Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
14 мая 2023

«Мое прекрасное несчастье»: классная романтическая комедия от автора эротической франшизы «После»

Евгений Ткачёв
В прокате идет (но также доступна на «Кинопоиске») молодежная мелодрама «Мое прекрасное несчастье» Роджера Камбла, которая ни в чем не уступает «Жестоким играм», когда-то выведшим режиссера в высшую лигу. Рассказываем, чем постановщик занимался все это время — и чем хорош его новый фильм.

Интересно, что стало с Роджером Камблом — режиссером культовых «Жестоких игр», современной интерпретации пьесы «Опасные связи» Шодерло де Лакло? Возможно, таким вопросом задаются зрители после сорока, которые хорошо помнят, как Сара Мишель Геллар учила Сельму Блэр целоваться с языком. В отличие от других героев книги «Лучший год в истории кино. Как 1999-й изменил все» — Пола Томаса Андерсона, Уэса Андерсона, Кристофера Нолана, Дэвида Финчера или сестер Вачовски — Камбл так и не стал влиятельным режиссером, хотя его «Жестокие игры» вместе со «Школьным футболом», «Это все она», «10 причинами моей ненависти» и «Американским пирогом» вывели молодежное кино на иной уровень. До этого про подростков снимал только Джон Хьюз. После 1999-го — кто ни попадя, потому что выяснилось, что все деньги мира лежат как раз в карманах у тинейджеров, ядерной аудитории кинотеатров.

Сам же Камбл после «Жестоких игр» поставил их сиквел (триквел обошелся без его участия). А в 2016 году попытался перезапустить франшизу на ТВ с Сарой Мишель Геллар, но дело не двинулось дальше пилота (кстати, в прошлом году на «Нетфликсе» вышел идейный ремейк «Игр» «Отомсти за меня» с камео, опять же, Сары Мишель Геллар). Больше за два десятилетия Камбл ничем особо не отметился. Причем если в нулевые он еще снимал полнометражные фильмы («Милашка», «Просто друзья», «Папина дочка», «Месть пушистых»), то в десятые окончательно утонул в болоте сериалов. Но тут в 2019 году у него на «Нетфликсе» вышел ромком «Хижина любви», через год — сиквел «После» (что-то типа «Пятидесяти оттенков серого» для зумеров), а в этом — «Мое прекрасное несчастье», которое, конечно, не тянет на триумфальный камбэк, но это бодрое, смешное, живое кино, в котором бумер Камбл убедительно косит под зумера (так же как сценарист «Крика» Кевин Уилльямсон в хорроре «Больной»).

Надо сказать, что, до того как стать бестселлером, роман Джейми Макгвайр «Мое прекрасное несчастье» был таким же самиздатом, как «Пятьдесят оттенков» и «После» (только «Оттенки» и «После» еще были фанфиками — одни на «Сумерки», другой на группу One Direction и ее солиста Гарри Стайлза). В центре книги, а теперь и фильма девушка по имени Эбби Абернати (Вирджиния Гарднер), которая, устав от лудомании отца-картежника, уезжает учиться в колледж, но прошлое не оставляет ее и там. Отец донимает сообщениями, а на подпольных боях без правил, на которые ее затащила подруга-первокурсница (Либе Барер), она знакомится с сексуальным бойцом Тревором Мэддоксом (Дилан Спраус). Тревор кажется Эбби точной копией ее папаши, поэтому девушка не хочет заводить с ним отношения, несмотря на то что он ей симпатичен. Тогда парень предлагает ей пари: если он выиграет следующий поединок, она будет жить с ним месяц (просто как друг). Эбби на свою беду соглашается.

Это картина простая, чтобы каждый растаял. По завязке «Несчастье» немного похоже на «Непослушную» с Александром Петровым и Анастасией Резник, но это единственное, что у них есть общего. В остальном фильм Камбла можно назвать «Непослушной» здорового человека. Если лента Дмитрия Суворова веселила (по большей части непреднамеренно) лютым кринжем, то ирония «Несчастья» осмысленная. Фильм категорически отказывается относиться к себе серьезно — и призывает зрителей к тому же. Допускаю, однако, что этот юмор (несмотря на обилие в ленте прогрессивных ценностей) может зайти далеко не всем, потому что он родом откуда-то из конца девяностых — начала нулевых, когда можно было шутить, не боясь никого обидеть. Впрочем, «Несчастье» нигде не переходит красную черту, оставаясь в рамках приличий (в отличие от «Непослушной»). Даже неизбежные шутки про члены не выглядят в фильме пошло, а главные герои половину картины держат себя в руках, несмотря на неприкрытое эротическое томление (кстати, если кого Камбл и объективирует в фильме, так это Дилана Спрауса — хотя и это он делает скорее в комичном ключе).

В фильме можно насобирать добрый десяток убойных гэгов, однако его главная удача даже не в классно прописанных шутках, а в химии между исполнителями главных ролей. Дилана Спрауса — накачанного брата-близнеца Коула Спрауса, звезды «Ривердэйла», — зрители могли видеть в том же сиквеле «После», а Вирджинию Гарднер запомнить после головокружительного хоррора «Вышка», где она играла оторву. В «Несчастье» под ангельской внешностью тоже скрывается не пай-девочка, а профессиональная картежница, которая в нахальности ничем не уступает Номи Мэлоун из «Шоугелз», особенно когда в третьем (самом отмороженном) акте действие перемещается в Лас-Вегас. Если бы фильм Камбла был хоррором, то второй частью «Оно», где главные герои, повзрослев, связали себя брачными узами с токсичными копиями своих родителей. Но поскольку «Несчастье» — романтическая комедия, она бесконечно обшучивает фрейдистский подтекст отношений Эбби и Тревора, все эти уже ставшие частью поп-психологии комплексы Эдипа и Электры. Вместо того чтобы сыпать соль на рану, дует на нее. И это прекрасно!  

Смотреть на «Кинопоиске»

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все