Всю свою почти десятилетнюю историю мини-оркестрик «Краснознаменная дивизия имени моей бабушки» демонстрирует эталон умной и позитивной музыки. Изначально формация покорила летние фестивали мощным жизнерадостным фолком. Однако после выхода в 2019-м наиболее тревожного и «социального» альбома группы «Увы» из нее ушло несколько ключевых музыкантов. Распада не случилось — условно говоря, эпоха Broken Social Scene сменилась эпохой Arcade Fire. В прошлом году новый состав проекта записал блестящий танцевальный инди-альбом «Катакомба» — с энергичным, концентрированным грувом и синтезаторным усилением.
Джона Кейджа даже великим авангардистом называть не вполне уместн о: все-таки авангард — это европейское дело, а он навсегда изменил само понятие музыки. Кейдж сделал для новой музыки США примерно столько же, сколько Бетховен — для европейской классики. Не случайно Кейджа играли даже в СССР: концерты с его сочинениями устраивал фантастически эрудированный пианист Алексей Любимов. Он примет участие и в моноконцерте про Кейджа в «Доме» — вместе с молодым авант-оркестром OpensoundOrchestra и ударным ансамблем Drumartmusic. Ждите уникального музыкального хэппенинга.
Проект Киры Вайнштейн Kira Lao возник в Великом Новгороде в конце нулевых — тогда вооруженная битбоксом, гуслями и кокошником певица долгое время считалась главной надеждой отечественной фолктроники. Середину десятых Вайнштейн встретила гитарным звучанием, ироничными отсылками к пантеону российского рока и все еще ощутимым эзотерическим вайбом. Под конец десятилетия Kira Lao осталась без группы и внутреннего баланса — ее последний альбом «Тревожный опыт» посвящен эмоциональному выгоранию, психическим проблемам и сильным аффектам. Музыкально это экспериментальная электроакустика со струнными, записями урбанистического гула, фортепианными искрами, бьющими наотмашь синтами и неожиданными эмоциональными переходами. На Западе нечто подобное делает Джулия Холтер, в России кроме Вайнштейн и Вихрии особо никого и не вспомнишь. На ближайшем концерте в Powerhouse Вайнштейн отметит свой день рождения в компании коллаборатора Brinstaar.
В лайнапе Gigant Fest — весь цвет альтернативной сцены конца нулевых годов, «золотой эпохи» ню-метала и эмокора. Авторы абсолютного хита 2007 года «Сентябрь» группа Stigmata сменили тяжесть на синтезаторные мелодии, но не растеряли талант записывать сентиментальные боевики. Образцовый металкор о внутренних терзаниях представит формация «Ауткаст» — новый проект Игоса из легендарного коллектива Amatory. Также в программе — брутальный рэп-метал от 7000$, группы The Korea и Ourland.
С ростом интереса к старинному репертуару у нас появились и свои аутентичные звезды. Легким и пластичным голосом Юлии Лежневой заслушиваются специалисты и рядовые меломаны по всему миру, а сама певица явно находится на пике вокальной формы. Молодой ансамбль I Fiori пока не может похвастаться таким же реноме, но его первая скрипка Анна Савкина уже отметилась на крупных скрипичных конкурсах в Японии, Германии, России. Вместе Лежнева и I Fiori исполнят воздушную кантату Nisi Dominus Вивальди и торжественную Gloria Генделя, на инструментальный откуп останется великолепный мажорный концерт для струнных и скрипки St. Antonio (тоже Вивальди).
Вряд ли многие считают компактную Венгрию мировым центром авангарда, однако именно в этой стране родились и выросли великие композиторы XX и XXI веков Бела Барток, Дьёрдь Лигети и Дьёрдь Куртаг (он происходит из региона Бенат, который в итоге разделили Сербия, Рум ыния и Венгрия). «Студия новой музыки» готовит очень насыщенную программу из музыки всех трех авангардных венгров. Только по звучанию контрасты получаются потрясающие: от загадочной тишины Quasi una Fantasia Куртага до темной струнной вязи Четвертого квартета Бартока и Hungarian Rock, сломанного рок-н-ролла для клавесина за авторством Лигети.
