Фестиваль «Иначе» — это спонтанная двухдневная высадка классных независимых музыкантов в подмосковном креатив-парке «Экспедиция». В лайнапе сплошь экспериментаторы и гениальные аутсайдеры — от взбалмошного фрик-рок-оркестра The OMY и обаятельнейшей ретропоп-группы «Со мною вот что» до пессимистичного нарковейв-проекта «Цветы круглосуточно» и «Корабля скорби» с девиантной русскоязычной электроникой. По ночам будут танцы и шатер с авторскими мультфильмами для взрослых.
Фестиваль новой странной музыки Fields оперативно собрал летнее издание Dacha с гитарами, новым джазом, электрическими экспериментами и тоннами правильной уличной психоделии. За два дня среди прочих тут сыграют взвинченные авант-панки «ГШ» во главе с Катей Шилоносовой, шизопоэт Илья Мазо, эмбиент-аккордеонист Егор Забелов, молодая звезда отъехавшего рейв-попа Foilar, колючий фем-поп-проект rosemary loves a blackberry, герои афганского нойз-стоунера uSSSy, модульная электронщица Мария Теряева. А еще для «Дачи» свои сцены придумали Moa Pillar и глава импров-лейбла «Топот» Женя Галочкин — так что в довесок ждите шоукейс новейшей обскурной электроники и взбалмошного фрик-джаза. Музыкальное лето спасено.
Дуэт Gidayyat & Gazan использует любые приемы, чтобы раскачать танцпол, — увесистый прямой бит, гипнотизирующий дип-хаус, романтический трэп и эффектную танцевальную электронику. Все это — с мощными пробивными басами, непременными ориенталисткими мотивами и сентиментальными восточными интонациями. Пожалуй, так звучит среднее арифметическое современной популярной клубной музыки с привкусом влажных ароматов кальяна. Другое дело, что Gidayyat & Gazan пытаются усидеть на всех трендах сразу и не блистают строчками-мемами — пока что на фоне других подобных дуэтов (HammAli & Navai, Rauf & Faik, Miyagi & Andy Panda) им не хватает индивидуальности.
Две из трех хардкор-команд, которые выступят в клубе «Успех», в той или иной степени полагаются на ди-бит — калечащий пробивной ритм, отражающий перемалывающую нас повседневность и отчаянные попытки ей противостоять. Группа Regime демонстрирует брутальный нойзовый ди-бит с апокалиптическими взвинченными соло. В резких треках формации Terminal Addiction чувствуется больше рок-угара и харизматичного мелодизма. Наконец, коллектив Opfor уходит в зубодробительный и едва различимый краст-хаос.
Александр Иванов не боролся с режимом со сцены «Ленинградского рок-клуба» и не делал пророческих буддийских песен. Вместо этого он записывал отменные эстрадные треки с блюзовым соло, печальным саксофоном и глубокомысленной и изящной поэзией. Сейчас такую музыку из-за ее красивости и отказа от актуальной повестки называют батя-роком. Но никто не будет спорить, что Иванов сочинял и исполнял действительно талантливые и запоминающиеся песни: так, например, с вольной перепевки его хита «Бледный бармен (Часть вселенной)» в 90-е начиналась карьера бойз-бенда «Иванушки International».
Лидер и вокалист петербургской рок-группы «Аукцыон» является одним из наиболее влиятельных и продуктивных исполнителей в российской рок-музыке. Также известен сольными работами, записями на стихи обэриутов и коллаборациями с авангардным контрабасистом Владимиром Волковым, группой «Крузенштерн и пароход», поэтами Анри Волохонским и Алексеем Хвостенко.
Музыканты группы «Бригадный подряд» далеки от радикализма, их песни можно с легкостью представить в эфире какого-нибудь радио (не обязательно «Нашего») — все благодаря эффектным аранжировкам и понятным, даже поэтичным текстам. Разброс сюжетов тоже весьма широкий, среди них — защита трудового класса, катастрофический отчет о посещении парфюмерного магазина, описание петербургской промозглой рок-романтики и неожиданно небанальный и впечатляющий рассказ о ссылке декабристов.
