Известная русская народная сказка предстанет в гротескном ключе с характерными планшетными куклами, каждая из которых отличается друг от друга не только размерами (по этому параметру нечисть и лесные обитатели превзошли людей), но и утрированной фактурой. Одни персонажи не по фигуре длинноруки, другие длинноноги. Но это никого не смущает, напротив, помогает им справляться с привычными для сказок делами.
Спектакль по сказу Бориса Шергина завораживает красотой: строгими архангельскими фасадами, размеренно покачивающимися в воде кораблями, далекими датскими мозаиками, соблазнительными товарами уличных лоточников. Молодой Ваня идет по стопам отца и отправляется без спроса в заморское путешествие, но все-таки это спектакль в первую очередь не о блудном сыне, а о стойкой матери, которая в итоге объединяет всю большую семью после долгих лет одиночества.
Виктор Никоненко в «Трех толстяках» рассказывает о старинном бродячем цирке — именно цветное шапито становится основным местом действия. Главное герои — клоун Август, похожий на Пьеро Александра Вертинского, и фокусник в черном цилиндре Гаспар Арнери. Они рассказчики истории, в которой три толстяка лишь эпизодические лица. Революционные события здесь уходят на второй план, о них напоминает лишь сходство гвардейцев с цирковым и униформистами и внятно проговоренная мысль о том, что все военные когда-то были штатскими.
Не нарочито сентиментальный мир звучит здесь с помощью живого пения слаженного актерского квартета. Визуализируется благодаря зимнему настроению занесенных чистым снегом бедных, но уютных домиков с горящими окнами. Но в первую очередь, конечно, необходимая атмосфера возникает из-за кукол. Персонажи Бажова оказались на сцене трогательными марионетками. Все они ловко управляются с домашним хозяйством руками в огромных рукавицах и стремительной, но не торопливой походкой следуют за заслуженным чудом.
С помощью семи разноцветных полотен актеры фантазируют на сцене, превращая их в живую материю. Иногда получившаяся движущаяся форма напоминает что-то встречающееся в природе, например бабочку. А иногда это абстрактные фигуры. Но даже они дышат в опытных руках молодых артистов-кукольников, их красные шарообразные носы и белые перчатки делают их похожими на клоунов, а профессиональная гуттаперчивость — на акробатов.
Техника «черного кабинета» подразумевает, что актеров не будет видно или они предстанут в неожиданных ролях. Например, домика Свиньи — на фартуке нарисовано окно, в руках — длинный стол, за которыми много-много поросят в такт стучат ложками. А еще этот кукольный прием позволяет продемонстрировать невозможные в драме чудеса. Все гости кошки в пожарной панике суетятся и не замечают, что несколько раз успели хаотично поменяться телами и головами. Подобная абсурдная сцена не мешает финалу сказки оказаться привычно поучительным.
Действие камерного спектакля по известной сказке Андерсена происходит в старинном книжном шкафу, что сразу же свидетельствует об уважении создателей спектакля к литературному первоисточнику. Это парадоксально грустная и светлая история одновременно, в которой детям говорят о том, что любовь сильнее смерти. Кукольные герои — солдатик и балерина — попадают из-за интриг в камин, но оставляют на память всем свои сердца.