В «Арсенале», филиале Пушкинского в Нижнем Новгороде, показывают графику из коллекции поэта, эссеиста, участника «Лианозовской группы» и теоретика московского концептуализма Всеволода Некрасова. Сегодня она входит в собрание ГМИИ и объединяет произведения художников, с которыми он дружил и сотрудничал, — поэта особенно волновала проблема взаимосвязи изображения и слова. Выставка состоит из трех разделов. Первый посвящен художникам «Лианозовской группы»: здесь представлена графика Евгения и Валентины Кропивницких, работы тушью Оскара Рабина, абстракции Лидии Мастерковой и композиции с игральными картами Владимира Немухина. Во втором разделе — произведения концептуалистов, близких друзей Некрасова, Эрика Булатова и Олега Васильева. А третий знакомит с фотографиями Франсиско Инфанте и графикой Михаила Рогинского.
В Нижегородский художественный музей привезли одну из самых больших коллекций наивного искусства — она сформировалась в Екатеринбургском музее изобразительных искусств на основе частного собрания, переданного в 2015 году. На выставке представлено около 150 картин и рисунков, созданных художниками-непрофессионалами в разное время. Можно проследить, как менялся их стиль и источники вдохновения, от раннего анонимного наива конца XIX века, частым видом которого была копийная живопись, до современного наива. Также в экспозиции представлена характерная эстетика любительского творчества времен СССР, работы классиков-наивистов Альберта Коровкина, Нины Варфоломеевой и Анны Дикарской, а также наивный импрессионизм и работы об истории края, культуры и народа.
В свою очередь, в Екатеринбурге показывают коллекцию западноевропейского искусства из Нижегородского музея — это одно из интереснейших региональных собраний России. В работах знаменитых мастеров можно узнать, какие основные художественные школы существовали в Европе с XVI до начала XX века. Самое раннее из представленных полотен — «Портрет венецианского вельможи» Якопо Тинторетто, последнего из великих мастеров позднего Возрождения в Италии. Также на выставке представлены фламандская, немецкая и даже редкие для российских собраний испанская, датская и польская школы. Особый раздел посвящен французскому искусству XVIII–XIX столетий, которое включает самые разные направления — от рококо Шарля Жозефа Натуара до неоклассицизма Луи Буше и академизма Ораса Верне. Их дополняют скульптуры Жана Антуана Гудона, Клода Мишеля (Клодиона) и Огюста Родена. А более позднее искусство представляют работы «Женщина, смотрящая на птичку. Лиз» Огюста Ренуара и ночной пейзаж немецкого художника Фрица Овербека, продолжившего опыты импрессионистов в передаче световоздушной среды.
В екатеринбургский «Ельцин Центр» стоит заглянуть на выставку трех современных художниц, в их фокусе — актуальная сегодня тема эскапизма. Для описания современности и своих переживаний они используют традиционные техники реалистической живописи или рисунка. Так, в объектах, напоминающих фамильные ценности из прабабушкиной шкатулки, Надя Логинова переосмысляет свои детские впечатления. Влада Чернавина исследует влияние героев фильмов 90-х, представителей поп-культуры и мира моды на восприятие действительности современным обывателем. И Анна Фельдман создает своих аватаров внутри цифровых фанатских сообществ, словно «освобождая» себя от своей фактической идентичности, чтобы выдвигать коллективные, воображаемые или утопические формы самости или субъективности.
Еще одна любопытная групповая выставка современных художников проходит в казанском центре современного искусства «Смена». Ее название отсылает к циклу рассказов «Архипелаг грез» Кристофера Приста, где повествуется о воображаемой планете, соединенной тайными нитями с нашей Землей. Однако представленные работы нельзя назвать иллюстрациями. Художники вдохновляются самим приемом — установить среди морских просторов остров и населить его своим воображением. И в инсталляциях, объектах, картинах и видео каждый по-своему воспроизводит метафору архипелага. Среди участников — Людмила Баронина, Артур Голяков, объединение «ХО ГУЙ» и другие художники из Москвы, Казани, Екатеринбурга и Петербурга.
На масштабной выставке в казанском Кремле собрали около 400 экспонатов, рассказывающих об Александре Македонском, его завоеваниях, эллинизме и роли в распространении греческой культуры на огромных территориях Азии. В первой части экспозиции зритель погрузится в атмосферу классической Греции, взрастившей юного завоевателя. Следующие залы посвящены Восточному походу, который длился одиннадцать лет и принес Македонскому мировое господство. Последний же раздел повествует о наследии Александра Великого и трансформации его образа в культуре и искусстве различных народов. Например, здесь представлены как рельефы из Пальмиры, датируемые II–III веком нашей эры, так и памятники, свидетельствующие об увлечении Македонским в России при Екатерине II — императрица любила сопоставлять с ним величие собственных деяний.
Одну из самых топовых российских модельеров XX века Надежду Ламанову называют русской Коко Шанель. До 1917 года художница одевала императрицу и привилегированных клиенток, а после революции стала законодательницей советской моды. В Ярославском музее-заповеднике сейчас можно познакомиться с ее творчеством и основными трендами того времени. Помимо аутентичных платьев и аксессуаров, в экспозицию вошли фотографии, эскизы, афиши и тематические документы. Кроме того, на выставке можно заглянуть в воспроизведенную мастерскую Ламановой со столиком для рукоделия и швейными машинками.
Для семейного досуга отлично подойдет выставка во владимирском музейном комплексе «Палаты». Она посвящена важнейшей части русской народной культуры — былинным героям. В экспозиции представлено 70 предметов, в том числе реконструкции вооружения русских, половецких и монгольских воинов. Также посетители увидят Алешу Поповича, Илью Муромца, Добрыню Никитича и других персонажей на гравюрах Евгения Кибрика, картинах Вячеслава Назарука, Виктора Васнецова и Ивана Билибина. И вместе с богатырями пройдут по их пути из былин и сказов, побывают на пиру у князя Владимира и узнают, каково это нести службу на богатырской заставе.
В Переславском музее-заповеднике открылась выставка, посвященная творчеству художника и именитого педагога Дмитрия Кардовского, воспитавшего целую плеяду рисовальщиков в конце XIX века. Он родился недалеко от Переславля в местечке Осурово и в 1915 году, когда получил здесь в наследство от двоюродной сестры дом, переехал туда вместе с женой Ольгой Делла-Вос-Кардовской — она считается одной из лучших художниц Серебряного века. Вместе они участвовали в создании Переславского музея, отбирали и классифицировали предметы. Также по его заказу Кардовский написал несколько пейзажей с видами родных мест. А спустя годы их дочь Екатерина Кардовская подарила музею более 50 живописных и графических работ родителей — они и представлены на выставке.