Наверное, самый необычный артист лейбла «Gazgolder». Вместо мощного грува Matrang делает ставку на таинственную атмосферу, часто песенную вокальную подачу, эксперименты со звуком и чувственный флоу. Автор одного из главных хитов 2018 года — песни «Медуза».
Сати Казанова прославилась участием в первом наборе шоу «Фабрика звезд». После роспуска некогда популярной, но уже давно пропавшей с радаров группы «Фабрика», Казанова запустила камерный этно-проект Sati Ethnica. Под мягкий звон ханга, обволакивающую электронику и расслабляющие мелодии дудочек, ударных и смычковых артистка исполняет разнообразную фолк-эклектику. Елейный голос певицы идеально встраивается в благолепие гармоничной world music, гимнов, мантр и народных песен. Аутентичность в музыке Sati Ethnica принесли в жертву современным форматам — адыгейская песня здесь может звучать под мерный хаус-бит.
Московская команда Convince выдает эталон яростного хардкор-панка с дополнительным утяжелением: залпы ревущего гитарного звука сливаются в беспощадную и давящую метал-тотальность. Треки разворачиваются под калечащий ди-бит, хриплый апокалиптический вокал и эпилептические соло-выверты. Лирика песен соответствует канону: на новом альбоме «Russian Jawbreaker» коллектив проклинает власть, религию и отупляющую повседневность. В качестве групп поддержки выступят Pincher и Warshit.
Композитор Кирилл Широков, возможно, лучше всех в России сочиняет паузы и тишину. Для фестиваля саундскейпа «Отзвук» он придумал концерт-перформанс с великими партитами Баха для скрипача Глеба Хохлова — вдумчивого исполнителя и классики, и новейшей музыки. В кои-то веки баховские скрипичные шедевры не обрушатся на слушателя всей своей невозмутимо-совершенной красотой, но будут существовать в расширенном времени протяженных пауз. Идеальное средство от стриминговой лихорадки.
В рок-музыке начала нулевых определенно была своя харизма — нервная, холодная, отчаянная. Одним из ее собирательных примеров стал, например, саундтрек к фильму Алексея Балабанова «Брат-2». Именно тогда «Смысловые галлюцинации», «Би-2», «Сансара» и многие другие записали свои самые запоминающиеся песни. Коллектив «Танцы минус», чья основная дискография уместилась в три альбома, вышедших в самом начале десятилетия, по сей день сохраняет это колкое звучание и небанальную текстоцентричность.
В баре Punk Fiction на Ольховской пройдет чествование Дмитрия Козина — ударника всех четырех заявленных на концерте групп. «В***и ему, Донателло!» играет отточенный и харизматичный постхардкор и нойз-рок с правильными добавками локального безумия, «Автоспорт» — периодически растворяющийся в шугейзовом мареве эмо-панк, «РыцарныеРыцари» стабильно выдают отличный образец плотного нойз-рока с заходами в психоделические звуковые дебри, а команда «Донжуаны» исполняет разнузданный гаражный панк с названиями треков вроде «Пить пиво и рыгать». В общем, подходящее мероприятие для хорошей дозы столичного гитарного андеграунда.
Уральская группа «Сансара» уже не одно десятилетие записывает мелодичные рок-баллады о мечтательной любви и воздушном восприятии действительности. Начинал коллектив с весьма резких вещей (посмотрите их выступление на «Максидроме» в 2002 году), в конце нулевых переродился благодаря наэлектризованному инди-року, однако на данный момент былая пылкость оказалась вытеснена акустическими гитарами и выхолощенными аранжировками, участием в саундтреке к фильму «Аритмия» и размеренными видами дикой природы в клипах. Правда, элемент региональной творческой инаковости в этой музыке (см. также «Обе две», «Курара») все-таки остается.
В проекте «Интурист» основатель NRKTK и «ГШ» Евгений Горбунов переживает коммунальные неврозы с помощью актуальных словечек, угловатого, по-хорошему кривого джаза и ушибленной психоделии и постпанка — получается смешно, немного жутко, немного грустно, но очень бодро. По-настоящему музыкальные шестеренки «Интуриста» раскручиваются в лайвах: на них играет любое число музыкантов, а от записанных песен остаются разве что извилистые ритмические скелеты и мелодический каркас.