6 новых российских фильмов, которые точно надо посмотреть (в кино!)

11 августа 2022
Евгений Ткачёв
11 августа 2022
В Выборге завершился юбилейный, 30-й, фестиваль российского кино «Окно в Европу», а сегодня в Москве в кинотеатрах «5 звезд на Павелецкой» и «5 звезд на Новокузнецкой» пройдет его эхо. Рассказываем про самые запоминающиеся фильмы смотра, которые можно будет увидеть в столице и в скором времени в прокате.
  • Пацанская элегия про парня, который сделал удачную ставку

    Живет себе и не тужит в Карачаево-Черкесии паренек по имени Саша Сосланов (Лев Зулькарнаев), которого все называют Сос. Развлекается тем, что делает ставки в букмекерской конторе. И вот однажды его ставка «Экспресс» неожиданно начинает выигрывать. Но есть загвоздка: Сос потерял карточку для получения выигрыша, и теперь у него есть всего три дня, чтобы ее найти. Несмотря на то что завязка полнометражного дебюта Руслана Братова (режиссера чумовой короткометражки «Лалай-Балалай») напоминает советскую комедию «Спортлото-82», по вайбу она ближе к «Хорошему времени» братьев Сафди. Главный герой такой же неудачник, как и Роберт Паттинсон. Весь фильм он гоняется за «счастливым билетом» — разумеется, в лучшую жизнь. Однако судьба (та еще злодейка) каждый раз обламывает Соса. В фильме много фактурных лиц, ярких типажей и чудесной северокавказской натуры, подчеркивающей тщетность бытия. Скажем, фильм начинается с вида, снятого из канализационного «очка». Таким образом, авторы с ходу показывают нам, в какой безнадежной клоаке живут главные герои и как труден путь наверх, особенно если ты полагаешься на удачу, не веришь в свои силы, а веришь в то, что пирамиды на самом деле построили инопланетяне.

    Главный приз, приз за актерский ансамбль и специальный приз за операторскую работу Александра Худоконя

    В прокате с 22 сентября

  • Как если бы «Сексуальное просвещение» обернулось экзистенциальной притчей

    Место действия — Выборг. Экспозиция — как в сериале «Сексуальное просвещение», только у главного героя мать не сексолог, а психотерапевт. Сам протагонист — 15-летний Арсений (Владимир Сарапульцев) провел всю жизнь на домашнем обучении, но при переезде (по собственной инициативе) решил пойти в школу. Там он, разумеется, сталкивается с травлей, но, вместо того чтобы давать платные сеансы психоанализа в туалете, решает иным методом перевоспитать местного школьного хулигана Нежинского по прозвищу Неженка (Данил Тябин). Рефреном в фильме звучит история про китайского императора, с которым, очевидно, ассоциирует себя Арс. Старшеклассник живет в башне из слоновой кости, но решает спуститься к людям, потому что устал общаться с мертвыми (по радио), он хочет общаться с живыми. Однако живые люди несовершенны, они понимают только язык силы, к которому герою все-таки придется прибегнуть в сокрушительном финале. Сила фильма Альфии Хабибуллиной в том, что он обманывает ожидания. Когда мы уже приготовились увидеть в сотый раз любовный треугольник, как в соловьевских «Ста днях после детства» (мальчик влюблен в девочку, в то время как в самого мальчика влюблена другая девочка, которую он не замечает), «Император» подкидывает нам совершенно неожиданный менаж а труа. Любовный треугольник (гомоэротического толка) образуется между Арсом, Неженкой и лысым гопником Резаком (Александр Аверин), которому не чуждо прекрасное (как Тесаку из «Дау»). Это смещение задает иной вектор развития истории, которая сначала немного топчется на месте, однако затем набирает скорость, а в конце пробирает до мурашек. Хабибуллина хорошо работает с артистами, пространством, звуковыми шумами — это неидеальное, но дерзкое, волнующее, не идущее из головы кино с внятным месседжем. Убегающий в лес после драки главный герой напоминает нам о том, что «тот, кто становится зверем, избавляется от боли быть человеком».

    Приз кинокритиков и специальный приз жюри за дуэт антагонистов

  • Симпатичное роуд-муви про отцов и детей

    Зрительский хит фестиваля «Окно в Европу» — трагикомедия Ивана Соснина, который до этого снимал альманах «Иваново счастье». В «Далеких близких», хвала небесам, обходится без гастрономического продакт-плейсмента «Дяди Вани» (все-таки это кино, а не продуктовый магазин), а история крутится вокруг пожилого учителя географии из Хабаровска (Евгений Сытый, последняя роль), который в сети знакомится с женщиной из Москвы (Елена Яковлева), любящей, как и он, разводить баклажаны. Чтобы увидеться с ней офлайн, он берет неоплачиваемый отпуск и навязывается в попутчики к своему взрослому сыну (Филипп Авдеев), перегоняющему автодом из Приморья в Подмосковье. По пути их, разумеется, ожидает масса приключений и встреча с manic pixie girl в исполнении Екатерины Агеевой из «Феи». В общем, это такое feel good movie в духе «Маленькой мисс Счастье» и, наверное, «Витьки Чеснока», но гораздо более оптимистичное. Особый надлом в фильме появляется из-за Евгения Сытого, который в эту роль вложил так много всего, что в финале не прослезится только камень. Однако фильм, в отличие от жизни, заканчивается хорошо, что немудрено, ведь по жанру — это сказка (в анамнезе картины — «Волшебник Изумрудного города», что авторы совершенно не скрывают).