В прошлом году ноу-джаз-квартет «Бром» посреди пандемии выпустил отличный альбом «Танец с идиотом». Из разухабистого нойза он мечется в поджарый геометрический мат-рок, а из него — во взъерошенный импров и занятную мутную психоделию: такого же насыщенного и стильного сплава джаза с экстремальной музыкой в Москве не делает никто. Безусловно, этот альбом просто необходимо слушать живьем, и вынужденная пауза перед живой премьерой, кажется, только добавила ей ценности: «Мутабор» должно встряхнуть как следует.
Томас Зандерлинг родился, вырос и выучился в Ленинграде, а выдающуюся музыкальную карьеру начал строить уже в Восточном Берлине. Вместе с Новосибирс ким академическим симфоническим оркестром он продолжит в «Зарядье» Шостакович-марафон, на котором исполнят все симфонии советского гения. Зандерлингу досталась бушующая Одиннадцатая, посвященная Первой русской революции. Несмотря на официальную по меркам СССР тему, в этой музыке, кажется, нет и ноты соцзаказа: эта музыка словно захватывающий титанический саундтрек, который перерос кинокартинку.
Певица Луна выстрелила в 2016 году с чувственным ретропоп-альбомом «Маг-ни-ты». Для ее последующих релизов приставка «ретро-» не так уж и актуальна — вместо стилизаций Луна начала создавать свой собственный мир, полный намеков и предчувствий, мечтаний и грез, тщательно выверенных поп-мелодий, которые совсем не похожи ни на заторможенную русскую эстраду, ни на куда более дерзкую и клиповую музыкальную индустрию Украины. Отказавшись от использования привычных клише, Луна всматривается в пространство интимного и эфемерного — все это при неизменно высоком качестве аудио- и видеопродюсирования.
Треки Aspen скроены по универсальной формуле: мощный рокот метала накладывается на барабанн ую имитацию танцевальной электроники, гуляющие ритмы брейк-бита или прямую бочку. Вокалистка Кристина Сотюкова исполняет предсказуемые истории о внутренней потерянности и нездоровых отношениях, но в пиковые моменты они приобретают дополнительный танцевальный потенциал.
С ростом интереса к старинному репертуару у нас появились и свои аутентичные звезды. Легким и пластичным голосом Юлии Лежневой заслушиваются специалисты и рядовые меломаны по всему миру, а сама певица явно находится на пике вокальной формы. Молодой ансамбль I Fiori пока не может похвастаться таким же реноме, но его первая скрипка Анна Савкина уже отметилась на крупных скрипичных конкурсах в Японии, Германии, России. Вместе Лежнева и I Fiori исполнят воздушную кантату Nisi Dominus Вивальди и торжественную Gloria Генделя, на инструментальный откуп останется великолепный мажорный концерт для струнных и скрипки St. Antonio (тоже Вивальди).
Андеграундный рок-лейбл Brockenschkapf Rec. устраивает концерт со своими друзьями. Группа «Мое окно» балансирует между романтическими миражами дрим-попа и душевным лоуфаем. Команда «714» выдает неистовое и депрессивное сочетание скримо, нойза и блэка. Также в программе — диковинная альтернатива от проекта «Мишаневич.», добрый слакер-рок от «Атэншн» и гулкий и колючий фланерский гедонизм в стиле Padla Bear Outfit от команды Defleur.
Заслуженный корифей русского хип-хопа, который до сих пор сохраняет в своих треках возвышенные мессианские интонации и пафос. Автор альбома «Кара-Тэ» — его выход в 2004 году сейчас считается поворотным моментом для всего жанра. В прошлом — соратник Децла, ныне — резидент лейбла Басты «Gazgolder».
В середине десятых Super Besse заявили о себе хлестким, стильным постпанком с холодным пульсом гитар и взрывными синтезаторными крешендо. После трехлетнего затишья команда возвращается с новым альбомом «Un Rêve» и новым, более электронным, текучим и сюрреалистичным звуком. Многие из свежих треков инспирированы авангардными экспериментами в стиле «Звуков Му» и покрыты дымкой хонтологии. Нашлось место и политике: Россия на этом альбоме воспринимается как призрачный непонятный сон, часто удивительный, временами — крайне неуютный.
