Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
30 июня 2021

5 новых хорроров, которые вынесут вам мозг

Евгений Ткачёв
Если в вашей жизни вдруг стало мало ужасов, собрали подборку свежих и отличных хорроров, способных произвести впечатление.

Казалось, что «Последние девушки» и (особенно) «Американская история ужасов: 1984» закрыли тему слешеров в кино, но оказалось, что в Восточной Европе придерживаются иного мнения — как говорится, а почему бы и нет? Один из первых польских слешеров «В лесу сегодня не до сна» стал событием для местной киноиндустрии, несмотря на то что картина сделана под сильным и очевидным влиянием франшизы про Джейсона Вурхиза. Это не преминули отметить местные критики, добавив, впрочем: «[Режиссер фильма Бартош] Ковальский не воплощает в своем фильме высокохудожественного видения, но „В лесу сегодня не до сна“ — это совершенно беспрецедентный проект для польского кино. Нам годами не везло с фильмами ужасов, и создатель фильма „Plac Zabaw“ решил развеять это проклятие». Другое издание, Telemagazyn, назвало проект «отличной работой и доказательством того, что если за камерой стоит творец, у которого есть план и видение, то правильное выполнение работы является лишь формальностью». Как мило: все это до жути напоминает авансы, которые российские критики раздавали Святославу Подгаевскому в середине десятых, пока тот не поставил свой метод на конвейер (будем надеяться, что с Ковальским этого не случится, хотя сиквел фильма уже анонсирован). Кстати, премьера «В лесу сегодня не до сна» состоялась чуть больше года назад на «Нетфликсе» — и в этом, пожалуй, нет ничего удивительного: картина максимально соответствует духу стриминга, а ее постер — «Очень странным делам» и прочим молодежным страшилкам на видеосервисе.

По сюжету в летний лагерь «Адреналин», специализирующийся на детоксикации школьников, страдающих от интернет- и гаджет-зависимости, прибывает группа подростков, среди которых выделяются пятеро типажных ребят: ослепительная блондинка (Виктория Гонсевская), спортсмен (Себастьян Дела), парень-гей (Станислав Цывка), полноватый геймер-задрот (Михал Люпа) и сломленная брюнетка (Юлия Венява-Наркевич), похожая, как тонко подмечает геймер, на Сару Коннор. В лесу они повстречают не только лисят, но и злых, страшных и очень голодных братьев-каннибалов, мутировавших под воздействием черной жижи из метеорита. Разумеется, в фильме будет масса киноманских шуток (самые пост-пост и мета-мета украдены из «Крика») и прогрессивной повестки: гей, например, пожалуется на то, что в гомофобной и консервативной Польше непросто быть гомосексуалом (в России, как мы знаем, тоже). К слову, без контекста сложно понять весь заложенный в фильм подтекст (в частности, не совсем понятно, что символизируют собой братья-каннибалы — безобразную изнанку Польши, привнесенную извне?). Как бы то ни было, фильм и вправду производит приятное впечатление: он не лишен остроумия, сатиры (в том числе и антиклерикальной) и смотрится достаточно бодро, хотя сам по себе жанр слешера отдает изрядным нафталином.

Смотреть на Netflix

Цикл слешеров «Поворот не туда» вроде бы исчерпал себя на шестой части, поэтому не совсем понятны были восторги американских кинокритиков по поводу седьмой — но необходимо признать, они были совершенно обоснованными. Вернувшийся во франшизу сценарист первого фильма Алан МакЭлрой мастерски ее перезапустил. «Наследие» — это мягкий ребут, который переизобретает все с нуля. Начинается фильм в современных конвенциях: группа прогрессивных ребят, образующих пары, — белая девушка и белый парень (Эмма Дюмон и Дилан МакТи), белая девушка и темнокожий парень (Шарлотта Вега и Адейн Брэдли), двое гомосексуалов (Вардаан Арора и Адриан Фавела) — приезжает в Западную Вирджинию (так называемый красный консервативный штат), чтобы пройти по Аппалачской тропе. Грозные местные реднеки буравят миллениалов глазами, женщина на ресепшене в отеле советует не сворачивать с тропы, а в свете фонарей мелькают таинственные фигуры, но все это не останавливает молодежь от похода в лес. Ну что же, в самой чаще большинство ребят встретят не только странных людей с черепами животных на лице, но и свою погибель. Дальше, однако, сюжет совершит несколько неожиданных разворотов, из которых отец (Мэттью Модайн), отправившийся на поиски пропавшей дочери, самый ожидаемый. Вместо семейки мутантов-каннибалов нас ожидает коммуна староверов, а вместо «Поворота не туда» — что-то наподобие «Солнцестояния». До постхоррора картине Майка П.Нельсона, конечно, далеко, но это не совсем привычный слешер — времена, когда в финале можно было выехать исключительно на мясном фарше, кажется, прошли. «Наследие» не претендует на какое-то глубокомысленное высказывание, но это и не традиционный аттракцион с ловушками, а жестокое, неглупое и захватывающее кино, которое удивит вас не раз.