    Приз за лучший сценарий и первое место в зрительском конкурсе «Выборгский счет»

    В прокате с 29 сентября

  • Захватывающий триллер про то, что значит быть настоящим мужиком в XXI веке

    35-летний Глеб (Антон Лапенко) вместе с женой (Екатерина Щербакова) и ее подругами отдыхает в загородном доме, как вдруг их покой тревожит пьяный сосед (Сергей Васин), который сначала кидает на их территорию пакет с мусором, а затем дает супруге Глеба пощечину. Мужчина на это никак не реагирует, а затем начинает по этому поводу жутко рефлексировать. Современная интерпретация «Соломенных псов», но также вспоминается и «Под покровом ночи» Тома Форда. Кино про кризис классической маскулинности: что будет, если довести спокойного, неконфликтного человека? Это очень мастеровитая, захватывающая лента, которая задает уйму неудобных вопросов и, как и всякое серьезное искусство, не дает на них готовых ответов. Лапенко хорош. Да и все остальные актеры тоже. Режиссер Максим Кулагин не дает ослабнуть напряжению, так что полтора часа пролетают на одном дыхании. Единственное, чего не хватает картине, так это такого же грандиозного финала, как в «Соломенных псах», который бы сделал из этого бесспорно хорошего жанрового фильма великий.

    В прокате с 10 ноября

  • Молодежная драма Ирины Обидовой, плавно переходящая в триллер

    В колледже учится 17-летний аутсайдер-пироман Артем (Павел Чернышев), который дружит с таким же аутсайдером (Никита Плахотнюк) и который плевал на систему с высокой колокольни. Поэтому, когда его исключат из ссуза, он решит взорвать памятник. Однако Артем поменяет свои планы после знакомства с импульсивной блондинкой (Елизавета Кононова из «Закона каменных джунглей»), а взрыв устроит его друг, чтобы добиться расположения сокурсников. Это простое, как три копейки, кино, которое берет не сюжетом (когда в середине фильма по неосторожности главного героя погибнет рыжий кот, угадать финал не составит особого труда), а интонацией и исполнением. Обидовой удается выстроить химию между приятными актерами, а такие фильмы только на химии и держатся (особенно, когда речь идет про взрывчатку). Также этот фильм в очередной раз доказывает, что самое лютое кино сейчас снимают женщины.

    В прокате 17 ноября

  • Аудиовизуальный экспириенс про Янку Дягилеву

    Игровой байопик про Янку Дягилеву — королеву сибирского панка, — сделанный в таком же хулиганском ключе, как «Лето» Кирилла Серебренникова и «Последние дни» Гаса Ван Сента. Как и Ван Сент, Игорь Поплаухин показал последние дни музыкантки (Кира Пиевская) в сновидческом, сюрреалистическом ключе. Рыжая героиня бродит по мистическому лесу, точно заблудившаяся Гретель, общается с мертвыми, пытается что-то объяснить живым. Символично, что соавтором сценария выступил оператор Евгений Родин, — его вклад в эту картину неоценим. Они с Поплаухиным явно хотели сделать не фильм-размышление, а фильм-ощущение, фильм-переживание, в котором растворяешься, как в морской воде. У них это получилось. Лента разжижает мозг — в том числе благодаря впечатляющему, обволакивающему саунд-дизайну. Другое дело, что ближе к финалу от нее сильно устаешь, а в плане извлечения смыслов Поплаухин не чета Ван Сенту: его кино откровенно глупее.

6 новых российских фильмов, которые точно надо посмотреть (в кино!)
6
новых российских фильмов, которые точно надо посмотреть (в кино!)
6 новых российских фильмов, которые точно надо посмотреть (в кино!)
Кинопремьеры недели: «Решение уйти», «Голиаф», «Далекие близкие» и «Не говори никому»
Кинопремьеры недели: «Решение уйти», «Голиаф», «Далекие близкие» и «Не говори никому»
Кинопремьеры недели: «Решение уйти», «Голиаф», «Далекие близкие» и «Не говори никому»
«Главное — твердость характера, а все страхи можно побороть». Подростки «Каскада» о своей выставке в Музее Москвы
«Главное — твердость характера, а все страхи можно побороть». Подростки «Каскада» о своей выставке в Музее Москвы
«Главное — твердость характера, а все страхи можно побороть». Подростки «Каскада» о своей выставке в Музее Москвы
10 фильмов для тех, кто устал от обычных вестернов
10
фильмов для тех, кто устал от обычных вестернов
10 фильмов для тех, кто устал от обычных вестернов
Создайте уникальную страницу своего события на «Афише»
Это возможность рассказать о нем многомиллионной аудитории и увеличить посещаемость