Первая московская постановка «Лебединого озера» не увенчалась успехом — её славная история началась почти двадцать лет спустя в Петербурге. Свой первый балет Петр Ильич Чайковский написал п о заказу Большого театра, привлекла достаточно высокую плату, которые составили 800 рублей. Счастливую жизнь на сцене подарил «Лебединое озеро» знаменитый Мариус Петипа и его помощник Лев Иванов, который вошёл в историю в первую очередь благодаря постановке «Лебединых» сцен белого акта.
В репертуаре каждого большого театра оперы и балета в той или иной редакции имеется хореографическое сочинение на бессмертную музыку Петра Чайковского. В афише Мариинского театра представлено восстановленное полотно Сергеева — Петипа — Иванова, самое классическое. С недавних пор партию принцессы Одетты (трагическим образом превращающейся в лебедя) исполняет новая звезда Мариинки Екатерина Чебыкина.
«Лебединое озеро» в постановке театра «Кремлёвский балет» — это нестареющее лирическое очарование классического танца, одухотворённая пластика рисунка, волшебная гармония музыки и хореографии. Постановщик балета Андрей Петров сохранил классическую редакцию балета, дополнив и связав воедино некоторые разрозненные фрагменты во имя целостности спектакля, а также, заново поставив новую хореографию 4-й картины балета.
Театр русского балета имени Анны Павловой — одна из немногих трупп, которая показывает классическую версию балета, как его задумывали великие хореографы. Великолепные костюмы, красочные и изящные декорации, созданные специалистами высокого уровня. Коллектив профессиональных артистов балета занимается на собственной репетиционной базе театра под руководством известных педагогов, работавших в Мариинском театре.
«Лебединое озеро» Наталии Касаткиной и Владимира Василёва — это первая в истории русского балета совместная российско-английская постановка. Художником спектакля стал Тим Гудчайльд, трёхкратный обладатель премии Лоуренса Оливье в области дизайна театра, кино и телевидения.
Начо Дуато использует в своей постановке фрагменты классической хореографии Льва Иванова — Мариуса Петипа, но финальный акт будет полностью новый. «Заключительная сцена может удивить зрителя, — предполагает хореограф. — Я не хочу её раскрывать, пусть каждый интерпретирует её по-своему. Но если меня спросят, счастливый ли будет финал, я скажу так: на мой взгляд, да».
Высоколобую классику может понять даже грудной ребёнок — решили режиссёр Татьяна Прияткина-Вайнштейн и хореограф Анастасия Кадрулева. В спектакле по мотивам главного русского балета участвуют куклы и танцовщики, а музыку Чайковского играют на экзотической перкуссии.
Это трепетная и прекрасная история любви, наполненная множеством препятствий и испытаний, подстерегающих юных влюбленных. Злой гений заколдовал девушку: днём она осуждена быть белым лебедем, и только ночью превращается в прекрасную Одетту. Заклятие может быть разрушено только верной любовью молодого человека: если обет вечной любви нарушится, она навсегда останется лебедем.