Все развлечения Москвы
25 главных концертов осени: Suede, Xiu Xiu, отцы построка и новые русские
Осень — самое время расслабиться и отдохнуть от гигантских очередей и раздутых лайнапов летних фестивалей. Сольные концерты — выбор мудрых, и тут в ближайшие три месяца есть чем поживиться: иконы бритпопа Suede, неутомимые экспериментаторы Xiu Xiu, первый приезд в Россию богов построка Godspeed You! Black Emperor, старина Мик Харви с песнями Генсбура, разноцветная дарк-поп-принцесса Charli XCX, хип-хоп-хулиганье Machine Gun Kelly и доморощенные суперстары эпохи «ВКонтакте» — от цвета новой рэп-школы на «Маятнике Фуко» до Скриптонита в «Мегаспорте» и сольника Shortparis в «Стадиуме». Как говорил герой мультфильма, «господа, приобретайте билеты!»
Митя Лебедев
29 августа 2019

Mutabor,
13 сентября 2019 г. в 21:00

Кельнский электронный визионер с эмбиент-проектом GAS

Вольфганг Фойгт — композитор и музыкант, который определил звучание актуальной электроники. Его лейбл Kompakt с конца девяностых задает тон в минимале, сам Фогт ловко балансирует между умным техно и неудобными экспериментальными жанрами. В «Мутабор» он едет в формате GAS — эмбиент-проекта, в котором семплы из Малера и Вагнера сочетаются с глитчами, прямые биты управляются авангардистским мышлением, а в визуальной подложке используются авторские фотографии лесов. Так звучал бы и выглядел немецкий романтизм, если бы он родился в клубе с синтезатором под мышкой.

Главклуб Green Concert,
14 сентября 2019 г. в 20:00

Главный электронный дуэт Берлина

Международный успех проекта Modeselektor — результат нескольких факторов. Во-первых, это приверженность фирменному звучанию берлинской техно-сцены. Во-вторых, отслеживание актуальных трендов электронной музыки. В-третьих, Modeselektor всегда пытались выйти за пределы электроники, совместить ее насыщенность и гипнотизирующие ритмы с эффектными мелодиями и запоминающимися историями — отсюда коллаборации с Apparat в рамках сверхуспешного проекта Moderat, c Томом Йорком, Томми Кэшем или набирающей популярность британской рэперкой Flohio.

Пространство Aglomerat,
14 сентября 2019 г. в 20:00

Много часов танцевальной тьмы

Granos Festival придуман с лаконичностью бетонной плиты: три полностью равноправных музыканта, от каждого по увесистой порции самой темной танцевальной электроники, которую только можно отыскать, на этом все. Ancient Methods ищут в перегруженной прямой бочке транс первобытного ритуала, Die Selektion с немецкой педантичностью играют старообрядческий прямолинейный EBM, Codex Empire последние лет двадцать будто бы не выбирался из андеграундного рейва, на котором играют только кислотное техно 90-х. От российской сцены рекрутированы музыканты Motorama в рамках крайне неуютного и дребезжащего постпанк-проекта «Утро». Короче, выбор знатоков.

Red,
14 сентября 2019 г. в 19:00

Глянцевый диджитал-хардкор тридцатилетней выдержки

Немецкая диджитал-хардкор-группа Atari Teenage Riot появилась как поп-культурный ответ на растущие неонацистские настроения начала 90-х — под быструю перегруженную бас-бочку и прямые как палка гитарные риффы троица по-панковски декламировала незамысловатые тексты в защиту всего левого. К концу 2010-х Atari Teenage Riot пережили распад, смену состава, но суть осталась примерно той же — это, в конце концов, якобы политизированная и помрачневшая версия The Chemical Brothers, очевидный, но прекрасный фейк, который время от времени непреодолимо тянет послушать.

