Вооружившись архивными материалами, талантливейший документалист Александр Марков ловко смонтировал целый фильм об истории постколониальной Африки. Кинополотно составлено из записей, которые в 1960-х годах снимали советские журналисты во время своих путешествий по южному континенту. Тогда молодые африканские страны обрели наконец независимость и к тому же завели дружбу с СССР. Советский Союз помогал им в техническом, социальном и культурном развитии, подкрепляя все лозунгами новой идеологии равенства и братства. Но были ли эти отношения искренними, как утверждала пропаганда? Узнаете об этом в документалке, которую показали на фестивалях Visions du Réel в Швейцарии, Indie Lisboa в Португалии и StLouis Doc в Сенегале.
Итальянская документальная лента дебютанта Лоренцо Паллотты, рассказывающая о небольшом вымирающем поселении Интермесоли. Там живет юноша Симон, который отчаянно пытается заботиться о благополучии городка, в то время как отшельник Филиппо подается в веру и ищет себя. Под взором окружающих местных жителей героям предстоит преодолеть трудности и внутренние противоречия. Занимательный факт: до своего дебюта Паллотта трудился ассистентом Паоло Соррентино во время работы того над «Лоро» и «Римскими приключениями».
Представленный ранее на престижнейшем кинофестивале IDFA в Нидерландах документальный фильм режиссерки Маши Омс. «Джейсон» — заключительная часть авторской трилогии, куда также вошли ленты «Панки» и «Алиса», в которых Омс сосредоточилась на многолетних наблюдениях за отношениями между людьми. Героем новой картины стал 22-летний сирота Джейсон, который не желает мириться с тем, что его постоянно жалеют и считают жертвой из-за полного травм тяжелого детства. Юноша направляет все свои силы на помощь друзьям и знакомым избежать той боли, которую довелось испытать самому Джейсону.
Режиссер Константин Селин, заручившись поддержкой фонда Александра Сокурова «Пример интонации», снял документальную картину о поисковике Дмитрии Поштаренко, который ищет останки бойцов, погибших во времена Втором мировой. Дмитрий ко всему прочему определяет их личность, воскрешает память о них и воссоздает образы солдат и офицеров в виде застывших во время боя скульптур. Таким образом художники и реставраторы погружают зрителей в скрупулезно воссозданные события войны. Среди других работ Селина: «Хроники неслучившейся революции», «Третья волна», «Бронский», «Верните мои руки» и «Лето 2331».
Профессор и декан колледжа кино и анимации Китайской академии искусств Су Ся и его студент Су Хунъюй (для него это дебют в полном метре) вместе поработали над документальной историей, которая разворачивается на фоне реновации старых городов в Поднебесной. Став устойчивым трендом, она приходится по душе не всем местным жителям. Они из последних сил защищают свои дома в попытках сохранить привычный уклад жизни. Съемки документалки проходили с 2018 по 2021 год в трущобах старого города Ланьси в Чжэцзяне для детального, как отмечают сами создатели, изучения проблемы. В течение четырех лет режиссеры общались с местными жителями и наблюдали за их повседневной жизнью, чтобы рассказать историю уходящего поколения. «Для зрителя этот фильм дает возможность представить себе то, что переживают реальные люди. Каково это — оказаться на стыке традиционализма и модернизма, промышленной культуры и общинного строя», — подчеркивают создатели ленты.
Практически камерное (не выходящее за пределы ее квартиры) документальное расследование режиссерки Яэлы Готтлиб, в котором постановщица пытается повторить путь собственного отца. Тот в 1958 году переехал из Румынии в Израиль, а затем перебрался в Перу. По пути, который Готтлиб проделывает преимущественно с помощью Google Maps, выясняется, что рассказанная родителем история не совсем совпадает с реальностью. Режиссерка не столько одержима тайнами отца, сколько старается исследовать связь территории и идентичности, а также понять: как на личность человека влияет миграция.
Беспризорник из криминального Неаполя по имени Энтони только начинает свой путь на улицах и заводит дружбу с такими же отвязными сверстниками. За его жизнью пристально наблюдает режиссерка Виктория Фиоре, которая показывает нам, как на неокрепшие молодые умы влияют итальянские мафиозные группировки, а государство пытается подавить подростковую преступность и одновременно мешает местным жителям начать все с чистого листа. Бабушка Энтони Дора боится, что и внука утянет в это криминальное болото, поскольку дед мальчика умер за решеткой, а отец вот уже шесть лет сидит за преступление в городской тюрьме. Для Фиоре, имеющей, к слову, степень магистра документального кино, «Прятки» стали дебютной картиной. За ее плечами три короткометражных фильма, а сейчас молодая кинематографистка работает над первым игровым проектом «Аида».
Режиссер Сантьяго Педроче Де Саманьего исследует тему феминизма на примере Пати — женщины из малоизвестного народа уичоли в Мексике. В детстве она стала свидетельницей насилия и теперь борется за то, чтобы ее дети не столкнулись с подобным кошмаром. Кроме того, амбициозная героиня идет в политику и становится представительницей кандидата в президенты, правозащитницы Марии де Хесус Патрисио Мартинес. Интересно, что будущий президент еще и первая аборигенка, решившая побороться за высший государственный пост.
Тандем постановщицы и сценаристки Клары Тепер и режиссера монтажа Поля Пирритано решил рассказать историю 23-летней девушки Чайлы, которая пытается сбежать от парня-абьюзера и добиться права опеки над трехлетним сыном. Где-то глубоко в душе Чайлы живет надежда, что все еще наладится и семья сохранится: каждый раз убегая от тирана, девушка возвращается к нему. Мировая премьера картины состоялась в 2022 году в основном конкурсе фестиваля Visions du Réel в Швейцарии.
Немецкий документалист Яннис Ленц наблюдает за тем, как чемпион по боксу, австрийский военный турецкого происхождения Ахмет преображается из бойца в актера, записавшись однажды на уроки актерского мастерства. Но оказавшегося на сцене Ахмета ждет теперь другая битва — с собственными внутренними демонами. Яннис Ленц ранее работал ассистентом у Михаэля Ханеке, а свой путь в документалистике начал еще в детстве, снимая себя и друзей-трейсеров. Теперь его картины демонстрируют в музеях и на выставках по всему миру, а дипломная лента «Wannabe» получила номинацию на премию Европейской киноакадемии.