Москва

Лучшие сериалы. Итоги 2020

Василий Говердовский
В год, когда по всему миру закрыли кинотеатры, сериалы чувствовали себя как никогда хорошо. Миллионы людей прильнули к домашним экранам, чтобы смеяться, удивляться, сопереживать, находить себя и других. Мы увидели в этом году невероятное количество отличных сериалов — их совокупный просмотр наверняка занял бы весь год без перерыва на сон и еду. Список лучших сериалов по версии «Афиши» очень субъективен и не претендует на звание каноничного и исчерпывающего. Это просто сериалы, которые дороги нам, как бывают дороги сокровенные мечты и драгоценные воспоминания.
  • 9
    Чики
    Мелодрама

    Безапелляционно лучший российский сериал года, и наш любимый сериал 2020-го вообще. Малоизвестный режиссер и сценарист Эдуард Оганесян обратился к своим корням и рассказал историю о южнороссийской глубинке. Бэкграунд автора (Оганесян родился и вырос на Северном Кавказе в шахтерском городе Тырныаузе) не позволил превратить «Чик» в сафари-тур по России для грустных. В неуютном мире сериала нет евроремонта, зато экран пульсирует естественной жизнью и энергией. Уже за эту уникальную оптику «Чики» достойны похвалы, но Оганесян на этом не остановился и придумал увлекательную историю, интересных героев и отстоял тогда еще неизвестных артистов (впрочем, отметим, что половину заслуг режиссер причисляет исполнительнице главной роли Ирине Горбачевой). Критики сравнивали сериал с боевиком или даже современным вестерном — настолько напряженным вышел сюжет. Четырем бывшим секс-работницам, решившим открыть фитнес-клуб, приходится зубами вгрызаться в возможность отвоевать себе немного свободы. И пусть героини не участвуют в перестрелках, «Чики» бьют током не хуже любого триллера. 

    И, помимо прочего, сериал еще и стал символом женского эмпауэрмента в России. Впрочем, сделал это он вопреки желаниям авторов, открещивающихся от феминизма в каждом интервью. Этого можно было ожидать: в конце концов большинство героинь находят счастье в сильном мужском плече, что несколько подрывает фем-фундамент «Чик». Что ж, авторы вольны думать как захотят. Но заметим, что сведение героинь с их половинками не только выглядит устаревшим по сравнению с остальным повествованием, но и механически исполненным. Это единственная претензия, которую можно придумать сериалу. Дерзкие, смелые и лихо сделанные «Чики» — самое крутое, что мы видели в 2020 году.

    Подробнее о фильме
  • За три года с начала движения #MeToo (и больше четырех — с акции «яНеБоюсьСказать», захлестнувшей украинский и российский сегменты интернета) мы много обсуждали недопустимость абьюза и проговаривали принципы согласия. Но в кинематографической форме никто не высказывался на эти темы внятнее и ярче Микаэлы Коэл в сериале «Я могу уничтожить тебя». Коэл пережила насилие и решила поделиться опытом в истории беспечной писательницы Арабеллы, чья жизнь бесповоротно меняется после изнасилования. В «Я могу уничтожить тебя» Коэл очень тщательно показывает, с чем сталкиваются люди, пережившие сексуальное насилие (в центре повествования не только Арабелла, но и ее друзья). Сценарист попроще воспользовался бы возможностью включить на полную катушку гуманистический пафос. Вместо этого Коэл использует свой сюжет как возможность с эмпатией взглянуть на трансформацию людей, осмысляющих свой сексуальный опыт. Травмы формируют нас и ограничивают наше существование, помещая каждого в строго очерченные границы нарративов, но Коэл в непредсказуемом и самом правильном из всех возможных финалов ломает их и разрешает себе жить дальше. 

    Подробнее о фильме
  • 9.1
    Тед Лассо
    Комедия

    2020-й давал немного поводов для радости, однако комедийный сериал «Тед Лассо» заставлял ненадолго об этом забыть. Перед премьерой скептицизма добавляли происхождение идеи (шуточные рекламные ролики спортивного телевизионного канала) и сам сюжет: титульный герой-американец отправляется в Англию тренировать футбольную команду, не зная про этот вид спорта абсолютно ничего. Казалось, мы видели таких героев миллионы раз, но Лассо в исполнении Джейсона Судейкиса выделяется на их фоне своей открытостью, эмпатией, уверенностью в себе и полным отсутствием токсичности. 

    Человечность титульного героя перекидывается и на весь остальной сериал. «Тед Лассо» Судейкиса и Билла Лоуренса (автора «Клиники») с легкой душой мог бы свалиться в сахарную вату, но удержался на самом краю из-за уважения авторов к своим героям. Жизнь подкидывает им настоящие испытания, и сценарий не пытается сделать вид, будто их проблемы — пустяковые. Тот же Лассо в сериале сталкивается с разводом, и сценаристы акцентируют внимание на том, как тяжело ему приходится. Однако Лассо и остальные герои всегда находят достойный и воодушевляющий выход из проблемы. Самый добрый и душевный сериал года, экранный эквивалент стакана молока перед сном.