Пространство «Бумажная фабрика»,
14 сентября 2019 г. в 19:00

Авторы одного из самых нужных альбомов осени

Лондонское трио, игравшее сахарный электронный баблгам-поп с текстами попеременно на английском и японском, вдруг воткнуло гитары в усилители и забрело на территории инди-рока и нойза. Так появился их новый и, возможно, лучший альбом «Time’N’Place»: наивный, ретроспективный, печальный и обаятельный — все разом. Все логично: в жизни есть грусть, есть надежда, а примерно посередине — музыка Kero Kero Bonito.

Город,
20 сентября в 20:00

Когда фри-джаз встретился с нойзом и мат-металом

Саксофон, бас и ударные, иногда электроника — вот и весь незамысловатый состав итальянского фри-джазового трио Zu. Однако звучат они как бульдозеры, которые сносили ларьки у московского метро: таким лютым, стенобитным, ломаным грувом сегодня могут похвастаться разве что редчайшие грайндкоровые группы или Meshuggah. Добавьте к этому нойзовые фрагменты и осязаемый мрак, и получите, возможно, идеальную экстремальную группу современности.

Новый пункт в списке заметных столичных фестивалей

Лайнап первого фестиваля Random Drama выдает тщательное отношение организаторов к выбору участников: здесь нет ни гарантирующих окупаемость универсальных звезд, ни, наоборот, сомнительных ноунеймов. Музыка Random Drama разная, но всегда актуальная. Тройку зарубежных хедлайнеров откроет британский электронщик Iglooghost, играющий чувствительный и при этом динамичный вонки. Компанию ему составит Шон Николас Сэвидж — эдмонтонская инкарнация то ли Мака ДеМарко, то ли Ариэля Пинка. Вряд ли Сэвиджа можно назвать подражателем — скорее случайным проводником того же расслабленного настроения, балансирующим между лоуфайным инди и современным серфом. Замыкает тройку британка Babii, совмещающая дрим-поп-вокал с озорством и ироничностью Граймс, подкупающей простотой герлз-бендов, клауд-битами и вебпанк-эстетикой. Также в программе: самая трепетная музыка Москвы от «Синекдохи Монток», эклектик-техно от Moa Pillar, фольклор-поп с восточным орнаментом от «Хадн дадн», образцовый дрим-поп от «Акульих слез» и домашний лоуфай от Луни Ана. Есть и менее известные имена: так, на сцене Random Drama выступит носитель аристократичного баритона Илья Мазо, белорусский ансамбль кроткой и наивной музыки «Союз», оркестровый проект Юлии Накаряковой и «Терпение», играющая нетривиальный лоуфай с электроникой.

Adrenaline Stadium,
21 сентября в 18:00

Главный фестиваль нового рэпа

Осенний «Маятник Фуко» ожидаемо рекрутировал главных действующих лиц этого вашего нового русского хип-хопа. Тут знакомые все лица и голоса: пребывавший в авангарде клауда и нащупавший свой вектор развития Pharaoh, белорусский романтик и трикстер ЛСП, а также прошедший через череду экспериментов разного уровня сомнительности Хаски. Прямо за ними в лайнапе обжились автор танцевальных подростковых бэнгеров GSPD, мрачный и экспрессивный Jeembo, будто саботирующий всю хип-хоп-культуру Thrill Pill и «девочка-кипяток» Эмелевская, сочетающая жесткий рэп с мягким попом. Также в программе заявлено выступление набирающего популярность Saluki, талантливо мимикрирующего под все актуальные поджанры хип-хопа. Относительно новое имя «Маятника» — чебоксарский Зараза, представляющий поволжскую хип-хоп-школу. 

