Магнат Чарлз Фостер Кейн (Орсон Уэллс) уходит из жизни, сказав напоследок загадочное слово «rosebud». Пытаясь разгадать тайну розового бутона, честолюбивый журналист (Уилльям Алланд) встречается с близкими и коллегами Кейна и расспрашивает их о деталях его запутанной биографии. Если вам захочется вернуть утраченную веру в человечество, вспомните об этом: лучшим фильмом в истории кино считается не самый смешной, самый трогательный или самый страшный, а этот — вероятно, самый необъяснимый. Значит, люди еще способны не только чувствовать, но и думать. Что такое «Гражданин Кейн»? Не только язвительная сатира на медиабизнес и мир большого капитала. Не только пасквиль на «желтую» журналистику. Не только беспощадный анализ состояния общества довоенной Америки. Не только размышление о том, что власть может дать, а что неминуемо отнимет. Это фильм о том, что человек (любой человек) непостижим, как тот самый непереводимый rosebud — аналог прустовского печенья «Мадлен», аромат которого не переложить в слова или картинки. Будто трудно было отрыть в горе хлама санки с отгадкой, прежде чем их бросят в огонь. Но узнать словарный смысл слова, выяснить его этимологию — не значит понять. Этот ребус без решения, пазл с недостающими фрагментами, загадка на забытом языке — будоражащее, раздражающее, интригующее напоминание о главном: «Не сравнивай: живущий несравним». Несравним и необъясним не только гражданин Кейн, но и его создатель, снявший за свою жизнь с десяток шедевров, но так и не превзошедший своего дебюта.
Поручик, генеральский сын и молодой либерал Григорий Колокольцев (Алексей Смирнов) знакомится с писателем и прогрессивным дворянином Львом Толстым (Евгений Харитонов), а также его женой Софьей Андреевной (Ирина Горбачева). Гостя у них в Ясной Поляне, он напитывается там гуманистическими идеями — и поэтому, когда в результате сложносочиненной интриги подставленный военный писарь Василий Шабунин (Филипп Гуревич) ударяет офицера, на его защиту встают поручик, а затем и сам граф Толстой. Основанное на реальных событиях (консультантом выступил историк литературы Павел Басинский) и озвученное музыкой Василия «Басты» Вакуленко авторское высказывание Авдотьи Смирновой и ее сценаристки Анны Пармас в защиту несправедливо обвиненных (и потому особенно актуальное на фоне ситуаций с Кириллом Серебренниковым и Олегом Сенцовым). Сразу стоит оговориться: «История одного назначения» не шедевр, но это неглупая, увлекательно написанная (особенно, когда начинаются судебные прения), похожая в своем правозащитном пафосе на сериал «Однажды ночью» костюмная драма — и, что особенно важно, кино как акт подлинного гуманизма, своевременно напоминающее о ценности человеческой жизни.
После того как в прошлом фильме бывший агент ЦРУ Роберт МакКол (Дензел Вашингтон) защитил юную проститутку, он окончательно переквалифицировался в таксиста, который намерен очистить улицы города от всякого «мусора». Но вскоре МакКолу придется сосредоточиться на совершенно другой задаче: его единственную подругу Сюзан (Мелисса Лео) убьют какие-то серьезные ребята — и он посвятит всего себя мести. Первый сиквел в карьере Дензела Вашингтона и режиссера Антуана Фукуа («Тренировочный день», «Левша») — шальной и очень кровавый.
Подросток Илай (Майлс Труитт) находит межгалактическую пушку — и она приходится очень кстати, так как его недавно вышедшего из тюрьмы брата (Джейк Рейнор) начинают прессовать гангстеры, а тут еще объявляются пришельцы — и понеслось. Подростковая фантастика в духе сериала «Очень странные дела» (и от его же продюсера) с вереницей приятных актеров: Деннис Куэйд, Зои Кравиц, Кэрри Кун, плюс упивающийся своей монструозной ролью Джеймс Франко. Может, не шедевр, но выглядит бойко.