    Подробнее о фильме
  • Горячий папа римский Джуд Лоу в предыдущем сезоне сериала (известного под названием «Молодой папа») был невероятно хорош собой. Настолько, что режиссер Паоло Соррентино заставил его пролежать большую часть «Нового папы» в коме. Невероятно рискованный ход, расстроивший многих. Однако папа Пий с его сигаретой и вишневой колой за завтраком и нетерпимостью к либерализму священников неизбежно перетягивал на себя внимание с главной темы — попытки урожденного католика Соррентино разобраться со своим отношением к вере. Как и все главные антиклерикальные произведения, «Нового папу» отличают прежде всего очень глубокие отношения с предметом критики. Что вера означает на самом деле?

    Соррентино вводит нового героя, еще одного папу — бархатного и хрупкого Джона Брэннокса в исполнении Джона Малковича, — чтобы придать новую перспективу своим поискам. Он и Пий — два разных лидера, и нельзя сказать наверняка, какой из них лучше в наши нестабильные времена. Воскрешение Пия, его моральное соперничество с Брэнноксом, сатира на устройство Ватикана, религиозные фанатики, отсылки, вопросы — в «Новом папе» просто невероятно много сказано, это эпичная фреска с невероятным количеством деталей. Поданная, как и всегда любил Соррентино, в игривой, увлекательной и очень красивой форме. Пусть у режиссера нет для нас ответов, но разве не в неисповедимости путей Господних и состоит суть веры?

    Подробнее о фильме Смотреть онлайн
  • Экранизация романа Джеймса Макбрайда, вольно рассказывающая историю аболициониста Джона Брауна, была проектом мечты для Итана Хоука. Актер сыграл в мини-сериале ключевую роль и выступил в качестве сопродюсера и сосценариста. Под его началом «Птица доброго Господа» вышла одновременно трагичным и смешным вестерном, рассказанным с редкой для жанра изобретательностью и наглостью. Кроме того, это самое нюансированное в этом году высказывание о расизме и опыте темнокожего человека в ксенофобском обществе. Главный герой, парень-подросток по прозвищу Луковка, вынужден выдавать себя за девочку, чтобы выжить. Для него расизм — не пустая проблема, как для пользователей соцсетей в России, а вопрос жизни и смерти. «Белый спаситель» Браун, троп однозначно положительного в прошлом героя, в его глазах и глазах зрителя выглядит одновременно святым и опасным безумцем — а становится живым человеком.

    Подробнее читайте в нашей рецензии

    Подробнее о фильме
  • 9.1

    Роман Уолтера Тевиса не просто так называют «тернпейджером» — писатель рассказал увлекательную историю с яркой героиней, шахматисткой-вундеркиндом Бет Хармон, чей талант грозят раздавить психологические проблемы и нездоровое увлечение алкоголем и транквилизаторами. Режиссер и сценарист Скотт Фрэнк не растерял эти особенности, превратив книгу в захватывающий сериал с харизматичной Аней Тейлор-Джой в главной роли. 

    В пересказе сюжет про сироту, которая становится чемпионкой по шахматам, может показаться банальным спортивным фильмом, но, как и лучшие художественные произведения о спорте, эта история хороша деталями. Уолтер Тевис, страстный фанат шахмат, сам участвовал в турнирах и писал журналистские заметки о любимом спорте перед тем, как написать книгу, а создатели сериала обратились за помощью к профессиональным шахматистам. С такой подпоркой авторам удалось убедительно и интересно показать мир профессиональных шахматных турниров и поведение его участников. Кроме того, Скотт Фрэнк улучшил сюжет книги, углубив мужских персонажей не в ущерб Хармон: герои получились чуть объемнее, а их отношения с Бет — душевнее. Тот уникальный случай, когда книга будет казаться урезанной в сравнении с экранизацией.

    Подробнее о фильме
  • 9
    Мандалорец
    Боевик

    Год назад «Мандалорец» привлек к экрану даже тех людей, которые никогда не интересовались «Звездными войнами». Спасибо надо сказать беби-Йоде — его безмерного очарования хватило бы еще на несколько сериалов во вселенной. Второй сезон сохранил не только зеленого малыша, но рецепт сценариев эпизодов: очередной побочный квест с чайной ложкой основного сюжета и присыпкой мифологии «Звездных войн». Первый же эпизод второго сезона заиграл мускулами увеличенного бюджета и удивил масштабами. Следующие серии не сбавляли обороты и напоминали мини-блокбастеры во вселенной далекой-далекой. С участием беби-Йоды, конечно же.  Как говорил герой известного мема, а большего нам и не надо! По крайней мере, сейчас — многочисленные анонсированные сериалы Disney во вселенной «Звездных войн» еще могут испортить нам впечатление от формулы «Мандалорца».  

