Москва

Триллер с Анджелиной Джоли и боевик по Тому Клэнси: два убойных экшена от Тейлора Шеридана («Sicario»)

В прокате идет «Те, кто желает мне смерти», а в цифре вышел «Без жалости» — обе эти жанровые работы вышли из-под пера модного сценариста и режиссера Тейлора Шеридана. Рассказываем, какой фильм удался, а какой стоит посмотреть только ради качественно поставленного экшена.
Евгений Ткачёв
14 мая 2021

боевик, драма, криминальный

Майкл Б.Джордан в шпионском боевике по мотивам книг Тома Клэнси

Вынашиваемый с 90-х годов и отправившийся (минуя кинотеатры) сразу на стриминг Amazon Prime боевик «Без жалости» — это и экранизация романа Тома Клэнси, и своего рода спин-офф «Джека Райана». Только вместо аналитика ЦРУ здесь солирует спецназовец Джон Келли (Майкл Б.Джордан), который после самоубийственной миссии в Алеппо (Сирия) возвращается домой к беременной жене (Лорен Лондон), но тут его сослуживцев внезапно начинают убивать одного за другим, а когда очередь доходит до самого Келли, он отделывается ранениями, чего не скажешь о его бедной супруге. Вскоре выясняется, что за этими убийствами тянется русский след. Министр обороны США Клэй (Гай Пирс) встревожен, Келли жаждет мести. В итоге, заручившись поддержкой своей темнокожей боевой подруги (Джоди Тернер-Смит) и церэушника Риттера (Джейми Белл), он отправляется в Мурманск, где устраивает маленькую, локальную, но очень кровавую бойню.

По романам Тома Клэнси (и их экранизациям) как градусником можно замерять температуру российско-американских отношений. Сначала кажется, что «Без жалости» нечего нам предложить, кроме демонстрации их очевидного обострения, но к чести фильма скажем, что его интрига окажется более сложносочиненной, а главным противником США окажется враг не внешний, а внутренний, появившийся в результате огромного количества противоречий, накопившихся внутри посттрамповской страны. Но этот сюжетный кульбит единственное, чем может похвастать фильм, в остальном остающийся предсказуемым и довольно топорным экшеном. Что удивительно, ведь за его сценарий отвечал один из самых толковых и модных сценаристов момента — Тейлор Шеридан, автор «Убийцы» (он же «Sicario»), «Любой ценой», сериала «Йеллоустоун» и режиссер «Ветреной реки». Кажется, что Шеридан и его соавтор Уилл Стейплз хорошенько отдохнули (грубо говоря, схалтурили), работая над этим боевиком. Чего, впрочем, не скажешь про итальянского режиссера Стефано Соллиму («Гоморра»), с которым Шеридан до этого делал сиквел «Убийцы». Несмотря на тухлый сценарий, картина поставлена бодро, а местами и вовсе захватывающе. Драка в тюрьме, крушение самолета и финальная оборона российского дома не дают заскучать. В итоге этих маленьких радостей хватает, чтобы фильм пролетел на одном дыхании, а не тащился тоскливо два часа. Что касается Б.Джордана, то он тут похож на Кори Хокинса из спин-оффа сериала «24 часа» — еще один черный морпех, которого угораздило оказаться не в то время не в том месте. По-своему это интересно, но есть стойкое ощущение, что его история не получит продолжения: не из-за отсутствия актуальности (ее как раз хоть отбавляй), а из-за того бумерского, устаревшего метода, которым она рассказана.

Смотреть на Amazon Prime

триллер

Анджелина Джоли пытается спасти мальчика от наемников

Сначала они убили его отца. А все потому, что отец Коннора — судебный бухгалтер мистер Кассерли (Джейк Уэббер) — раскопал такое, от чего полетят головы губернаторов, конгрессменов и правительственных шишек поменьше. Перед смертью мистер Кассерли успел передать Коннору (Финн Литтл) данные, а мальчику удалось скрыться от двух говорливых киллеров (Эйдан Гиллен и Николас Холт) в лесу, где он наткнулся на женщину-пожарную по имени Ханна (Анджелина Джоли), переживающую ПТСР: во время лесного пожара она с бригадой не сумела спасти трех детей. А еще раньше Ханна встречалась с помощником шерифа Итаном (Джон Бернтал), который приходится Коннору дядей — и который теперь со своей глубоко беременной темнокожей женой Эллисон (Медина Сенгхор) тоже ищет его. Самое время сказать, что по сюжету действие происходит в лесах Монтаны и природа, таящая в себе прямую и явную угрозу, тоже выступает в роли одного из главных персонажей этого девяностнического по духу олдскула.

После боевика «Без жалости», признаться, за Тейлора Шеридана были опасения, но стоило ему самому усесться в режиссерское кресло, как они все сразу развеялись. Фильм снят по роману Майкла Кориты, но материал настолько шеридановский, что, кажется, режиссер сам написал эту историю. В центре нее, как и в «Ветреной реке», край не только суровых мужчин, но и суровых женщин, герои, изъясняющиеся рублеными и часто нецензурными фразами, много напускного мачизма, а также стрельба с отдачей в плечо — вообще, стреляют здесь будь здоров! Кстати, из-за того, что лицо Анджелины Джоли занимает половину постера, может сложиться обманчивое впечатление, что она главная героиня, но это не так. Как и в шеридановском «Йеллоустоуне», в картине царит многоголосие — а Джоли выступает в качестве приглашенной, но крайне органичной для этой истории звезды, которая играет как будто бы не чужую, а свою ситуацию (в ее расставании с героем Джона Бернтала сложно, конечно, не увидеть параллель с Брэдом Питтом). Из-за этого надлома актрисе есть где развернуться, ее Ханна, скажем так, берет высоту, хотя возвращение Джоли на экран по большей части получилось вынужденным — тому способствовали развод и ситуация в семье (сама Анджелина признается, что предпочитает стоять по другую сторону камеры, и, надо сказать, у нее это получается неплохо: так, на ее режиссерском счету есть недурная антивоенная драма «Сначала они убили моего отца»).

Впрочем, не только Джоли, но и всем артистам в фильме есть где развернуться: Шеридан любит и умеет работать с актерами, ведь он сам начинал на этом поприще. Отсюда в картине такие выпуклые герои — особенно постарался юный Финн Литтл в роли ребенка, которого опекает женщина — и за которым охотятся наемники. Такие догонялки, понятное дело, отсылают к кассаветисовской «Глории» и ее славному ремейку (из недавних работ стоит также вспомнить криминальную драму «Я — твоя женщина»), за тем, правда, важным исключением, что впоследствии эта «Глория» превращается в настоящий «Огонь». И то, что картина Шеридана балансирует на стыке жанров — боевика и фильма-катастрофы, — идет ей только на пользу. Жанры переключаются так лихо и метко, что не успеваешь заскучать. Да, наверное, в «Те, кто желает мне смерти» нет такого сильного социального комментария, как в «Ветреной реке» и «Йеллоустоуне», это в большей степени развлекательное кино, но в нем столько адреналина, саспенса и остроумных (на английском) диалогов, что хочется пожелать Шеридану и дальше снимать неглупое зрелище для поклонников олдскульных триллеров.