Певица Dakooka придерживается линии глючной и загадочной поп-музыки — тревожные мелодии синтезаторов в ее творчестве сочетаются с триповой эстетикой и необычным сценическим образом. Пока что все это звучит как более странная версия певицы Луны — у нее также правит бал феминная загадочность и чувственность, только вместо мечтательности и ретро на первый план выходят неон, эксперименты и квирность. В «16 тоннах» певица представит свой новый EP «Так интереснее» c первыми в ее большой карьере акустическими треками.
Хотя в самом начале двухтысячных Владимир Мартынов и объявил конец времени композиторов, его музыку чествуют так обстоятельно, что любой живой российский композитор обзавидовался бы: ежегодный фестиваль имени Мартынова в «Доме» на этот раз растянулся аж на четыре дня. Зато можно выбрать того Мартынова, что больше по душе: ансамбль Opus Posth покажет его в более академическом ракурсе, в другой день будет мультимедийная опера-перформанс «Победа над…, или Солнце-2», а напоследок сам виновник фестиваля сыграет на фортепиано новое сочинение. Отдельным пунктом стоит концерт группы «Вежливый отказ» — музыку Мартынова они играть не будут, но без минимализма и отсылок к старинному пению не обойдется.
Название концерта «Корабль безумцев» неплохо описывает и содержание: пять человек с некомплектными инструментами — клавесин и струнные соседствуют с электроникой и басовой лютней образца XVI столетия — будут играть музыку в историческом диапазоне от барокко до десятых годов XXI века. Не только редкий шанс послушать живьем сразу и послевоенный авангард, и концертный номер на темы из опер Беллини, но и хитрая задачка для головы — понять, как в одном концерте оказались москвичка Ольга Бочихина и барочный француз Марен Маре.
Пермскую группу Gnoomes по какому-то недоразумению на Западе знают чуть ли не лучше, чем у нас: они подписаны на независимый британский лейбл Rocket Recordings, бывали в эфире BBC 6 и даже записали альтернативный гимн России для журнала Dazed. При этом их изобретательный англоязычный краутпоп — с аутентичной лучезарной мелодикой, фирменной моторикой и длинными петлями на аналоговых синтах — по идее, не должен знать никаких национальных границ. Прийти на лайв в Powerhouse — лучшая возможность доказать, что у нас до них тоже есть дело.
Обычно концерты Ho99o9 выглядят так: на сцену врываются два человека и начинают истошно орать в микрофон под стрекот хэтов и засемплированный индастриал. Как это звучит? Представьте себе Death Grips, в которых еще больше злости и ярости. Ho99o9 сплавляют в своем зубоскальном рэпе хардкор, панк, опорно-двигательную электронику — еще одно подтверждение того, что хип-хоп может переосмыслить и вобрать в себя практически что угодно.
Шура Кузнецова известна как участница шоу «Голос» и коллабораторка RSAC в замечательной песне «Заткнись и держи меня за руку» — сдержанном и методическом гимне искренности. В рамках своего сольного творчества Кузнецова тяготела к барочной страдальческой поп-традиции российской эстрады, иногда разбавляя пафос проникновенными фортепианными номерами. Тем отраднее слышать новый альбом артистки «Пробуждение» — в нем намного больше простора и новизны, а также электроники, хауса и вкрадчивых латинских ритмов.
«И где мой пульс — а-а, верните в танцы грусть» — нет, это под хаусовый бит поет не поп-новичок, а довольно матерый (по нынешним меркам) рэп-герой из объединения Dopeclub, озвучивший Уфу как Атланту и открывший Томаса Мраза. Раньше Basic Boy сочинял стильный и толковый, но неброский рэп; про таких обычно говорят, что это «теневой игрок». В 2019-м артист радикально перезагрузил карьеру, сменив рэп на мозговитую и многозвучную поп-музыку — и неплохо освоился на этой территории.
В конце нулевых поп-панки Icon for Hire прославились благодаря задиристым боевикам с влиянием ню-метала в стиле Linkin Park, розовой эмо-челке вокалистки Ариэль Блумер и боевому настрою: в своих текстах музыканты критиковали реалии шоу-бизнеса и ужасы современного урбанизированного мира. Со временем звучание формации изменилось — теперь они делают упор на размашистом электропопе с мощными басами, дропами и энергичными ломанными битами. Впрочем, озлобленность на общество потребления и эпатажные прически Блумер никуда не делись, а ее коллаборатор Шин Джампер с готовностью откладывает синтезаторы в пользу электрогитар на живых выступлениях.
В пространстве клуба Pravda выступят сразу несколько знаковых тяжелых коллективов. Главные герои вечера — легендарные нью-йоркцы из Suffocation, формация, которая заложила в начале девяностых основы техничного и пещерного звучания слем-дет-метала. Второй по значимости коллектив — супергруппа Vltimas от участников Morbid Angel, Mayhem и Cryptopsy, играющая затемненный блэком оккультный дет. Также свой сет исполнят атмосферные польские экстремалы Hate.