Главклуб Green Concert,
22 сентября в 20:00

Фанат хеви-метала, рэпер-бунтарь и творческий анархист

Ричард Колсон Бейкер, более известный как Machine Gun Kelly, — один из самых нетипичных среди популярных хип-хоп-артистов последних лет: его обошла мода на клауд-рэп, да и в принципе он мало чем напоминает рэпера новой школы. Корни его творчество лежат скорее где-то в нулевых, когда ведущие хип-хоп и рок-исполнители начали экспериментировать со стилями и вступать в мультижанровые коллаборации. Воспитанный на музыке Mötley Crüe Бейкер взял из панк-рока и хеви-метала набор живых инструментов и животную экспрессию, а из рэпа — пачку сценических приемов и быструю, «пулеметную» читку. В прошлом году Machine Gun Kelly ввязался в биф с Эминемом, но все-таки уступил ветерану белого хип-хопа. Впрочем, выводов из этого делать не стоит, ведь проиграть Мэтерсу лучше, чем проиграть кому-то еще, особенно учитывая то, что Эминем — это та живая легенда, с которой Бейкера сравнивают чаще всего. В Россию Machine Gun Kelly приедет с новым альбомом «Hotel Diablo».

Дом кино,
28 сентября в 20:00

Барочная фолктроника от исландских волшебников

На заре своего существования коллектив Múm создавал камерные и ранимые электрофолк-песни, иногда практически уходящие в эмбиент, — настолько они были тихи и печальны. С тех пор группа изменилась — сейчас это небольшой оркестрик фолковой индитроники с неоклассическими элементами и фирменной для Исландии кукольной и волшебной атмосферой. Электроники и синтезаторных мелодий также стало значительно больше. Свой последний большой проект — альбом «Smilewound» — артисты выпустили в 2013 году.

Главклуб Green Concert,
27 сентября в 20:00

Крепкий стандарт высокобюджетного постпанка

Британская группа White Lies придает традиции, идущей от героев мрачного постпанка Joy Division, необычайную коммерческую витальность — под эти насыщенные и мелодичные треки можно собирать стадионы или запускать ракеты в космос. Группа исполняет предсказуемые песни о чувственных размолвках и особенностях современного глобального мира. В этих треках всем заправляют лоск и драйв, которые, кажется, полностью вытеснили нервозность и противоречия — главный источник вдохновения для основателей жанра.

Pravda,
15 октября в 20:00

Джира после Swans

Только Майкл Джира в наилучший момент распустил Swans, которые встали на рельсы, потускнели и чуть было не перестали быть замечательными, как сразу же отправился в очередное мировое турне — с акустической гитарой и зверскими, поющимися на разрыв глотки корневыми блюзами. Эта грубая, обаятельная, ободранная и насквозь честная музыка вполне может прийтись по вкусу и фанатам группы Джиры, и тем, кого их ритуальная цикличность утомляла. Совсем без следов славного прошлого, впрочем, не обойдется — с Джирой в Россию едет гитарист Swans Норман Уэстберг.

Главклуб Green Concert,
19 октября в 20:00

Отцы бритпопа, которых слушал Боуи

Suede сейчас включают в список великой бритпоп-четверки наряду с Oasis, Pulp и Blur — группами, которые отчасти определили, каким станет все современное гитарное инди. Однако дьявол, как говорится, в деталях — если Oasis были районными простаками, а Pulp и Blur — простаками хитроумными, от группы Бретта Андерсона всегда веяло опасной и депрессивной трансгрессией (не зря сам Андерсон был похож прежде всего на Боуи кокаинового периода). Со временем этот среднеклассовый декадентский шик сошел на нет, бритпоп стал историей, а Suede развалились — чтобы спустя семь лет, в 2010-м, снова воссоединиться. С тех пор вышло уже три альбома, а преодолевший наркозависимость Бретт Андерсон сказал, что меньше всего ему хотелось бы быть самопародией. Suede сейчас играют, возможно, не самую актуальную музыку — в творчестве повзрослевших британцев будто не осталось былой болезненной энергетики, а от размеренных поп-рок-треков последнего полноформатника «The Blue Hour» веет доброй ностальгией по концу прошлого столетия. Группа приедет в Москву с презентацией нового релиза, а также с пачкой старых хитов, по которым мы знаем британскую музыку 1990-х.