Смотреть на «Кинопоиске HD»

Мир настолько очистился, что в этом году на стримингах и Blu-ray состоялся ре-релиз десятой части «Восставшего из ада» — культовой хоррор-франшизы про дьявольские пытки, шкатулку-головоломку Лемаршана и демонов-синобитов, которая скоро отпразднует свое 35-летие. Поклонники знают, что самые лучшие части в этом цикле — первые три (после четвертой, действие которой происходило в космосе, «Хеллрейзер» стал неспешно скатываться на дно преисподней, не стесняясь в последних сериях использовать такие запрещенные приемы, как обескураживающий шьямалановский финал). Предпоследний фильм, «Откровения», вышел в 2011 году и был камерным, дешевым и очень сердитым. Казалось, что пора отпеть франшизу, но не тут-то было. Спустя семь лет специалист по гриму Гэри Дж.Танниклифф не только поставил десятую часть, но и сыграл в ней Аудитора, помощника гвоздеголового сенобита Пинхеда (Пол Т.Тейлор) — главного антагониста франшизы, роль которого до этого неизменно исполнял Даг Брэдли (также в фильме в небольшой роли засветилась Хизер Лангенкамп — Нэнси из «Кошмара на улице Вязов»).

Что сказать, свежая серия выглядит все так же дешево и сердито (бюджет картины составил 500 тысяч долларов, а полицейский участок, кажется, был снят в подсобке), но не в пример вдохновенно и изобретательно. В фильме существуют как бы два параллельных друг другу сюжета. Один — детективный, в духе «Семи» Финчера: три детектива (один из которых — женщина, прогресс!) ловят маньяка, который убивает людей за их грехи. Второй — собственно, хоррорный, в котором Пинхед потихоньку теряет свою власть над адом. Надо ли говорить, что в какой-то момент обе эти сюжетные линии пересекутся, что приведет к довольно неожиданной и хлесткой развязке? Приговор критиков оказался неумолим: Guardian, например, в ужасе и не понимает, как в наше время можно снимать такое изуверское и мизогинистcкое кино. Ну что же, тут надо заметить, что в «Восставшем из ада» на орехи всегда доставалось всем (и мужчинам, и женщинам), а обвинять франшизу в излишней кровавости так же смехотворно, как жаловаться на то, что на берегу много песка. «Хеллрейзер» всегда брал гран-гиньольной эстетикой, доходчивым отличием добра от зла — не духовным, а, что важно, физиологическим (то, что сенобиты были одеты как клиенты БДСМ-лавки, говорит о том, что боль и наслаждение в этой франшизе всегда были синонимами). Так что, согласно традициям, в «Приговоре» с людей продолжают срывать кожу и выпускать им кишки (даже странно, что в эпоху, когда искусство занято лечением душевных травм, может выйти такой шок-контент). В общем, поклонники в этот раз должны остаться довольны. Если же вас пугает такое кино, то совершенно непонятно, зачем вы читаете эту заметку.

