Узнать, насколько популярен фильм или сериал на стриминговом сервисе, — зачастую невыполнимая задача. Компании неохотно делятся цифрами просмотров, время от времени докладывая только о своих успехах. Все, на что мы можем рассчитывать, — подсчеты независимых аналитических компаний и наблюдение за реакцией в социальных сетях и медиа. Но даже этого достаточно для понимания: «Мандалорец» — это новая «Игра престолов», самый популярный сериал современности. Не зря некоторые даже предлагают переименовать Disney+ в «Канал Мандалорца».
Walt Disney Studios
Успех сериала пришелся как нельзя кстати. План Disney заключался в выпуске новых частей саги каждый год, но что-то пошло не так. Олдскульные фанаты возненавидели восьмой эпизод, девятый эпизод оказался бесстыдным ремиксом из идей прошлых частей, а «Хан Соло» и вовсе провалился в прокате. «Мандалорец», напротив, неожиданно пришелся по вкусу более-менее всем. Но вопросы к сериалу тем не менее были.
Привыкшие к сложным сериальным сценариям последних лет зрители могли задаться закономерным вопросом — почему именно «Мандалорец» стал главным стриминговым хитом последних лет? В сериале просто нет весомого драматургического контента — во всяком случае в том объеме, к которому привыкла аудитория той же «Игры престолов» с его эпическим сюжетом и десятками сложно прописанных персонажей. Сценарную структуру «Мандалорца», в свою очередь, сравнивают в лучшем случае с видеоигрой, в худшем — с телевидением 1990-х. Для тех времен тоже было характерно придумывать отдельное приключение на серию и двигать сюжет по чайной ложечке каждую неделю. Но аудиторию «Мандалорца» драматургическая простота не смутила.
То, что первый сериал стримингового сервиса Disney — суперхит, стало понятно по реакции на финал первой серии. Появившийся там беби-Йода мгновенно оказался любимцем миллионов и героем социальных сетей. Резиновая кукла с огромными глазами, которую на самом деле зовут Грогу, как мы выяснили из второго сезона, была настолько очаровательна, что продала сериал даже тем, кто раньше воротил нос от «Звездных войн». Принцип диснеевской анимации по введению милого лупоглазого малыша оправдал себя на все сто. За его милой внешностью не особо заметно, что у беби-Йоды напрочь отсутствует любое проявление индивидуальности.
Не густо с ней и у титульного мандолорца. У Дина Джарина (так его зовут на самом деле) достаточно условно проработана биография, а его лица мы не можем увидеть за редкими исключениями. Педро Паскаль играет не столько персонажа, сколько типаж — космического Клинта Иствуда, эмоционально зажатого ганслингера, заново открывающего в себе человеческое в отеческой любви к большеухой кукле с писклявым голосом. Не важно, что у нее, в сущности, нет характера, потому что беби-Йода — это эмоциональный макгаффин, инопланетный щеночек, к которому зритель испытывает рефлекторную симпатию за красивые глаза. Но большего сериалу и не нужно.
Шоураннер Джон Фавро взял за основу литературную классику — японскую мангу «Одинокий волк и его ребенок». Ее создали в 1970 году писатель Кадзуо Коикэ и художник Госэка Кодзима, а уже через два года после начала публикации в кинотеатрах вышла первая экранизация с Томисабуро Вакаямой в главной роли. Впоследствии эта история еще много раз в разных формах переводилась на экран (отметился даже Сэм Мендес, в «Проклятом пути» перенесший мангу Коикэ и Кодзимы в США 1930-х). Однако вид Мандалорца, катящего коляску с малышом Йодой, моментально вызывает сильное чувство дежавю в первую очередь у тех, кто видел фильмы с насупленным спортсменом Вакаямой.
Toho Company/Walt Disney Studios
Первое, чем запомнились фильмы «Одинокий волк и его ребенок» — это контраст между суровыми приключениями героев и трогательными отношениями отца и его чада. Эта часть стала главным драматургическим двигателем «Мандалорца». Одинокий стрелок и его кукла — идеальные сосуды для зрительских эмоций.
Несмотря на скромные в отдельности элементы, «Мандалорец» в целом производит ошеломляющее впечатление. Это шоу очень легко критиковать за отдельные недостатки и очень сложно объяснить, почему ты с нетерпением ждешь каждую новую серию. Не в одном ведь беби-Йоде дело? Джон Фавро и его команда чудесным образом смогли собрать отличный звездолет из потертых временем деталей. Это выдающийся образец любимого голливудского принципа same but different: умение взяться за что-то знакомое и сделать из него нечто уникальное. Смешение «Звездных войн» и «Одинокого волка» не выглядит противоестественным, потому что «Звездные войны» уже были мэшапом. Главное достижение Джорджа Лукаса — объединить наивную фантастику, военное кино, фильмы о самураях и вестерны с восточной философией и идеологией нью-эйджа в самобытную, живую кинематографическую вселенную. Серии-филлеры здесь не возмущают, потому дают возможность посмотреть на этот мир с прежде невиданных сторон. «Мандалорец» не изобрел для «Звездных войн» ничего принципиально нового, он просто подкрутил те детали, которые в нем уже были.
