Москва
12 сериалов, где герои знают, что они — герои сериалов
Стартует шестой и заключительный сезон «Карточного домика», в котором из-за харассмент-скандала не будет персонажа Кевина Спейси, президента США Фрэнка Андервуда, который знал, что он — герой сериала. В память об Андервуде «Афиша» вспомнила другие шоу, герои которых рушили «четвертую стену» и были в курсе того, что их показывают на экране. Внимание: в тексте содержится очень много спойлеров!
Евгений Ткачёв
29 октября 2018

«Летающий цирк Монти Пайтона» (1969–1974)

«Пайтоны» дают понять, что они в курсе, что про них снимают сериал

В свое время «Летающий цирк Монти Пайтона» на фоне других сериалов смотрелся как нечто совершенно новое. Легендарная британская комик-группа (плюс один американец) славилась не только абсурдистскими скетчами, сюрреалистическими сюжетами, безумными анимационными вставками, но и тем, что периодически рушила «четвертую стену». Например, группа потерявшихся в джунглях персонажей натыкалась на операторов, члены испанской инквизиции начинали торопиться, завидев титры, герои могли по ходу действия сверяться со сценарием, не помня, что должно произойти в следующей сцене, — или же просто заявить: «Это конец сезона, они могли бы придумать что-нибудь посмешнее!» В финале полнометражки «Монти Пайтон и священный Грааль» актеров вообще арестовала нагрянувшая на съемочную площадку полиция.


«Детективное агентство «Лунный свет» (1985–1989)

Шоу закрылось, и актеры разбежались

В душераздирающем финале «Детективного агентства «Лунный свет» главные герои сериала (а они осознают, что они всего лишь герои сериала) Мэдди Хейс (Сибилл Шеперд) и Дейв Эдисон (Брюс Уиллис) «четвертую стену» не рушат, они пытаются сделать все, чтобы их шоу не закрыли. Но рейтинги неумолимы, руководство канала тоже. «Вы мне нравитесь, но вы сами во всем виноваты: вас в последнее время просто невозможно смотреть! — говорит главный продюсер, а когда герои уходят, добавляет: — Славные ребята, мне будет их не хватать». Честно говоря, нам тоже.


«Черепашки-ниндзя» (1987–1996)

Бибоп и Рокстеди просят: «Дети, пожалуйста, не повторяйте это дома!»

От сезона к сезону мультсериал все больше и больше общался со зрителями. К примеру, в серии «Сражение с дубоголовым» (которая на самом деле называется «Кейси Джонс: Герой над законом») лихо спрыгнувший с поезда на ходу Рокстеди уверял маленьких зрителей, что они с Бибопом долго тренировались, чтобы сделать этот трюк, поэтому «ребята, не пытайтесь повторять подобное в домашних условиях». А в серии «Донателло останавливает время», отправляющейся в лабораторию сумасшедшего ученого, Дон замечал, что играющая за кадром музыка очень захватывающая. Интерактивные замашки рептилий и других персонажей, кстати, были высмеяны в кроссовере «Черепашки навсегда», приуроченном к 25-летию панцирных каратистов. В нем встретились черепашки из мультсериалов 1987 и 2003 годов. При этом рептилии и злодеи сериала 2003 года никак не могли взять в толк, к кому обращаются черепашки из 1987 года, когда они всякий раз рушили «четвертую стену». «С кем ты там говоришь? Там же никого нет!» — рассерженно недоумевал один из противников.


«Байки из склепа» (1989–1996)

Хранитель склепа общается со зрителями

С монолога Хранителя склепа, обращенного к зрителям, начиналась каждая серия «Баек» — одного из лучших сериалов канала HBO. А в мультсериале «Байки Хранителя склепа» (да, был и такой) к нему со второго сезона присоединилась Старая ведьма, от воздушного поцелуя которой трескался телеэкран. Впрочем, не только ведущие шоу были в курсе того, что они герои сериала. Так, например, в полнометражке «Байки из склепа: Рыцарь-дьявол», рассказывающей о том, как рыцарь-дьявол в зажигательном исполнении Билли Зейна спустился на Землю, чтобы найти последний, седьмой ключ, который откроет врата в ад, мальчик по имени Дэнни (Райан О’Донохью) читал комикс «Байки из склепа», в котором была изложена происходившая с героями история. Жаль, паренек не успел поделиться этим знанием с другими персонажами, потому что сам сразу же превратился в нечисть.


«Повторная загрузка» (1994–2002)

Стражи укоризненно смотрят на зрителей

Первый в истории компьютерный мультсериал повествовал, как ни странно, о цифровой реальности персонального компьютера (системе «Мейнфрейм»; Mainframe — название канадской компании, производившей сериал). А героями выступили населяющую эту систему существа: наиболее антропоморфные из них назывались «спрайты». Среди этих спрайтов были стражи, защищающие систему от внешних и внутренних угроз. Например, от сеющих хаос игровых кубов. Для этого стражу нужно было оказаться в видеоигре и выиграть в ней. У сериала был грандиозный третий сезон, который появился вследствие того, что эфирный телеканал ABC закрыл «Повторную загрузку». Однако Mainframe не отказалась от его производства. Даже больше: не испытывая давления со стороны канала, компания сделала его более мрачным — и еще более захватывающим. Когда же в первой серии третьего сезона персонажи попали в видеоигру, пародирующую «Зловещих мертвецов», главный герой по имени Энзо и его возмущенная стрелялкой сестра Дот («Какому психу могут нравиться такие игры?») строго и осуждающе смотрели на телезрителей.