Лайв-бэнд одного из наиболее талантливых рэперов современности

Уже на прошлогодних концертах Скриптонита чувствовался некоторый диссонанс между его желанием использовать все возможности лайв-бэнда и необходимостью читать рэп-треки, которые рассчитаны на несколько другое, менее нюансированное звучание. Этот внутренний конфликт разрешился обещанием завязать с рэпом и созданием Gruppa Skryptonite. В апреле этого года коллектив Адиля Жалелова выпустил свой первый мини-альбом, и, кажется, его единственный недостаток заключается в ограниченности хронометража — нам нужно явно больше, чем эти шесть треков. Звучание ансамбля представляет собой экспериментальный фьюжн из афро- и латиноамериканской музыки, электроники и ненавязчивых, но безотказно действующих мелодий. В тематическом плане это сборник впечатлений, чаще всего связанных с чувственными отношениями, которые идеально согласуются с продуманными музыкальными эффектами.

Дом кино,
24 октября в 20:00

Экс-гитарист Nick Cave and the Bad Seeds с песнями Сержа Генсбура

Мультиинструменталист Мик Харви играл на гитаре на 14 альбомах Nick Cave and the Bad Seeds, а потом отправился в свободное плавание. В сольной группе он поет вроде бы совершенно необязательное околороковое кантри, но делает это с таким вкусом, который никогда не воспитает большинство пусть дважды культовых исполнителей, а между делом он может то записаться с PJ Harvey, то сесть в кресло продюсера. В Москве Харви вместе с музыкантами Swans, Игги Попа и Ника Кейва споет переведенные на английский песни Сержа Генсбура — короче, задаст настоящего стиля.

Место уточняется,
26 октября в 20:00

Британский индастриал-метал и мечтательный дрон из Канады

Godflesh — самая влиятельная индастриал-метал-группа, которая почти три десятка лет ловко смешивает техногенные биты со злобными риффами. Nadja — канадский дрон-дуэт, отыскавший метафизическое спокойствие в грохоте перегруженных гитар. Первые берут аутентичным мраком и ритмом, вторые — почти осязаемой акустической статикой. Поймать обе группы в одном месте — большая удача для всех фанатов экстремальной гитарной музыки с головой.

Pravda,
29 октября в 20:00

Боль и скорбь в исполнении культовых инди-экспериментаторов

Фронтмен проекта Xiu Xiu Джейми Стюарт всегда славился умением конвертировать боль и несчастья в искореженные песенные форматы. Только если раньше в его треках можно было распознать мелодические поп-хуки, гитарные аккорды, синтезаторное беспокойство и восьмибитное пищание, то на последнем альбоме «Girl with Basket of Fruit» Стюарт с головой погружается в нойз в его расширенном смысле — пыточную какофонию аналоговых и электронных звуков, хлопков, ударов, всхлипов, криков, декларирования, спазмов и разрывов. Среди поднимаемых на альбоме тем — борьба с раком, линчевания, трудности бездомных и женщин, страдальческие попытки любить и жить. Иногда все это напоминает радикальный аудиоперформанс, но именно к такой экспериментальной лаборатории ужаса и готовят себя преданные фанаты Xiu Xiu. Концерт пройдет с перкуссионным усилением — к группе присоединится бывший ударник Swans Тор Харрис.

Пространство Aglomerat,
21 ноября в 19:00

Первородная маскулинность от икон сладжа

Говорим Weedeater — подразумеваем Дейв Коллинз. Именно фигура фронтмена известна чуть ли не больше самой музыки: возможно, вы натыкались на фото, где Коллинз с безумным окосевшим взглядом играет на гитаре и поет, засунув в рот микрофон. Если у пропитанного алкоголем и наркотическими средствами брутального стоунера и сладжа есть человеческое лицо — это, безусловно, лицо Дейва Коллинза, но это в любом случае не главное. Главное — это то, что даже в таком, казалось бы, ограниченном жанре группы Коллинза всегда обладают своей бесспорной идентичностью: так, поклонники сладжа отмечают музыку как Weedeater, так и прошлого коллектива Дейва Buzzov*en, отдельным тегом weed-metal. С канонами здесь тоже все в порядке: даже с великим Стивом Альбини за микшерским пультом группа осталась верна жанру, не переставая играть тягучие фуззовые риффы, обрушивающиеся на слушателя тяжелыми камнепадами. Если соскучились по брутальной музыке, полной первородной маскулинности, концерт Weedeater поможет выпустить пар.

