Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
1 февраля 2022

«Навальный», отличная фантастика от режиссеров «Паранормального» и другие фильмы кинофестиваля «Сандэнс-2022»

Катя Загвоздкина
Завершился главный фестиваль американского независимого кино «Сандэнс», который в этом году снова проходил виртуально. Из его обширной (как всегда) программы кинокритик Катя Загвоздкина выбрала четыре фильма, на которые стоит обратить внимание не только ценителям инди-кино, но и самому широкому кругу зрителей.

Новый фильм режиссерского дуэта Джастина Бенсона и Аарона Мурхеда, которые начинали как авторы лоуфай-фантастики («Ломка», «Весна», «Паранормальное») с небольшой, но преданной группой поклонников, а недавно перешли в разряд самых перспективных голливудских постановщиков (сняли коммерческий сайфай «Грань времени», несколько серий для новой «Сумеречной зоны» и «Архива 81», а сейчас работают над «Лунным рыцарем» для Marvel). Однако «Something in the Dirt» — снова маленький авторский проект. Двое соседей по обшарпанному многоквартирному дому на задворках Лос-Анджелеса (собственно, Бенсон и Мурхед) обнаруживают в комнате странный объект. Стоит им использовать его как пепельницу, как он поднимется в воздух. Тогда они решают монетизировать свое открытие: снять о нем документалку, чтобы затем продать ее Netflix (кому же еще!), но ситуация выходит из-под контроля.

«Something in the Dirt» копирует эстетику документальных телефильмов, но в этом и заключена половина его обаяния. Как всегда у Бенсона с Мурхедом, это отчасти жанровый гибрид: кроме паранормальных явлений они исследуют и бытовые проблемы, которых полно у обоих героев. Скажем, один из них фотограф, но, чтобы заработать на жизнь, ему приходится заряжать электроскутеры. Другой полжизни провел в психиатрической клинике. Это кино необычное и магнетически притягательное, сродни уникальному явлению, которое обнаружили герои. Возможно, это вообще лучший фильм Бенсона и Мурхеда на данный момент.

Навальный
2022, Биография

Главный документальный фильм фестиваля, который не только ожидаемо наделал шума, но и понравился зрителям. «Навальный» получил сразу две награды, в том числе «Приз зрительских симпатий», одну из ключевых на «Сандэнсе». И дело, как можно предположить, не только в том, что он отрабатывает повестку. Режиссер Дэниел Роэр встретился с Навальным, когда тот после отравления проходил реабилитацию в Германии. Съемки заняли относительно небольшой промежуток времени — этим, вероятно, объясняется то, что у режиссера получилось репортажное, динамичное кино. Роэр обходится практически без говорящих голов. Мы видим героев — Навального, его жену Юлию, соратников Леонида Волкова и Марию Певчих, а также Христо Грозева, главу проекта Bellingcat (объявлен в России иностранным агентом) за работой, компьютерами и бумагами, сидящими вполоборота к камере. Зрителю показывают бэкстейджи съемок видео самого Навального, как он совершает моцион или, например, подшучивает над детьми. Сложно не заподозрить, что это кино так или иначе «срежиссировано» самим Навальным: он рассказывает и показывает зрителям только то, что хочет, чтобы они увидели. Но не поддаться обаянию главного героя еще сложнее.

Режиссер: Дэниел Роэр
Острая палка
2022, Комедия

Вторая режиссерская работа Лены Данэм, известной прежде всего по сериалу «Девочки» (в котором она не только сыграла одну из главных ролей, но и выступила режиссером и сценаристом). «Sharp Stick» тоже ее авторский проект от и до. Данэм написала сценарий (как она сама призналась, очень личный), сняла и спродюсировала фильм, а также снялась в роли второго плана. По сюжету 26-летняя Сара Джо (модель и актриса Кристин Фросет, которую вы могли видеть в клипе The Weeknd «False Alarm») ухаживает за больными детьми: например, на ее попечении находится мальчик Зак с отставанием в развитии. Однако, несмотря на то что девушка отлично ладит с детьми, она никак не может устроить свою личную жизнь. Когда ее любвеобильная мама (Дженнифер Джейсон Ли) и популярная сестра (Тейлор Пейдж из «Золы») обсуждают бывших мужей и парней, ей остается только молча слушать. Устав от этого, Сара Джо решает исправить ситуацию: лишиться девственности с отцом Зака (Джон Бернтал) и встать на путь сексуального раскрепощения. «Sharp Stick» («Острая палка», но также и эвфемизм мужского полового органа) — несмотря на свое фрейдистско-мужественное название, кино про женщин, эмансипацию, женскую солидарность (поддержку и заботу Сара получает в основном от своей эксцентричной семьи) и женское удовольствие. У главных героинь сильные (пусть и не всегда приятные, как у персонажа Данэм) характеры, в отличие от слабых, ненадежных и не способных принять решение мужчин (герой Бернтала). Из их взаимодействия и рождаются лучшие моменты фильма — например, задушевные разговоры между матерью и дочерьми. Но если с точки зрения идеи это очень правильное кино, исполнение задуманного оставляет желать лучшего: темп повествования внезапно меняется, некоторые сцены похожи на клип, другие вопреки авторской воле могут рассмешить зрителя.

Одна из главных премьер этого «Сандэнса» — по крайней мере, по количеству задействованных звезд. «Когда ты закончишь спасать мир» — режиссерский дебют актера Джесси Айзенберга по написанной им же книге. В главных ролях снялись Финн Вольфхард («Очень странные дела») и Джулианна Мур, среди продюсеров значится Эмма Стоун. Мур играет главу приюта для жертв домашнего насилия, ответственную, застегнутую на все пуговицы женщину, а Вольфхард — ее сына по имени Зигги — блогера, который заливает в интернет песни собственного сочинения, чем радует 20 000 поклонников по всему миру. Однако среди подписчиков нет его одноклассницы, активистки Лилы (Алиша Боэ), в которую он влюблен. Чтобы произвести на девушку впечатление, парень начинает петь не про школьный выпускной и первую любовь, а про рабство и классовую борьбу.

Как отметили критики, «Когда ты закончишь спасать мир» — очень «сандэнсовское» по духу кино. В городе Парк-Сити, где обычно офлайн проходит фестиваль, любят драмеди про отношения между детьми и родителями, которые не могут друг друга понять. Но фильм Айзенберга еще и очень «правильный» дебют: режиссер не делает громких заявлений, не пытается рассказать о мировых проблемах, выбирает небольшую по масштабу, крайне личную историю, смягчает драму мягким юмором (он есть уже в названии). Кроме того, Айзенберг умеет работать с актерами – и у Мур, и у Вольфхарда отличные роли. Единственное — после просмотра сложно отделаться от ощущения, что мы такой фильм уже видели (и не один раз).

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все