Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Владивосток
8.3

Театр в Владивостоке
Театр ТОФ

Светланская, 48
О месте
+7 (4232) 21 69 70, +7 (4232) 22 97 64
Владивосток, Светланская, 48
vk.com

Рестораны рядом

Как вам театр?

Отзывы

9
Laura Akhmilovski
1 отзыв, 1 оценка, рейтинг 0
23 декабря 2016

Огромное спасибо театру Тихоокеанского флота и режиссёру Станиславу Мальцеву за тонкий и умный спектакль «Братья Ч.»1! Живое, правдивое, этичное размышление о нас.

Ничего радикально нового о семье талантливых Ч. я не услышала. Завидую, тем, кто ещё только услышит. Моё личное открытие писем Антона Павловича относится к эпохе юных литературоведческих и лингвистических чтений в читальных залах уютных библиотек.
Многотомные собрания сочинений и писем (1977, 1985), воспоминания М. П. Чеховой, книги российских и зарубежных исследователей, посвящённых писателю, его семье и его музам; фильмы и спектакли на фестивалях в России и за её пределами; перевод чеховских пьес в процессе постановок в зарубежных театрах - всё это составляет единое пространство, которое со мной всегда.
Для тех, кто глубоко занимается творчеством Чехова, собирает крупицы образа гения, ставит/переводит/анализирует его пьесы, Антон Павлович неизбежно перестаёт быть идеализированным романтическим героем.
Мы отнюдь не каждый день помним, что он, внук и сын крепостного, успевал учиться, работать, писать; служил земским врачом,2 выписывал новейшие зарубежные медицинские журналы, а потом передавал их в библиотеки; был успешным садовником-экспериментатором; «как-то незаметно сделался главой семьи»,3 строил школы; инициировал, финансировал, организовал в 1903 году установку памятника Петру Первому в Таганроге...
Многих актёров, которые работают над чеховскими образами, «...рефлексия заела...»4 Автор то отталкивает их скрупулёзными и бесцеремонными описаниями человеческой ничтожности, то притягивает, вновь и вновь удивляя диапазоном и мощью таланта, поэтикой слога.
Новая драма Е. Греминой, безусловно, не нова,. Напомним и перефразируем классика: записывайте диалоги с ближними и получите лучший сценарий.5 И не столь важно, до какой степени воплощённая любимыми актёрами талантливая пьеса — художественный вымысел. Гораздо важнее, что зритель получает дополнительный шанс пуститься в лабиринты рефлексии, сделает правильные выводы и что-то изменит к лучшему. Единство места и действия, малая сцена, дополняют эффект вневременного послания: "Да будьте же вы... порядочнее!"6
Спектакль «Братья Ч.» в Театре тихоокеанского флота вовсе не история о чеховской семье. Это скорее, информация к размышлению о семье как о выборе каждого.
Какая семья? Семья или свобода/дело жизни? Впрочем, для кого-то осознанный выбор в пользу семьи не есть отказ от дела и личностной реализации. Например, жена-кинорежиссёр словно Шахерезада одаривает мужа удивительными рассказами о новых отснятых эпизодах — это их выбор.7 Или муж плотник показывает жене шкаф, за которым вот-вот приедет заказчик. 8 Все счастливы. Легко представить себе скольким мужьям, жёнам и прочим родственникам эти картины кажутся едва ли не лубочными… Для многих то, что гармонично / благополучно / красиво не есть правда.
Что же в российском сознании препятствует восприятию и созиданию красоты, как естественной повседневной реальности, к которой можно и нужно стремиться? Рабство, после 1861 года, так и не изжитое в пространстве единой российской души? О русских нередко говорят: «они могут любить и ненавидеть., а уважать не научились».
Уважение есть стремление к диалогу с иным, другим, инакомыслящим. Семья там, где есть со-настроенность на диалог. Раб не способен уважать другого. Для раба Другой и Друг слова НЕ одного корня. Уважение к ближнему — дар свободного человека, и где, как не семье уважению учиться и учить.
Но не-свобода сознания восхитительно щедро питает всякий творческий процесс. Наполняет его нюансами, невероятными описаниями изломанных состояний, пируэтами безумных порывов, всем изобилием спонтанных и полярных человеческих (нечеловеческих) проявлений. А говорят всё о любви. Любовь - и панацея, и индульгенция, и от полифукциональности своей понятие всё более абстрактное.
Вот перед нами отец семейства - «главная шестерня».9 Он физически наказывает и требует смотреть ему в глаза. Он говорит, что любит своих детей, и он убедителен. Все они - внуки крепостных, но, благодаря усилиям отца, уже не крепостные. Все образованы и талантливы. И талант у них «от отца».10 Мы легко узнаём главу семейства, который готовыми решениями, советами/гиперопекой «душит» отпрыска, а у того уж «приличный басок»...11
Пьеса «Братья Ч.» - безусловно, документальная драма, docudrama, но, главным образом, в том смысле, что в ней регистрируются устойчивые, общие темы и проблемы множества семей, где переплетены и переплавлены стремление к упорядоченности («я человек положительный») и хаотические версии достойных замыслов («и с женой замучился, и с детьми замучился..., и так невысоко берёт...».
Все семьи счастливы и несчастливы по-своему. За репликами персонажей пьесы-этюда, представленной в ярких актёрских работах,12 видится и весь объём чеховских образов (безвольный брат, бедствующий учитель, сестра-начальница, велеречивый дядюшка, умирающая жена, невеста-спасительница, etc), и семейные ситуации, которые в той или иной мере касаются всех.
Важно только понимать, что каждый из нас сегодня больше, чем все наши отношения с другими ещё вчера.

Ахмыловская Л.А.

0
0

Подборки Афиши
Все