«Тайны Смолвилля» (2001–2011)

Персонажи шоу читают комикс про себя

В заключительной серии «Тайн Смолвилля», рассказывающей про молодые годы Супермена, его подруга Хлоя Салливан (Эллисон Мэк) читает сыну комикс DC про приключения Кларка Кента (Том Уэллинг) и его соратников. С одной стороны, этот эпизод является мостиком к серии комиксов «Smallville Season 11», которые выходили после завершения сериала, с другой — завуалированно намекает, что герои в курсе того, что они персонажи шоу.


«2,5 человека» (2003–2015)

В финале на создателя ситкома Чака Лори скидывают рояль

Финальная серия прославленного ситкома не случайно называется «Конечно, он мертв». После того как с формулировкой «Я устал притворяться, что я не чертова рок-звезда!» сериал покинул исполнитель главной роли Чарли Шин, его герой, бабник и балагур Чарли, приказал долго жить. На смену Шину в девятом сезоне пришел Эштон Катчер — и «2,5 человека» еще благополучно просуществовал пять лет. Однако в конце сериала выяснилось, что Чарли не погиб — и теперь он возвращается домой, чтобы отомстить брату (Джон Криер) и герою Катчера. Следуя постмодернистским традициям, персонажи в этом эпизоде всячески дают понять, что они в курсе того, что они герои сериала. А камера на последних кадрах покидает просторы съемочной площадки, совсем как в «Детективном агентстве «Лунный свет».


«Гинтама» (2005 — по настоящее время)

Персонажи обсуждают собственное шоу

Идущее уже на протяжении 10 лет безумное аниме, герои которого — «мастера на все руки» — в курсе того, что их показывают по телику, поэтому в любой момент могут начать дискуссию о продажах аниме и манги. Также в нескольких филлерных (то есть не относящихся к основному сюжету) сериях персонажи обсуждают, в каком направлении стоит дальше развивать сериал или как его завершить, если перекроют финансирование. А в одной мини-арке герои устроили гражданскую войну из-за результатов проведенного среди зрителей и читателей рейтинга популярности персонажей.


«Смешарики» (2003–2012)

Копатыч грозится засудить сценариста мультсериала

«Смешарики» всегда были культуроцентричным и экспериментальным мультсериалом. В них спокойно мог появиться шестиминутный ремейк «Мертвеца» Джима Джармуша (а не так уж давно в образовательном спин-оффе «Пин-код» был процитирован сериал «Во все тяжкие»). Пробовали на ощупь «Смешарики» и «четвертую стену». В том же «Пин-коде» в серии под названием «Почему?» художник забывает раскрасить смешариков, а Ежик начинает догадываться, что он и его друзья — герои мультсериала. При этом в самих «Смешариках» в эпизоде «Это сладкое слово «мед», рассказывающем про зависимость Копатыча от лакомства, хозяйственный медведь грозился пожаловаться продюсерам «сериала без насилия», если друзья не выпустят его на свободу, — а оказавшись на свободе, уверял, что «оставит сценариста этого сериала без хлеба». В конце же серии Бараш просил режиссера сменить похоронную музыку на что-нибудь повеселее.


«Карточный домик» (2013–2018)

Фрэнк Андервуд посвящает зрителей в свои планы

Ярчайший пример разрушения «четвертой стены» — это «Карточный домик», выходящий на Netflix. По сути, сериал — шекспировский «Ричард III», разыгранный в интерьерах Белого дома (кстати, у «Ричарда III» также была дизельпанк-экранизация с Иэном МакКелленом, в которой король напрямую обращался к зрителям). То же самое на протяжении пяти сезонов делал и почивший герой Кевина Спейси, президент США Фрэнк Андервуд. Обычно в этих монологах Андервуд либо объяснял устройство политической кухни, либо пояснял мотивацию своих поступков, либо посвящал зрителей в коварные планы. Часто эти эпизоды способствовали усилению драматического эффекта. При этом Фрэнк мог выплеснуть на зрителей и свои эмоции — так, например, в одной памятной сцене он обращается в камеру со словами: «А ты на что уставился?»


«Рик и Морти» (2013 — по настоящее время)

Рик объясняет, что его сюжетная арка связана с сычуаньским соусом

Такой пост-пост- и мета-мета-мультсериал, как «Рик и Морти», тоже рушит все конвенции телевидения. В финале первого сезона безумный ученый Рик Санчес призывает крутить титры, а в начале третьего признается своему внуку Морти в том, что его главная мотивация — это заполучить сычуаньский соус к наггетсам: «Это моя сюжетная арка, Морти! Даже если на это уйдет еще девять сезонов!»


«Галавант» (2015–2016)

Персонажи пляшут и поют, как будто они в театре и знают, что работают на публику

Похвастаться знанием того, что они на самом деле всего лишь персонажи шоу (и даже спеть об этом), могут и герои «Галаванта». Сериал — деконструкция рыцарского романа напополам с ситкомом и фэнтези-мюзиклом (одним из исполнительных продюсеров шоу выступил легендарный «диснеевский» композитор Алан Менкен) — повествовал о приключениях сэра Галаванта (Джошуа Сасс), сколь нелепых, столь и смешных. Но лишь на протяжении двух сезонов.