Москвичи Pompeya — одни из главных лиц отечественного англоязычного инди-рока. Основанная в 2007 году группа известна своим западным саундом с сильным влиянием старомодного психоделического попа. В 2010 году лейбл Xuman Records выпустил их первый полноценный альбом «Tropical». Группа часто наведывается с концертами в США, хотя ее основная фан-база все равно находится в России.
Певица Луна выстрелила в 2016 году с чувственным ретропоп-альбомом «Маг-ни-ты». Для ее последующих релизов приставка «ретро-» не так уж и актуальна — вместо стилизаций Луна начала создавать свой собственный мир, полный намеков и предчувствий, мечтаний и грез, тщательно выверенных поп-мелодий, которые совсем не похожи ни на заторможенную русскую эстраду, ни на куда более дерзкую и клиповую музыкальную индустрию Украины. Отказавшись от использования привычных клише, Луна всматривается в пространство интимного и эфемерного — все это при неизменно высоком качестве аудио- и видеопродюсирования.
Творчество Антохи MC можно отнести к рэпу только по формальным признакам — талантливый одиночка с трубой и драм-машинкой действительно использует речитатив, но находится абсолютно вне рэп-сцены с ее агрессией, баттлами и мачистскими ценностями. Под кустарные ламповые биты Антохе удается запечатлеть потаенные мотивы российской действительности — звучит это местами тревожно, но правдиво, хотя чаще всего в треках артиста сквозит оптимизм, добрая и позитивная энергетика от непростой, но увлекательной жизни вокруг.
«Машина времени» — группа, для кот орой действительно излишни любые описания. «Поворот», «Пока горит свеча», «За тех, кто в море» — эти и другие песни знакомы каждому жителю страны с детства. Но считать «Машину времени» исключительно группой прошлого все же не совсем правильно: все 50 лет существования Макаревич и компания исправно записывали новые песни — даже в 2018 году у коллектива вышел мини-альбом. В 2019 группа решилась на тур, масштабы которого под силу даже не всем молодым: в программе гастролей заявлено пять континентов, а продлятся они до конца 2020-го.
Aikko делает ставку на заупокойные драматичные биты, нервные и болезненные исповеди и истории разрушительной любви. С одной стороны, мы уже видели этот синтез эмо-надломленности, мрачной блэк-метал-эстетики и резкой агрессивной подачи. С другой — плодовитость и общее высокое качество материала оставляет надежду, что рано или поздно этот исполнитель прорвется в первую лигу.
Среди особенностей петербургской команды Mystic Storm — кинематографичные интро, боевой хаос треш-метала и любовь к воинственным фэнтези-сюжетам. Группа представит дебютный альбом «Из хаоса древних времен». В качестве поддержки — несколько формаций жесткого утяжеленного хардкора: Fatum, Shöggoth, «Противоестественный отбор» и Doomhound.
«Дети» — резко взлетевший рейв-дуэт, для популярности которого хватило всего одного интернет-хита «Турбо пушка». Коллектив опирается на мощные биты электронного хардкора с разными оттенками веселья, агрессии и отчаяния. В качестве лирики — инсайты из глючной подростковой культуры, истории про секс и бесшабашные вечеринки. Как неотъемлемая примета времени присутствует небанальный садомазохистский трек о спецслужбах с рефреном «Любишь ли ты мою страну, как я, — ты по какую сторону копья».
Сейчас музыка ветеранов рок-движения «Крематорий» сильно напоминает умеренный прог-рок: в ней много акустических гитар и стилевых переходов, скрипичных партий и прочег о густого инструментального разнообразия. А в их историях чудаковатое волшебство сплетается с повседневной жизнью — безобразная Эльза с бутылкой спирта, репортажные аллюзии к Платонову, Амстердам, полыхающий в войне палп-фикшн-персонажей.