    Подробнее о впечатлениях от второго сезона и сериала в целом читайте в нашем тексте.

    Подробнее о фильме
  • Конь БоДжек
    Мультфильм

    В 2020-м вышла вторая половина последнего сезона «Коня БоДжека» — одного из главных мультсериалов последних лет. Стандартная поначалу анимационная комедия с поп-культурными отсылками вырулила в итоге к одному из самых глубоких и остроумных исследований депрессий и психологических травм, что мы видели в визуальном искусстве. Главный герой БоДжек — типичный антигерой, взрослый циничный мужик с травмой, чья острая потребность во внимании скрепляла вокруг себя остальных героев и центральный сюжет. Однако гений Рафаэля Боба-Ваксберга и Лизы Ханавальт в том, как потрясающе они деконструировали его образ на протяжении шести сезонов. 

    Финал и вовсе не дал БоДжеку грандиозного момента откровения, который помог бы ему справиться со своими проблемами — они так и остаются нерешенными. Зато хеппи-энд наконец получают герои, выпавшие из притяжения его нарциссизма. Главное же, что получил БоДжек в конце, — это осознание, что не все люди крутятся вокруг него, что они могут быть счастливы без него и во многом благодаря тому, что его нет рядом. Мультсериал Боба-Ваксберга и Ханавальт заканчивается на оптимистичной, но неопределенной ноте: БоДжек понял про себя многое, но сделает ли он из этого правильные выводы, зависит только от него.

    Подробнее о фильме
  • Объяснить, почему комедийный сериал «Чем мы заняты в тени» классный, невероятно сложно. В пересказе основной концепт («древние вампиры пытаются ужиться в XXI веке») и сюжеты серий («один из вампиров получает повышение на работе») звучат плоско и вымученно. Не помогает и первоисточник — полнометражный фильм Тайки Вайтити, по какой-то неведомой причине известный в России под названием «Реальные упыри», был очень смешной комедией, и поэтому одноименный в оригинале сериал заранее выглядит попыткой нажиться на успехе. 

    Но вот парадокс — сериал намного круче фильма Вайтити. Если первый сезон был просто хорош, то второй и вовсе отличный. Вышеупомянутая серия про повышение благодаря остроумию и изобретательности сценаристов превращается в самую уморительную комедию года. Соперник у нее ровно один — соседний эпизод «Чем мы заняты в тени» с участием самого Марка Хэмилла и бенефисом отличного комика Мэтта Берри («Обитель тьмы Гарта Маренги», «Компьютерщики», «Тост из Лондона»).  

    Подробнее о фильме
  • Если смотреть исключительно на сценарий, то «Банды Лондона» далеки от звания лучшего сериала года. Шоураннер Гаррет Эванс, как и в своем «Рейде-2», захотел скрестить лютейший боевик с разочаровывающей попыткой поиграться в криминальную сагу. Диалоги дубовые, а сюжет ближе к финалу улетает в конспирологическую фантастику, прощаясь с любым намеком на реалистичность. Спасают только талантливые актеры, вытягивающие даже самые скучные из реплик, придуманных Эвансом.

    Однако «Банды Лондона» оказались в этом списке благодаря одному обстоятельству: Гаррет Эванс — гениальный экшен-режиссер. Как только его герои хватаются за ножи-пистолеты, любые претензии к драматургии отваливаются сами собой. Эванс отлично чувствует пространство и движение: вместо того чтобы попытаться поднять пульс зрителя быстрым монтажом, он делает все возможное, чтобы у него всегда было четкое понимание того, что происходит на экране. Драки в сериале, как и в других фильмах режиссера, превращаются в занимательный квест: где «чеховское ружье», которым герой будет отбиваться от страшного мужика с мачете?

    Но и одних отличных экшен-сцен было бы недостаточно, если бы не пятая серия (она же шестая, если смотреть в «Амедиатеке»). Эпизод с налетом на патронную ферму, срежиссированный лично Эвансом, мог бы смело претендовать на звание экшен-фильма, накинь ему еще 20–30 минут хронометража. Но даже в виде отдельного эпизода это самое безумное, драйвовое и драматичное, что вы вообще можете увидеть в 2020-м. «Нападение на 13-й участок» Джона Карпентера, снятое Джоном Ву времен своего гонконгского расцвета, — технически виртуозный, грандиозный, во всех смыслах жестокий и драматичный, с венами наружу, балет смерти. 

    Самая существенная претензия к сериалу — экшена в нем не так много, как хотелось бы. Если второй сезон «Банд Лондона» все-таки состоится, то надеемся, что Эвансу дадут больше денег на реализацию самых безумных его затей.
     

    Подробнее о фильме