Новый фильм режиссерского дуэта Джастина Бенсона и Аарона Мурхеда, которые начинали как авторы лоуфай-фантастики («Ломка», «Весна», «Паранормальное») с небольшой, но преданной группой поклонников, а недавно перешли в разряд самых перспективных голливудских постановщиков (сняли коммерческий сайфай «Грань времени», несколько серий для новой «Сумеречной зоны» и «Архива 81», а сейчас работают над «Лунным рыцарем» для Marvel). Однако «Something in the Dirt» — снова маленький авторский проект. Двое соседей по обшарпанному многоквартирному дому на задворках Лос-Анджелеса (собственно, Бенсон и Мурхед) обнаруживают в комнате странный объект. Стоит им использовать его как пепельницу, как он поднимется в воздух. Тогда они решают монетизировать свое открытие: снять о нем документалку, чтобы затем продать ее Netflix (кому же еще!), но ситуация выходит из-под контроля.
«Something in the Dirt» копирует эстетику документальных телефильмов, но в этом и заключена половина его обаяния. Как всегда у Бенсона с Мурхедом, это отчасти жанровый гибрид: кроме паранормальных явлений они исследуют и бытовые проблемы, которых полно у обоих героев. Скажем, один из них фотограф, но, чтобы заработать на жизнь, ему приходится заряжать электроскутеры. Другой полжизни провел в психиатрической клинике. Это кино необычное и магнетически притягательное, сродни уникальному явлению, которое обнаружили герои. Возможно, это вообще лучший фильм Бенсона и Мурхеда на данный момент.
Главный документальный фильм фестиваля, который не только ожидаемо наделал шума, но и понравился зрителям. «Навальный» получил сразу две награды, в том числе «Приз зрительских симпатий», одну из ключевых на «Сандэнсе». И дело, как можно предположить, не только в том, что он отрабатывает повестку. Режиссер Дэниел Роэр встретился с Навальным, когда тот после отравления проходил реабилитацию в Германии. Съемки заняли относительно небольшой промежуток времени — этим, вероятно, объясняется то, что у режиссера получилось репортажное, динамичное кино. Роэр обходится практически без говорящих голов. Мы видим героев — Навального, его жену Юлию, соратников Леонида Волкова и Марию Певчих, а также Христо Грозева, главу проекта Bellingcat (объявлен в России иностранным агентом) за работой, компьютерами и бумагами, сидящими вполоборота к камере. Зрителю показывают бэкстейджи съемок видео самого Навального, как он совершает моцион или, например, подшучивает над детьми. Сложно не заподозрить, что это кино так или иначе «срежиссировано» самим Навальным: он рассказывает и показывает зрителям только то, что хочет, чтобы они увидели. Но не поддаться обаянию главного героя еще сложнее.
Вторая режиссерская работа Лены Данэм, известной прежде всего по сериалу «Девочки» (в котором она не только сыграла одну из главных ролей, но и выступила режиссером и сценаристом). «Sharp Stick» тоже ее авторский проект от и до. Данэм написала сценарий (как она сама призналась, очень личный), сняла и спродюсировала фильм, а также снялась в роли второго плана. По сюжету 26-летняя Сара Джо (модель и актриса Кристин Фросет, которую вы могли видеть в клипе The Weeknd «False Alarm») ухаживает за больными детьми: например, на ее попечении находится мальчик Зак с отставанием в развитии. Однако, несмотря на то что девушка отлично ладит с детьми, она никак не может устроить свою личную жизнь. Когда ее любвеобильная мама (Дженнифер Джейсон Ли) и популярная сестра (Тейлор Пейдж из «Золы») обсуждают бывших мужей и парней, ей остается только молча слушать. Устав от этого, Сара Джо решает исправить ситуацию: лишиться девственности с отцом Зака (Джон Бернтал) и встать на путь сексуального раскрепощения. «Sharp Stick» («Острая палка», но также и эвфемизм мужского полового органа) — несмотря на свое фрейдистско-мужественное название, кино про женщин, эмансипацию, женскую солидарность (поддержку и заботу Сара получает в основном от своей эксцентричной семьи) и женское удовольствие. У главных героинь сильные (пусть и не всегда приятные, как у персонажа Данэм) характеры, в отличие от слабых, ненадежных и не способных принять решение мужчин (герой Бернтала). Из их взаимодействия и рождаются лучшие моменты фильма — например, задушевные разговоры между матерью и дочерьми. Но если с точки зрения идеи это очень правильное кино, исполнение задуманного оставляет желать лучшего: темп повествования внезапно меняется, некоторые сцены похожи на клип, другие вопреки авторской воле могут рассмешить зрителя.
Одна из главных премьер этого «Сандэнса» — по крайней мере, по количеству задействованных звезд. «Когда ты закончишь спасать мир» — режиссерский дебют актера Джесси Айзенберга по написанной им же книге. В главных ролях снялись Финн Вольфхард («Очень странные дела») и Джулианна Мур, среди продюсеров значится Эмма Стоун. Мур играет главу приюта для жертв домашнего насилия, ответственную, застегнутую на все пуговицы женщину, а Вольфхард — ее сына по имени Зигги — блогера, который заливает в интернет песни собственного сочинения, чем радует 20 000 поклонников по всему миру. Однако среди подписчиков нет его одноклассницы, активистки Лилы (Алиша Боэ), в которую он влюблен. Чтобы произвести на девушку впечатление, парень начинает петь не про школьный выпускной и первую любовь, а про рабство и классовую борьбу.
Как отметили критики, «Когда ты закончишь спасать мир» — очень «сандэнсовское» по духу кино. В городе Парк-Сити, где обычно офлайн проходит фестиваль, любят драмеди про отношения между детьми и родителями, которые не могут друг друга понять. Но фильм Айзенберга еще и очень «правильный» дебют: режиссер не делает громких заявлений, не пытается рассказать о мировых проблемах, выбирает небольшую по масштабу, крайне личную историю, смягчает драму мягким юмором (он есть уже в названии). Кроме того, Айзенберг умеет работать с актерами – и у Мур, и у Вольфхарда отличные роли. Единственное — после просмотра сложно отделаться от ощущения, что мы такой фильм уже видели (и не один раз).