Британская певица и продюсерка Emika появилась на радарах благодаря дебюту на Ninja Tune в 2011 году — тогда она выпустила альбом грустных песен, покачивающихся на угрюмых басовых волнах постдабстепа. На ее последней пластинке «Falling in Love with Sadness» меланхолии не меньше, но дабстеп сменила упругая моторика техно и сентиментальность синти-попа — и в этом саунде ей, кажется, даже комфортнее. В Москве Emika исполнит новые песни в планетарии внутри 360-градусной видеопроекции — более действ енного способа провалиться в ее звуковой мир и не придумаешь.
Важный показатель того, что индустрия (и музыкальная, и концертная) в порядке — то, что своя премия есть и у «Нового радио» — не то чтобы тяжеловесной радиостанции. В перерывах между протокольной раздачей наград будут выступления, причем на сцену поднимутся не абы кто, а Баста, Little Big и «Руки вверх!» — неизбежно кассовая вывеска даже для тех, кто радио давным-давно не включал.
Британская вокальная традиция — это национальное достояние, существующее не только на словах: любой сходу назовет пару-тройку британских групп или авторов песен, которые определили музыку ХХ века. Лучший вокальный ансамбль России Intrada посмотрит на духовно-х оровой фрагмент этой культуры: помимо короткого сочинения Бриттена, чудесного юношеского «A Hymn to the Virgin» в программе только живые композиторы, по преимуществу специализирующиеся на вокальной музыке. За пультом — знаменитый хоровой маэстро Стивен Лэйтон.
Четыре девушки под вывеской Lucidvox начинали с гитарной этно-психоделии, а пару лет назад вдруг заиграли увесистый стоунер — и такое помрачнение очень пришлось им к лицу. В 2019-м они съездили в европейское турне и в Powerhouse планируют попрощаться с уже постаревшей программой — так что это, возможно, последний шанс услышать, как звучала бы женская версия Black Sabbath, которая вдруг увлеклась народными распевками и краутроком.
Группа Reka представляет собой один из наиболее убедительных образцов современного постметала в России. С помощью протяжных и яростных сладж-риффов, оглушительного гроулинга и французских стихов (между прочим, с цитатами из Жоржа Батая) коллектив создает эффектные эпики откуда-то из темной изнанки нашего мира — ничуть не хуже каких-нибудь Cult of Luna и Rosetta. Известно, что формация вышла из постхардкор-сцены, что и объясняет полные горечи лиричные проигрыши и многословные антикапиталистические манифесты в социальных сетях.
Итальянец Манфреди Романо начинал как тур-менеджер панк-групп, поз же основал лейбл Life & Death, который выпускает танцевальную электронику с привкусом построка, а в последние годы под именем DJ Tennis катается по всему миру с очень бодрыми эклектичными сетами — например, в 2019-м он влегкую разнес фестиваль Sonar. На больших сценах он ориентируется на хаус, итало-диско и фриковатый южный транс, но в относительно камерном «Газгольдере» стоит ожидать каких-то стилевых вывертов — пока что он заявлен как единственный DJ, и его сет вполне может растянуться и на всю ночь.
ScHoolboy Q известен как участник группы Black Hippy, в которую также входит Кендрик Ламар. С 2008 года рэпер успел побыть членом реальной банды, получить срок за торговлю наркотиками, а также выпустить пять альбомов, по крайней мере два из которых (Oxymoron и Blank Face) стали образцовыми релизами для современного калифорнийского рэпа. Сам исполнитель говорит, что он всегда меняется, а долгая работа над альбомами связана с тем, что на лейбле TDE не принято штамповать одинаковые работы. Даже живьtм знакомые треки звучит иначе — рэпер переосмысляет их с вершины своего опыта, всякий раз добавляя новых нюансов в исполнение. Последний альбом ScHoolboy Q, получивший название «CrasH Talk», вышел в апреле 2019-го — в его записи поучаствовали такие рэперы, как Трэвис Скотт, 21 Savage и Kid Cudi. В рамках презентации этого релиза артист уже несколько месяцев колесит по миру — так и доберется до Москвы. Компанию ему составит еще один резидент лейбла TDE и участник Black Hippy — Jay Rock.
«Фабрики — рабочим, слем — татарам»: старая шутка, обыгрывающая главный (и е динственный) хит Onyx, только подчеркивает культовый и фактически фольклорный статус группы в России. Показательно, что когда произносят «Onyx», то вспоминаются не столько хиты, сколько шапки, банданы и стены подъездов с логотипом группы. Сами Onyx давным-давно отвечают России взаимностью, приезжая сюда судить баттлы (не понимая языка), играть концерты и что только не. Скоро будет еще один акт такой взаимности.
