Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
3 апреля 2023

Почему «Чебурашка» собрал больше шести миллиардов рублей в прокате?

Евгений Ткачёв
«Чебурашка» побил рекорд «Холопа» и стал самым кассовым отечественным фильмом в российском прокате. О том, как ему это удалось, размышляет редактор «Афиши» Евгений Ткачев.
Чебурашка
2023, Комедия

Конечно, дело не только в том, что в новогодние праздники зрителям было нечего больше смотреть. Хотя, конечно, отсутствие в официальном прокате крупных релизов голливудских студий (например, второго «Аватара») и перенос нового фильма Гая Ричи «Операция „Фортуна“: Искусство побеждать» на 12 января сделали свое дело. Смотреть в кино действительно было особо нечего. Но на самом деле это только одна из причин.

Скажем, в конце 2021 года, когда Голливуд еще не ушел из России, третья часть «Последнего богатыря» (которую поставил режиссер «Чебурашки» Дмитрий Дьяченко) собрала всего лишь на треть меньше, чем абсолютный рекордсмен того каникулярного периода — «Человек-паук: Нет пути домой» Джона Уоттса (2 205 514 975 против 2 987 157 478 рублей). А в конце 2019-го «Холоп» Клима Шипенко (3 073 864 075 рублей) положил на лопатки «Звездные войны: Скайуокер. Восход» Джей Джей Абрамса (671 881 506 рублей), когда никаким импортозамещением еще и не пахло.

Все дело в том, что новогодний прокат всегда считался для отечественных кинотеатров самым прибыльным временем года (такие длинные праздники, как в России, есть не в каждой стране). И так уж получалось, что последние несколько лет российские зрители голосовали рублем именно за наше кино. Можно винить во всем вездесущую рекламу и назойливый маректинг, но даже агрессивная промокампания на спасет откровенно плохое кино: достаточно вспомнить чудовищный «Союз спасения» Андрея Кравчука.

Пятерка российских кинохитов последних лет, мультиплексные краудплизеры «Чебурашка», «Холоп», «Движение вверх», «Т-34» и «Последний богатырь: Посланник Тьмы» — неплохое развлекательное кино, за исключением, пожалуй, «Т-34». А кейсы «Чебурашки» и трилогии «Последний богатырь» вообще говорят о многом. В частности, о том, что в России соскучились по качественному семейному и детскому кино. Не секрет, что этот сегмент в России пребывает в ужасном состоянии. Достойные примеры можно сосчитать по пальцам двух рук.

Помимо «Последнего богатыря», это трилогия «Частное пионерское» и другие фильмы с Семеном Трескуновым: «Призрак», «Хороший мальчик» и др. Было еще что-то хорошее по мелочи, но в основном режиссеры фильмов для детей либо хотят по-быстрому, не особо напрягаясь, срубить деньги на проходном или ужасном кино, либо обвиняются в педофилии. Так что в итоге студии Yellow, Black & White и лично режиссеру Дмитрию Дьяченко приходится отдуваться за все нестыдные семейные картины.

Можно по-разному относиться к советскому кинематографу, но нельзя отрицать того, что в Советском Союзе снимали много классных (игровых, анимационных, сказочных и фантастических) фильмов для детей и подростков, которых сейчас так остро не хватает. Поэтому неудивительно, что в конце 2023 года нас ждет новая экранизация «Сто лет тому вперед» Кира Булычева, которую советские зрители помнят по «Гостье из будущего». Поэтому неудивительно, что в эту новогоднюю ночь на Kion вышла экранизация музыкальной пластинки «Происшествие в стране Мульти-Пульти», спродюсированная Иваном Ургантом и Игорем Мишиным.

В тяжелые времена люди тянутся к сказке, к универсальным понятиям о добре и зле, поэтому «Чебурашка» и «Мульти-Пульти» производят на уставших зрителей такое благостное, терапевтическое воздействие. Несмотря на весь свой эскапизм, фильм Дьяченко не прячет голову в песок. Он рассказывает о людях с ментальными проблемами. В частности, в «Чебурашке» звучат такие слова, как «безысходность» и «как же это непросто быть человеком!». Да что там, в фигуре самого ушастого зверя можно увидеть галлюцинацию, принявшую форму массового психоза. Каждому герою фильма нужно проработать свои психологические травмы.

А в «Стране Мульти-Пульти» Глеба Орлова («Либерея: Охотники за сокровищами») и Михаила Миронова («Вечерний Ургант») российские артисты просто упиваются ролями сказочных персонажей. Ладно, Евгений Цыганов в роли крокодилы Гены. Ладно, Тимофей Трибунцев в роли Чебурашки. Но надо просто видеть гендерно-флюидного Зайца из «Ну, погоди!» в исполнении Виктории Исаковой! А Шапокляк Ксении Раппопорт? Или «бременские музыканты» во главе с Александром Гудковым?!

Кто-то уже успел обвинить съемочную группу в непрофессионализме. Но это, конечно же, не непрофессионализм, а нарочитая небрежность, с которой когда-то снимались советские сказочные телеспектакли. Вообще «Мульти-Пульти» довольно точно передает их вайб. И дело даже не в покадрово переснятых сценах и дотошной стилизации, а в самом духе того кино, которое было снято на пленку «Свема», в то время как это — на «пленку Kion». Успех «Чебурашки» в прокате и живой интерес к «Мульти-Пульти» — это свидетельство тоски по сказке, пусть даже это сказка о потерянном времени. Совершенно впустую потраченном времени.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все