Смотреть на Amazon (Blu-ray)

Ночь
2021, Детектив

Не одним Бабаком Анвари («В тени», «Раны») славен современный иранский жанровый кинематограф. Снятая на фарси «Ночь» Куроша Ахари стала первым фильмом американского производства, получившим разрешение на показ в Иране после исламской культурной революции 1979 года. Однако, помимо социальной значимости, картина также представляет безусловную художественную ценность — это мастерски поставленный хоррор-дебют, начинающийся в духе какой-нибудь «Вакансии на жертвы». Семейная пара, иранцы Бабак (Шахаб Хоссейни) и Неда Надери (Нюша Нур), с годовалой дочкой возвращаются с вечеринки, устроенной их респектабельными друзьями, однако усиливающаяся зубная боль Бабака и что-то, попавшее под колеса их автомобиля, заставляет чету остановиться в лос-анджелесском отеле «Нормандия». Несмотря на то что от гостиницы исходит осязаемое, зловещее сияние, пара заселяется в палиндромный номер 414 и становится жертвой то ли обитающих в отеле призраков, то ли собственных персональных демонов. Кошмары, преследующие жену и мужа (мальчик, зовущий маму, и таинственная женщина), будут повторяться на репите, а дух Стивена Кинга — нависать над фильмом все два часа, ведь отель, в котором они остановились, мог бы называться «Оверлук», а номер комнаты — носить число «1408». К слову, как и у Кубрика, в «Ночи» тоже будет отыграна тема двойничества — только вместо сестер-близняшек Бабак, прежде чем попасть в номер, увидит картину Рене Магритта «Репродуцирование запрещено» — ключ к пониманию фильма. Это полотно является частым элементом декора в кинематографе (см. также «Тайное окно» Дэвида Кеппа или «Двойник» Ричарда Айоади), как и другая картина Магритта («Сын человеческий» в «Котле» с Александром Кузнецовым). На обеих этих работах, как известно, не видно человеческого лица. В «Сыне» его заслоняет зеленое яблоко, а в «Репродуцировании» мужчина в зеркале видит не свое лицо, а спину как будто бы своего двойника. Точно так же Бабак отворачивается от собственных грехов, старается о них не вспоминать, даже оказавшись внутри сюрреалистического кошмара. Но как бы ты ни пытался спрятаться от своего прошлого, это невозможно, оно все равно настигнет тебя. Так что этой ночью будет не до сна.

Смотреть на Amazon

Кошмары
2021, Фантастика

У 18-летней Сары (Джулия Сара Стоун) — расстройство сна: она сбежала из дома, ночует на детской площадке и засыпает на уроках. Когда вечный недосып грозится перерасти в психоз, девушка обращается за помощью в институт по изучению сновидений — там как раз требуются добровольцы для одного эксперимента. И вот, несмотря на то что Сара впервые чувствует себя отдохнувшей, с ней и другими испытуемыми начинает твориться всякая чертовщина. Ученые темнят и уходят от вопросов, а руководитель группы (Лэндон Либуарон) начинает говорить правду только тогда, когда девушка хорошенько прижмет его к стенке. Из канадцев получаются отличные фантасты и хоррормейкеры (Джеймс Кэмерон, Дэвид Кроненберг, Винченцо Натали, Дени Вильнев), и начинающий режиссер, специалист по визуальным эффектам Энтони Скотт Бернс («Черные праздники», «Наш дом») неряшливо, но уверенно идет по их стопам. Неряшливо — потому что вместо конкретики предпочитает уходить в абстракцию и фантасмагорию. Бернс так старательно (в концовке уже в прямом смысле) напускает туману, что смысл фильма постоянно ускользает из пальцев, совсем как во сне, на зыбучие законы которого равняется драматургия картины. Это как бы «Коматозники», постепенно превращающиеся в «Воинов сна»: ученые отчаянно пытаются установить контакт то ли с Фредди Крюгером, то ли с восставшими из ада существами, наподобие сенобитов, но, как мы знаем, такие штуки обычно заканчиваются очень плохо. Есть шкатулки, которые не стоит открывать; не буди лихо, пока оно тихо. В фильме, кстати, неспроста фигурирует постер первого «Терминатора»: по легенде, фильм родился из ночного кошмара Кэмерона, в котором девушку преследовал человек с красным глазом. Кажется, что картина Бернса появилась на свет схожим образом. Чего не отнять у режиссера, так это умения создать неповторимую атмосферу. «Кошмары» — это морок, от которого невозможно очнуться, но грош цена была бы этому вайбу, если бы не звезда фильма — невероятная зумерка Джулия Сара Стоун («Под уличными фонарями»), от одного вида которой цепенеешь, вплоть до расщепляющего душу и сознание финала.

Смотреть на Amazon

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все