Limp Bizkit числятся среди главных хитмейкеров нулевых — тогда их микс из рэпа и ню-металического грува пришелся очень к месту: молодежь бесилась на танцполах под Rollin' и My Generation, грустила под неувядающую балладу Behind Blue Eyes (на самом деле — кавер-версию песни The Who). На данный момент котировки Limp Bizkit и их агрессивного речитатива не очень-то высоки, но это не мешает музыкантам продолжать собирать стадионы: совсем скоро фронтмен Фред Дерст продемонстрирует российским фанатам свой неизменный пацанский флекс, а гитарист Уэс Борланд — эффектный макияж и жесткое электрическое звучание.
Шведская формация Bondage Fairies особенно любима в России — возможно, из-за своей саркастичной и абсурдной интонации. Группа исполняет отвязный поп-панк с яркими вкраплениями чиптюна. Примерную направленность текстов помогает понять тот факт, что главный хит коллектива посвящен неожиданной ситуации на гей-свадьбе. Несерьезность мероприятия усиливается внешним видом музыкантов: они выходят на сцену в громоздких и нелепых масках.
Маркул и Джимбо состоят на одном лейбле, так что от контекста «выставки достижений Booking Machine» здесь не получится избавиться. Другое дело, что оба исполняют музыку подчеркнуто разноплановую: Маркул когда-то «смотрел на Лондон во тьме» и упражнялся в рэпе вместе с Оксимироном, а сейчас делает стильный, но расчетливо хитовый поп-рэп с налетом дэнсхолла. Джимбо затевал Yung Russia и Dead Dynasty вместе с Фараоном, но потом совершил трансфер на Booking Machine. «Мои куплеты как вороны», — читает он в большом сайфере лейбла. «Как вороны» — в смысле злые и мрачные.
Московская группа «Пасош» оказалась в авангарде новой молодой рок-волны, которая сформировалась во второй половине десятых одновременно с появлением фестиваля «Боль» в Москве и клуба «Ионотека» в Петербурге. Коллектив лучше многих других исполняет лоуфайный инди-рок или нойз-поп — мелодичную и шумную гитарную музыку в стиле Cloud Nothings и Japandroids. Их песни рассказывают о веселье, сомнениях и переживаниях уходящей молодости — кажется, чем старше становятся сами музыканты, тем сильнее меняются их тексты. На ближайшем концерте группа исполнит свой третий альбом «Каждый раз самый важный раз» целиком.
Самый неформальный бар Москвы «Успех» продолжает штамповать абсолютно маргинальные мини-фестивали, забившие на актуальную музыкальную повес тку. На этот раз в центре внимания взвинченный гаражный панк: от суперскоростного угара «Поспишь потом» и раздолбайской романтики Marabuth до почти грайндового хардкора группы «Штази» (ждите песню «Нацистская закладка» с семплом из «Каламбура»). В 2020-м на такие события можно ходить почти как в музей.
В новом сезоне техно-коммьюнити Resonance укрепляет связи с московскими сообщниками по разуму — объединением Synchron. От него будут сразу три лайва, включая адепта тяжелой бочки Xandr.vasiliev и аналогового интроверта Salibatr.brastislavovich. «Резонансных» резидентов представят фанат упругого электро Rnbws и не исчезающий с радаров Никита Забелин, который только что победил в слушательском голосовании Mixmag в категории «Диджей года».
Московское комьюнити Slwdnc ищет точки соприкосновения между ритмикой хауса и техно, звуковыми причудами IDM и мистицизмом нью-эйджа. Их французские коллеги Yoyaku занимаются примерно тем же, так что новая совместная вечеринка — событие и предсказуемое, и ожидаемое. На медиуме до полудня будут играть танцевальные резиденты обоих лейблов, а мэйн отдадут под эксперименты: электронный джем сразу пяти продюсеров, лайвы с медитативной музыкой и a/v-шоу-дуэта Broken Composers, которые звон цепей и молотков запросто миксуют с духовыми инструментами и нелинейными битами.
Идеальный способ отдохнуть от московского корпоративного холода, который проник даже на вечеринки, — пойти на совместный ивент объединений ABCD и Bravers. Первые — из Ижевска и наворотили там тусовочных дел, а сейчас готовятся к большому релизу; вторые хоть и из Москвы, но явно пытаются не подкармливать клубный конвейер эффективными, но однотипными лайнапами. По музыке обещают разлет от стенобитного техно до итало-диско на двух сценах.
Барочный оркестр Le Concert des Nations в конце ХХ века собрал каталонец Жорди Саваль — энтузиаст старинной музыки и один из главных европейских экспертов в этой области. Москвичей они собираются удивлять не только уровнем аутентичного исполнительства, но и эрудированной программой на тему бури и водной стихии. Среди довольно очевидных решений — порывистая «Буря на море» Вивальди и умиротворенная «Музыка на воде» Телемана — сверкают такие редкости, как музыка Локка к постановке шекспировской «Бури» и хореографическая симфония «Стихии» Ребеля.