Второй сезон не пытается ломать формулу первого. Вместо этого продюсеры сериала, осознавшие, что у них на руках атомный хит, поступили самым ожидаемым способом из всех возможных — залили экран деньгами. Каждая серия сезона (за исключением, пожалуй, последней) выглядит отдельным блокбастером, снятым топовыми режиссерами: помимо Джона Фавро, Брайс Даллас Ховард, Дейва Филони и Рика Фамуйивы к режиссерской команде второго сезона присоединились Роберт Родригес и Пейтон Рид. Из-за по сути филлерной природы эпизодов сезон ощущается антологией безумно дорогих мини-фильмов с одними и теми же героями и узнаваемыми сценариями. Убийство левиафана, хоррор с гигантскими пауками, вестерн с захватом поезда (то есть, конечно же, звездолета), самурайский экшен. В сумасшедшей вселенной «Звездных войн» знакомые сюжеты выглядят не штампами, а поручнями, за которые зритель держится во время тряски.
В наше время переизбытка информации и в год, когда зрители остались без кинотеатральных блокбастеров, «Мандалорец» выглядит подарком. Это завязанный дорогим бантиком премиальный контент, под которым скрываются привычные, но очень уютные игрушки. Джон Фавро смог выстроить то, на чем забуксовали кинематографические «Звездные войны»: баланс между новым и старым. Восьмой эпизод был слишком радикальным для фанатов, девятый — слишком чуткий к их желаниям, а у «Хана Соло» просто не было своего лица. «Мандалорец» же оказался в маленькой зоне между штучностью и массовостью. Пусть второй сезон все же сделал сильный крен в сторону фансервиса, это все еще выглядит органично (если не считать несколько избыточного камео в самом финале). И потому планы по расширению сериальной вселенной скорее пугают, чем вселяют оптимизм.
Незадолго до финала второго сезона «Мандалорца» Disney анонсировал десять сериалов во вселенной «Звездных войн». Два из этих шоу — спин-оффы «Мандалорца»: «Рейнджеры Новой Республики» и «Асока». Третье шоу прибавилось после титров последней серии — там анонсировали «Книгу Бобы Фетта». И если с Асокой все вроде бы понятно (она одна из самых любимых героинь мультсериалов «Войны клонов» и «Повстанцы»), то два остальных сериала пока вызывают вопросы. Боба Фетт — популярный герой среди фанатов вселенной, но обычный зритель его вряд ли вспомнит: в фильмах первой трилогии это был бессловесный наемник, вдобавок ко всему комично погибший в пасти монструозного сарлакка. Фанаты любили его за классную броню, которую сейчас куда большее число зрителей ассоциирует с главным героем «Мандолорца». Сценаристам придется постараться, чтобы сделать его приключения интересными. А состав «Рейнджеров» мы пока просто не знаем, хотя и логично предположить, что в него войдут Кара Дюн (Джина Карано) и Гриф Карга (Карл Уэзерс) — эффектные герои второго плана, но пока неочевидные протагонисты. По принципу кинематографической вселенной. Сюжеты всех этих сериалов в итоге приведут к кроссоверу на манер «Мстителей» — еще одному сверхпопулярному, но уникальному сериалу. Ни «Лиге справедливости», ни «Защитникам» (кроссоверу сериалов Marvel на Netflix) добиться его успеха не получилось.
Walt Disney Studios
Будут ли новые сериалы сделаны по тому же принципу, что и «Мандалорец»? Выдержат ли сценаристы баланс между новым и старым? Нужно ли будет смотреть десять сериалов, чтобы понять сюжет следующего? Будет ли Disney продолжать превращать каждый сериал о вселенной в дорогой блокбастер? Не перекормят ли нас «Звездными воинами», как это уже случилось в кино? Как на это ответят конкуренты? В любом случае готовы поспорить — именно успех «Мандалорца» сейчас определил основной вектор развития «Звездный войн». Что, учитывая важность сериала для Disney, будущего стриминга, сериалов и всей американской индустрии визуальных развлечений, делает «Мандалорца» главным шоу 2020-го. Пока кинотеатры все еще находятся в коронавирусном локдауне, других блокбастеров нам просто не видать. Дорогой зритель, вот ваш световой меч.