На первый взгляд задача проста: нарисовать маршрут для машины, чтобы она могла проехать из пункта А в пункт Б. Проблема в том, что машин несколько, рисовать для них маршруты надо по очереди, а вот едут они все одновременно и сталкиваться не должны. С каждым новым уровнем транспортных средств становится все больше, а трассы — все сложнее.
Эту игру назвал лучшей в 2014 году японец Хидэо Кодзима — один из самых авторитетных гейм-дизайнеров в мире, бывший вице-президент крупнейшей игровой компании Konami и создатель революционных экшенов Metal Gear, тоже своего рода головоломок, в которых врага нужно не просто убить, а еще и перехитрить. В играх Framed подозрительный субъект в подозрительных пейзажах пытается скрыться от подозрительных преследователей. Чтобы помочь ему, нужно в правильном порядке расставить картинки в комиксе, которые потом оживают и приводят героя к успеху или провалу. После триумфа первой части, в 2014 году получившей десяток главных игровых премий мира, этим летом вышла вторая.
Еще одна игра, вдохновленная Эшером, но куда более минималистичная. Задача игрока — провести кубик по хитросплетению сторон сложных фигур. Но едва ли не более увлекательная часть — конструктор, который позволяет создавать собственные головоломные уровни. Стоит обратить внимание и на другие игры турецкой инди-студии Gamebra.in, одна из которых, разумеется, называется pocus, — и она тоже про геометрию.
Наконец-то можно самому устанавливать порядки в метро. Задача игрока — строить линии и пускать поезда на реальных картах Нью-Йорка, Лондона, Берлина, Петербурга, Сан-Пауло и еще десятка городов. При этом пассажиропоток постоянно растет, и если всех людей обслужить не получается, вы проигрываете. Внешне игра похожа на стратегию, но каждая сессия настолько короткая, что с тем же успехом можно считать ее головоломкой.
Игрок должен помочь девочке Иде пройти по лабиринтам, вдохновленным работами художника Маурица Эшера, — все плоскости здесь перепутаны. Первая часть собрала все возможные игровые премии, заработала полтора десятка миллионов долларов, и в нее даже успел поиграть Фрэнк Андервуд в третьем сезоне «Карточного домика» (променяв на нее шутер Call of Duty). А этим летом вышла вторая часть.
Настроение этой игры лучше всего передает хокку Басе: «Все волнения, всю печаль/Твоего смятенного сердца/Гибкой иве отдай» (перевод Веры Макаровой). Задача игрока — помогать деревьям расти, обрезая их ветви таким образом, чтобы они огибали различные препятствия. Залог успеха — решимость, концентрация и полное спокойствие.
Еще одна игра, которая слишком коротка, чтобы быть полноценной стратегией, но слишком хороша, чтобы ее игнорировать. Цель игрока — застраивать космическую базу тетрисообразными строениями, которые помогают обороняться от нарастающих волн. Если повезет, можно продержаться пару часов.
Создатели скромно описывают эту игру: «Мы знаем. Выглядит не особо захватывающе. Но мы ручаемся, что это очень хорошая игра-головоломка. Просто прекрасная». И это правда. Нужно всего лишь делить игровое поле линиями (горизонтальными по четным ходам и вертикальными — по нечетным). Когда две линии делят часть поля хотя бы на четыре равных прямоугольника, эта часть блокируется — и исчезает через определенное количество ходов. Задача — продержаться и ставить линии как можно дольше, и заниматься этим можно часами.