Первая московская выставка нью-йоркского «плохого» художника
Питер Соул — один из главных представителей движения Bad Painting, «плохой живописи». Художники, которых критик Марша Такер отнесла к этому направлению, в 50-е и 60-е годы создавали произведения, в которых с легкостью смешивались самые расхожие клише и приемы, создавая альтернативную реальность, в которой Энди Уорхол в виде трехглавой гидры был лишь самым безобидным существом. В своих работах Питер Соул критикует поп-культуру и политику, а его работы сегодня, как ни удивительно, смотрятся по-прежнему свежо и злободневно.
Галерея Галерея Гари Татинцяна, до ср 31 августа
Юбилейная выставка отца беспредметности
Выставка организована совместно Третьяковской галереей и Государственным Эрмитажем. Экспозиция состоит из диалога двух самых известных произведений Кандинского 1913 года — «Композиции VI» и «Композиции VII». Эти шедевры последний раз выставлялись вместе в 1989 году. Вместе с двумя знаковыми работами будет показан оригинальный мультимедийный проект «Путь к абстракции», который расскажет о том, как возникла беспредметная живопись, на примере произведений Кандинского.
Третьяковская галерея на Крымском Валу, до пн 13 июня
Полномасштабная монографическая выставка последнего русского реалиста XX века
Встреча с картинами Гелия Коржева обязательно становится для зрителя эмоциональным опытом — сострадания, скорби, неразделенного чувства. Все сюжеты и характеры в работах художника доведены до накала. Творчество художника, которого причисляют к титанам русской живописи второй половины XX века, прошло все изломы русской истории и культуры и останется актуальным во все времена. В выставке участвуют произведения из собрания Третьяковской галереи, Русского музея, «Росизо», Института русского реалистического искусства, а также частных собраний.
Третьяковская галерея на Крымском Валу, до пн 13 июня
Масштабная выставка малоизвестных произведений мастеров русского авангарда 20-х и 30-х
Коллекции авангарда в региональных музеях появились благодаря инициативе Василия Кандинского, который в 1918 году придумал сделать по всей стране «музеи живописной культуры». Этот проект подхватил Александр Родченко — так впервые в мире возникла идея создания музеев современного искусства. На протяжении нескольких лет специальная комиссия закупала работы художников-авангардистов и распределяла произведения в те города, где были художественные училища. С 1918 по 1920 год было закуплено 1926 работ у 415 авторов, из которых 1211 были распределены по 30 музеям России. В Еврейском музее впервые можно будет увидеть больше 100 работ собранными вместе. Хронологически экспозиция охватит 1900–1918 годы, здесь можно будет увидеть работы Казимира Малевича, Василия Кандинского, Михаила Ларионова, Натальи Гончаровой, Любови Поповой, Ольги Розановой, Марка Шагала, а также менее известных мастеров — Виктора Барта, Алексея Грищенко, Моисея Когана, Алексея Моргунова, Савелия Шлейфера и других полузабытых героев авангарда.
Еврейский музей, до пт 10 июня
Большая беспрецедентная выставка одного из самых активных галеристов и коллекционеров в новейшей истории России
Владимир Овчаренко на протяжении 25 лет занимает важное место в мире московского современного искусства. Его галерея «Риджина» была одной из главных точек на художественной карте города в 90-е годы, там начинал свою карьеру Олег Кулик, там проходили выставки московских концептуалистов, там резали свинью на вернисаже и заливали галерею грязью, там обменивали женское белье на произведения искусства — поразительно, но одна из самых живых галерей не ушла в историю, как галереи Гельмана или Айдан Салаховой, а живет по сей день, выставляя известных и активных художников, таких как Павел Пепперштейн или Евгений Антуфьев. Коллекция Владимира Овчаренко — отражение истории его романа с современным искусством, в котором были разные периоды, разные увлечения и шампанское на вернисажах сменялось домашним борщом на кухонных посиделках. Эта коллекция эклектична, главный ее принцип — личный выбор и сильная страсть, но это еще и качественный срез современного искусства, сделанный настоящим ценителем. Кстати, куратор экспозиции — художник Сергей Братков.
Музей ММСИ на Гоголевском, до вс 5 июня
Лучшая мировая фотография за прошлый год. Среди лучших репортажей преобладают истории про беженцев
Ежегодная выставка победителей международного конкурса фотожурналистики. В этот раз в экспозицию вошли работы 41 фотографа из Австралии, Австрии, Бразилии, Канады, Китая, Франции, Германии, Ирана, Италии, Японии, Мексики, Португалии, России, Словении, ЮАР, Испании, Швеции, Швейцарии, Сирии, Турции и США, в том числе лучшая фотография 2015 года — «Надежда на новую жизнь» Уоррена Ричардсона.
Выставочный зал ВДНХ, до чт 9 июня
Реконструкция советской книги
Реконструкции советских книг об искусстве художник оформляет как проект об эстетике Восточного блока: ездит в командировки по городам бывшего СССР и восточноевропейских стран, а затем создает и издает книги об этих местах.
Пространство на Полковой, 3, до вс 3 июля
Шедевры африканского искусства в залах импрессионизма
Выставка, подготовленная парижским Музеем искусства Африки, Азии, Океании и Америки специально для ГМИИ им. Пушкина, рассказывает о влиянии африканского искусства на художников авангарда. Около 190 произведений традиционного африканского искусства окажутся в пространстве Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, и на работы Андре Дерена, Пабло Пикассо, Анри Матисса и других мастеров, вдохновлявшихся искусством Африки, можно будет взглянуть в новом контексте.
Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, вт 17 мая — вт 6 сентября
Масштабная выставка малоизвестных произведений мастеров русского авангарда 20-х и 30-х
Участник авангардных выставок начала XX века, один из важнейших представителей объединения «Бубновый валет» Илья Машков после революции не удалился в изгнание и не превратился в придворного художника-соцреалиста, а выбрал золотую середину. Его любовь к цвету, композиции, ярким впечатлениям с возрастом получила мощное развитие в самых разных сюжетах, многие из которых оставались недооцененными долгие годы. Поздний Машков считался по меньшей мере второстепенным по отношению к раннему Машкову — и вот кураторы фонда In Artibus поставили себе задачу изменить эту ситуацию. Машкова мы видим здесь не темпераментным революционером, а немного усталым классиком европейской живописи, совершенно универсальным художником XX века.
Арт-пространство In Artibus, до вс 3 июля
190 работ художников второй половины XX века
190 работ из коллекции «Царицыно», которую в 1990-е годы собрал сотрудник музея Вадим Помещиков. Здесь есть как творения известных авторов вроде Кати Медведевой, Ивана Никифорова, Владимира Зазнобина или Анны Дикарской, так и новые яркие открытия — скульптуры псковского пастуха Василия Дмитриева.