Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
5 августа 2021

Новый «Отряд самоубийц» и «Последний наемник»: отвязные боевики с Сильвестром Сталлоне (в роли акулы!) и Жан-Клодом Ван Даммом

Евгений Ткачёв
На «Нетфликсе» вышел «Последний наемник» с Ван Даммом, а в прокате идет «Отряд самоубийц: Миссия навылет» со Сталлоне, но старорежимный боевиковый состав не единственное, за что можно полюбить эти фильмы. Рассказываем, как ЖКВД смеется над собой и над Тони Монтаной из «Лица со шрамом», а режиссер «Отряда» Джеймс Ганн совершает маленькую революцию в жанре супергеройского кино.

Чем хорошее кино отличается от плохого? А хороший вкус — от дурного? Если фильм изначально задуман как кэмп, китч, стоит ли снисходительнее относиться к нему? Вопросы-вопросы-вопросы, которые встают особенно остро, когда смотришь такие вещи, как свежий нетфликсовский комедийный боевик с Жан-Клодом Ван Даммом. Будем честны, «Последнего наемника» чрезвычайно тяжело посоветовать кому-то, кроме олдовых киноманов, которые выросли на «Кровавом спорте», «Кикбоксере» и «Самоволке». И легко себе, например, представить зумера, крутящего пальцем у виска во время просмотра картины. Это не новый французский хардкор и не «Лукас», а трагифарс наподобие «Жмурок» и «Ширли-мырли», причем осознающий, что он — фарс. Так, ЖКВД играет военного наемника Ришара Брумера, который решает выйти из игры, что, разумеется, не особо нравится французскому правительству и его жене, которую Ришар бросает вместе с их совсем маленьким сыном, Арчибальдом Аль Махмудом, который вырастает в бородатого хипстера (Самир Декацца), на самообеспечение. Денежная подушка — единственное, что наемник завещал своему ребенку, но тут выясняется, что вместо Арчибальда ей пользуется кто-то еще — а именно отмороженный гангстер по имени Семен Новак (Нассим Си Ахмед), косплеющий Тони Монтану из «Лица со шрамом». Ришару приходится вернуться во Францию, а правительство объявляет на него охоту.

Фильм частично снимали в Киеве, а в начале, в роли старого друга Ван-Дамма, появляется артист Алексей Горбунов, сына которого он спасает из плена — и если вы не бросили читать заметку на этих строках, то знайте, что дальше будет больше, гораздо больше всего! Будет актриса Миу-Миу, тонущая в бассейне, будет министр (!) Лазарь (Альбан Иванов), разъезжающий голышом по улице на электронном самокате, будет погоня на учебном автомобиле, будет Ван Дамм, меняющий парики и умеющий пародировать чужой голос не хуже Максима Галкина, будет double cross и гомерически смешной просмотр шедевра Брайана Де Пальмы. Вообще на «Лице со шрамом» хотелось бы остановиться отдельно, ведь это не просто ремейк, который был снят не зря, а отповедь конченому гопнику, которая была воспринята как его апология, поэтому изрешеченный Тони Монтана, бултыхнувшись в бассейн, вернулся на принтах миллионов футболок: от балтиморских гангстеров (см. «Прослушку») до российской гопоты. Давид Шарон («Шутки в сторону») в «Последнем наемнике» развенчивает этот романтический образ, показывая, как смешны юные подражатели Тоны Монтаны — и как этот образ уже давно зажил отдельной от его авторов жизнью. Уже за эту уморительную сатиру на героя Аль Пачино Шарону можно было бы сказать спасибо, но режиссер на этом не останавливается и иронизирует также над классическими французскими шпионскими триллерами-боевиками и вообще над восьмидесятнической поп-культурой (финальная драка происходит в комнате имени «Stranger Things»). Иногда это по-настоящему смешно, иногда возмутительно, иногда утомительно (чаще все же утомительно: картина идет два часа — и не покидает ощущение, что что-то в ней можно было бы подрезать), но в целом страшно обаятельно. Ван Дамм с его печальными глазами сенбернара давно как родной, а то, что новый фильм с его участием можно увидеть на «Нетфликсе», не данность, а радость, которую стоит ценить. Уже, слава богу, очевидно, что никакого хорошего вкуса на самом деле не существует. Это социальный конструкт, который был придуман снобами и элитой, чтобы пестовать свою элитарность в эпоху, когда контента было не так много. В наше же эгалитарное время, в период стриминг-бума, можно любить (или ненавидеть) что угодно, не оправдываясь за свои вкусовые предпочтения. Поэтому все, кто получил не постыдное (долой концепт guilty pleasure!), а самое искреннее удовольствие от «Последнего наемника», знайте: вы не одиноки.                

Аманда Уоллер (Виола Дэвис) снова собирает отряд самоубийц или, если точнее, оперативную группу Икс, которую как бы возглавляет полковник Рик Флаг (Юэль Киннаман), а среди ее участников значатся уже знакомые нам Харли Квинн (Марго Робби), Капитан Бумеранг (Джей Кортни) и... — остальные имена пусть останутся для вас сюрпризом, учитывая, что сюрпризов в сюжете хватает (скажем только, что состав отморозков пополнится Королем Акул, которого в оригинале озвучивает Сильвестр Сталлоне, а в переводе — рэпер Элджей). Задача группы — проникнуть в башню Йотунхейм, расположенную в недружелюбном для США островном латиноамериканском государстве и хранящую одну страшную и склизкую тайну.

Боссы Warner Bros. и DC должны, наверное, сойти с ума от счастья: в кои-то веки критики не громят их фильм, а восхваляют, да так, что студийные функционеры, похоже, готовы поставить режиссера «Отряда самоубийц» Джеймса Ганна на место шоураннера расширяющейся киновселенной DC. Не то чтобы в Ганне были сомнения (все-таки человек снял лучшие «марвеловские» фильмы: дилогию «Стражи Галактики»), но были, скажем так, опасения. Как режиссер справится с не самой самоубийственной миссией на свете — перещеголять провальный «Отряд самоубийц» Дэвида Эйра, который превзойти, как два пальца об асфальт? Ганн не подкачал: он снял не просто хорошую, а отличную картину! Сложно сопротивляться панк-рокерному обаянию «Миссии навылет», которая разменивает героев с «игра-престольной» живостью и только и делает, что обманывает наши ожидания. Также трудно сопротивляться лихому хай-концепту Ганна, который решил вколоть в «восьмидесятнический боевик» (сцены в джунглях, кажется, украдены из «Хищника», к тому же появляется Алиса Брага из «Хищников») убойную дозу «монти-пайтоновского» абсурда и нигилистического юмора. Ганн ни на секунду не дает забыть, что он выходец с треш-студии Troma и режиссер отбитой супергеройской комедии «Супер»: головы тут летят с плеч с завидной бескомпромиссностью — и это, конечно, супер. Но больше всего в новом «Отряде» подкупает не это, а то, что мы недополучили в сатирических «Пацанах», — роскошный визуал. Экшен в фильме поставлен с умом и какой-то невиданной удалью — так, что некоторые сцены хочется отмотать назад и пересмотреть снова. Впрочем, и на этом Ганн не останавливается и приправляет картину еще антиколониальным высказыванием, направленным против американского империализма. Насколько последний пункт выглядит убедительно, пусть спорят люди соответствующей компетенции, но то, что Ганну удалось сделать самый веселый, разудалый и визуально изумительный супергеройский комикс за черт знает сколько времени, не требует никаких доказательств.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все