Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
6 июня 2022

«Наемник» и «Парни под прикрытием»: два злободневных боевика, которые уже есть в сети

Константин Чалый
Рассказываем про две любопытные экшен-премьеры, которые можно посмотреть в российских онлайн-кинотеатрах: не только хорошее, но и нужное кино «Наемник», в котором разоблачается деятельность частных военных компаний, а Крис Пайн вновь после неовестерна «Любой ценой» играет вместе с Беном Фостером, и олдскульный боевик «Парни под прикрытием» Марка Невелдайна про вторжение в Панаму, который выглядит так, будто его сняли в 1989 году (впрочем, это его единственное достоинство).
Наемник
2022, Боевик

Возвращаясь с очередной миссии, Харпер (Крис Пайн) не подозревает, что его уволят из армии без пенсии и страховки из-за сильных обезболивающих, найденных в анализах. Семье нужны деньги на жизнь, а значит, пришло время продолжить карьеру в одной из ЧВК — частных военных компаний (PMC по-английски). Охранять поп-звезд и членов высшего общества ему не очень-то хочется, поэтому после похорон бывшего сослуживца Харпер решает пойти туда же, где работает его друг Майк (Бен Фостер), под начало армейского ветерана Расти Дженнингса (Кифер Сазерленд). Следующей остановкой после красивых слов о братстве и обеспечении безопасности мира становятся ошибки, которые не исправить.

«Наемник» из тех по-хорошему предсказуемых фильмов, которые и составляют основу голливудского кино действия. Накануне сорокалетия «действующий капитан Кирк», улыбчивый голубоглазый Крис Пайн то ли действительно заинтересовался несвойственным ему образом «сбитого летчика», то ли рассчитывал стать героем еще одной, но более реалистичной франшизы, вписываясь в новый проект экшен-продюсера Бэзила Иванюка и его партнерши по «Джону Уику» и «Sicario» Эрики Ли. Франшиза, очевидно, не состоится: снимавшийся до ковид-эпохи, фильм в не очень оптимистичном ключе затронул тему разработки вакцины от нового опасного вируса, сильно задержался с выходом, попал на очередную передачу полномочий от республиканцев демократам и вряд ли срезонирует с байденовской эпохой. Хорошо хоть шведский режиссер Тарик Салех («Метропия») не претендовал на геополитические обобщения в духе Джека Райана, а ориентировался скорее на Джейсона Борна в самой локальной и негероической его ипостаси. Набор стандартных для жанра событий, за редким исключением вроде волшебного появления Эдди Марсана, является необходимым костяком. Основное же действие фильма разворачивается на душе у незадачливого контрактника, выбирающегося из жизненного тупика, чтобы оказаться в тупике еще большем, переживающего потери, предательство и самый сильный вид разочарования — разочарование в самом себе. Во флешбэках мы видим его ребенком, в тату-салоне — набивающим на руку американский флаг, чтобы во всем быть похожим на отца-военного. Но что происходит с тем, во что ты так веришь? Куда уходят люди, воплощавшие твои идеалы, и как вернуться домой, если сам завел себя в ад? Мелодраматизм заключительной части не отменяет ощущения общей безысходности. Нечаянно падая на свежие раны по другую сторону океана, «Наемник» бесхитростно исцеляет их.

Наглое в своей глобальности название «Панама» мало что скажет современному зрителю, не заставшему выпуски международных новостей конца 1980-х, поэтому новый фильм Марка Невелдайна (половины тандема Невелдайн/Тейлор: «Адреналин-1,2», «Геймер», второй «Призрачный гонщик»), вышел в России под названием «Парни под прикрытием», будто бы речь в нем идет о каких-нибудь undercover cops. На самом деле прикрытие в качестве малоосмысленной работы в казино есть только у одного героя — агента американских спецслужб (Коул Хаузер, сын эксплуатейшен-легенды 80-х Уингса Хаузера), оказывающегося в самом центре Центральной Америки накануне конца режима Мануэля Норьеги с вероятной целью разворошить осиное гнездо панамской военной верхушки. Его предполагаемый партнер, лощеный цээрушник (Чарли Уэбер), как-то сразу задвигается на обочину сюжета, а куратор задания, бородач Старк (Мел Гибсон) до поры до времени следит за его выполнением по телефону.

Стоит сказать, что с легкой руки киносайта IMDb по интернету разлетелась мнимая информация о 156-минутной продолжительности фильма. Существование такой длинной версии объяснило бы калейдоскопичность действия и оборванность большинства линий, рассказы героев об их тяжелой судьбе и безжалостное убийство семьи единожды мелькнувшего эпизодического персонажа. Другое дело, что и имеющиеся полтора часа тяжело смотрятся далеко не только по причине драматургической невнятицы. Устарела операторская работа: покачивания и подрагивания цифровой камеры более не сопутствуют усилению вовлеченности зрителя. Не в лучшей форме артист Хаузер, за последнее десятилетие считанное число раз выбиравшийся с телеэкрана, в том числе для участия в проекте российского миллиардера Михаила Гуцериева. И, что фатально, проседает авторское высказывание. Для ретро с отсылками к «Лицу со шрамом» здесь не хватает роскоши и чувства классического стиля, для моралите об американской интервенции требуется иной масштаб и степень погружения в материал, а для олдскульного боевика — умелое обращение с жанровыми ингредиентами. Сложно судить, что стало с Невелдайном после распада его и Брайана Тейлора творческого дуэта, — то ли в их успехе двухтысячных (дилогия «Адреналин») его роль изначально была невелика, то ли безвозвратно ушло время такого стиля. Так или иначе, «Панама» погружается прямо на дно канала, не в силах схватиться даже за спасательный круг китча.

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все