Москва
30 июня 2022

«Одна» и «Дикая»: новое русское кино о женщинах, которые выжили

Максим Сухагузов
В июне в российском прокате друг за другом вышли две картины о героинях, оказавшихся на грани выживания в тайге: «Одна» Дмитрия Суворова по мотивам реальной истории спасения и комедия «Дикая» Владимира Котта, где уже спасают не всерьез.
6.7
Одна
2022, Приключение

Небо, самолет, девушка — она много курит, не верит в красивые грезы и даже имеет суицидальные наклонности. Ее мечты поступить в московский институт развеялись, как дым от ее любимых сигарет «Стюардесса». Ее планы на непоколебимое, как советские авиалинии, комсомольское счастье вместе с красавцем мужем вскоре разлетятся прямо в воздухе. Ее по-твинпиксовски зовут Лора, но в отличие от линчевской героини эту девушку не сможет убить даже самый таинственный лес — русская тайга. В половину случаев чудесного спасения главной героини верится с трудом, тем не менее самый невероятный эпизод взят прямиком из реальной жизни. Советская девушка Лариса Савицкая стала единственной выжившей в авиакатастрофе, на самом деле произошедшей в августе 1981 года на Дальнем Востоке, после падения с пятикилометровой высоты. Эта трагедия предрекает целую череду катастроф для страны, с которой предстоит попрощаться.

Фильм начинается с одной из самых впечатляющих сцен авиакатастроф, когда-либо снятых в российском кино, на которую не смогли решиться ни в одном «Экипаже», ни в радикальном «Отрыве» Миндадзе. Она заставляет зрителей вцепиться в ручки кресел — ее суровость отлично работает на контрасте с общей стилизацией под весь такой открыточный и плюшевый Советский Союз. Эпизод сразу заявляет, что кино не столько про крушение самолета, сколько про крушение идеалов.

«В нашей стране самолеты не падают» — развенчание еще одного мифа, с одной стороны, укладывается в стройные ряды нынешней кинотенденции об осмыслении ужасов полураспада Советского Союза («Чернобыль», «Казнь»), но, с другой стороны, фильм в своем самолетном пике умудряется выкрутить ручку реле в сторону тоски по СССР.

Против выживания Лоры выступают законы природы — трясина и амурский тигр, а также государственные законы о неразглашении — болото в головах, но даже гэбэшник с тигриным взглядом (Виктор Добронравов) вскоре признает свои ошибки. В качестве набора для выживания у Лоры: постоянная тяга советских людей к походам, обломки самолета и бесконечная любовь к Володеньке. Идеализированный Володя (Максим Иванов) — символ советской идеи, благодаря которой, по замыслу создателей, и выжила Лора. Вместе они строили планы на светлое будущее, но, как олимпийский мишка, он помахал на прощание, оставив лишь веру в чудо. Таким образом, главная героиня — это и есть сама Россия, которой теперь предстоит научиться жить одной заново. Неслучайно на финальных титрах уже настоящая выжившая Лариса Савицкая в документальных кадрах отправляется в заветный Крым — словно в великодержавных мечтах о возвращении в былые времена, на прежние места взлетающего авиалайнера.

Дикая
2022, Приключение

Московская чика Алена (Таисия Вилкова), чья среда обитания — модельные кастинги и частные вечеринки, после расставания с парнем соглашается на полет в Ниццу с первым встречным олигархом Егором (Алексей Кравченко), который вызывает доверие своими усами, фотографиями Лазурного Берега и частным самолетом. В этот раз с воздушным судном все будет в порядке, однако из-за пьяного недоразумения вместо Франции они приземляются в достославной Якутии, где у олигарха Егора есть местная жена и срочные дела в компании по добыче драгоценностей.

Путешествие испорчено, настроение похмельное, якуты в шоке — в качестве компенсации Егор решает покатать городскую гостью на лодке на лоне природы, где по какому-то недоразумению погибает. В безлюдной тайге против выживания Аленушки неумение плавать, бурная река, медведь, пещера с крысами и группа злоумышленников во главе с Игорем Савочкиным (светлая память). В качестве набора для выживания: косметичка, водонепроницаемый айфон без связи и прибившийся пушистый песец, которому девушка дает имя своего бывшего. Но как его ни назови — сам «песец» лучше всего описывает ситуацию и настроение фильма.

Всему происходящему перестаешь верить после первого же экстремального случая, понятное дело, что все сцены выживания здесь придуманы исключительно с целью гэгов: поместите московскую девицу в дикую тайгу, как она тут же начнет записывать влог и делать поке из грибов, которыми непременно отравится, чтобы лицезреть галлюциногенного песца. Кроме того, «Дикая» выживает здесь вовсе не одна — у нее появляется сильная напарница с задатками шаманизма в исполнении Ильяны Павловой (хоррор «Иччи»). Они объединяются в фем-связке на фоне того, что погибший мужчина в этом фильме не что иное, как сатира на несправедливое распределение ресурсов страны и их бесславный конец. Облаченная в комедию история о дружбе народов оборачивается романом перевоспитания белой колониальной девицы с изначальной шовинисткой брезгливостью. Для такой оказаться в Якутии вместо Ниццы — уже само по себе катастрофа пострашнее многих.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все