз собирается выбросить медальон «Сердце океана» в воду, но тут появляется команда научно-исследовательского судна «Академик Мстислав Келдыш» и призывает ее этого не делать. Тогда старушка с зашкаливающим градусом пафоса толкает проникновенную речь о том, что по-настоящему бесценна только человеческая жизнь, — и герой Билла Пэкстона понимает, что был неправ. Более нелепое и комичное зрелище себе представить сложно.


«Эффект бабочки»

Когда у режиссеров припрятано в рукаве сразу четыре разные концовки, начинает казаться, что сказать им особо нечего (даже удивительно, что при таком подходе у них получилось складное произведение).


«28 дней спустя»

Зомби-хоррор Дэнни Бойла по сценарию писателя (а теперь уже и режиссера) Алекса Гарленда мог закончиться гораздо печальнее: в оригинальном финале герой Киллиана Мерфи умирал от ранений. Однако зрители восприняли такую концовку в штыки — и Бойлу пришлось ее переснять. Другое дело, что в ветхозаветном космохорроре «Пекло» (в котором также играл Мерфи) они с Гарлендом уже не пощадили никого.


«Обитель зла»

А ведь первая и одна из лучших частей многострадальной франшизы могла закончиться как на этом видео, если бы у Пола У.С.Андерсона закончились деньги.


«Ночной дозор»

Несмотря на массу кинематографических достоинств, экранизация «городского фэнтези» Сергея Лукьяненко не может похвастаться внятностью (до сих пор интересно, как ее смотрят зрители, не читавшие книжку?) В еще большее замешательство вводит альтернативный финал.


«Мистер и миссис Смит»

У шпионского семейного боевика Дага Лаймана было девять сценаристов и 50 различных версий сценарий — даже удивительно, что кино в итоге сняли. Правда, не обошлось и без альтернативных финалов. В одном нам показали боссов главных героев, а в другом — их дочь, которая унаследовала от родителей боевые навыки.


«Спуск»

У фильма «Спуск», как в свое время пошутил в рецензии кинокритик «Афиши» Станислав Зельвенский, есть два финала: «Для пессимистов и сдержанных оптимистов (конкретнее — для европейцев и американцев)». И если в оптимистичной концовке главная героиня Сара выбирается из пещеры, то в пессимистичной она остается под землей вместе с призраком своей дочери и плотоядными существами, которые хотят ею угоститься.


«Я — легенда»

В отличие от «Рэмбо», студийные боссы в «Я — легенда» выбрали мрачный финал: герой Уилла Смита погибает, но дает человечеству надежду на спасение с помощью сыворотки. В альтернативной концовке (которая, кстати, ближе к книжной развязке Ричарда Мэтисона) персонаж Смита не только не умирает, но также выясняется, что зомби самоорганизовались в разумное общество, а покоя они не давали главному герою потому, что у него в плену была самка их главаря. Такой финал совершенно иначе расставляет акценты — и усложняет всю драматическую конструкцию, но зрители на тестовых просмотрах настояли на концовке попроще, поэтому режиссер Лоренс сдался и превратил героя Смита в мученика.