Adrenaline Stadium,
21 ноября в 20:00

Декадентский арт-рок с впечатляющей сценографией и политической позицией

Петербургская группа Shortparis начинала с болезненных песен на французском и английском языках. Уже тогда коллектив отличался эффектными концертами в стиле Swans — громкими, непредсказуемыми, театрально-ритуальными, однако вместо апокалипсических предчувствий движком этих песен являлась темная эстетская тревожность. Коллектив выступал в клетке, в магазине продуктов, вместе с танцорами, в Эрмитаже, на модных показах и открытии масс-маркет-магазина нижнего белья. При этом в интервью музыканты не устают ругать капитализм, цитировать Фромма и Маркузе. А к 2019 году — особенно на волне успеха сингла и смелого видео «Страшно» — Shortparis начали собирать большие клубы, выступили на «Вечернем Урганте», то и дело мелькают в медиа и, кажется, достигли оптимальной формы своего надломлено-изящного звучания.

Брайан Молко от хип-хопа

Paris — фрешмен, только начинающий набирать популярность. Фан-база артиста в России пока насчитывает лишь несколько тысяч человек, но это не повод игнорировать его творчество — на Западе его отметили такие знаменитые рэперы, как Trippie Redd, записавший с ним хит «Gone», и Post Malone, выступивший хедлайнером совместного с Paris тура. Артист склонен к экспериментам — в битах часто встречается живая гитара, а самой читки здесь меньше, чем пения. Приятные, лишенные какой-либо озлобленности треки вкупе с андрогинной внешностью выделяют Paris среди рэперов новой школы, так что визит артиста в Россию не стоит пропускать тем, кто любит хип-хоп, но устал от одинаковых фрешменов-однодневок.

Crocus City Hall,
22 ноября в 20:00

Синтетические 80-е из первых рук

Лучшее новое — хорошо забытое старое. Видимо, так и подумали ветераны синтезаторного нью-вейва из Норвегии, когда выбирали концепт нового тура. Серия концертов получила название «Hunting High and Low» — так называется дебютный альбом группы, известный, прежде всего, по главной нетленке норвежцев «Take on Me». В программу войдут все песни с первого релиза группы, причем некоторые из них будут сыграны в непривычных аранжировках — тех, которые не вошли в итоговую версию альбома. Музыканты обещают вернуть зрителей в 1985-й — год, когда трое норвежских ребят закрылись в крохотной лондонской квартире и начали творить музыку нового времени.

Пространство Aglomerat,
25 ноября в 19:00

Оголтелый дум-рок из Японии

Японское трио Boris начало карьеру в 90-х с тяжеленного часового дрон-полотна «Absolutego», через дюжину альбомов уже баловалось то эмбиентом, то эксцентричной поп-музыкой, а сейчас остановилось где-то посередине: на тягучем песенном думе с непредсказуемыми ускорениями, лирическими паузами и другими внезапными вывертами — на Западе так никто играть не умеет. В Москве они представят новый двойной альбом «LφVE & EVφL», но и про пару песен с культового «Pink» наверняка не забудут (он, кстати, звучит как desert rock на амфетаминах).

1930,
28 ноября в 20:00

Главная построк-группа современности

Godspeed You! Black Emperor впервые в России: даже если на обоих концертах произойдет какая-то катастрофа, они все равно попадут в списки главных лайвов года (а заодно и в историю). Вероятно, главное достоинство канадцев в том, что они не подались в размазанную по времени графоманию — в отличие от большинства коллег по построку. Godspeed просто играют невероятно просторную музыку: с длиннющими крещендо из гитар и струнных, продуманной на час вперед структурой, математически точными кульминациями и фэйд-аутами. А уж из какого материала они их соберут — роковых архетипов, эмбиента или нойза — не особенно и важно.

Известия Hall,
28 ноября в 20:00

Спасительница поп-музыки и королева неоновой готики

Мало на кого заинтересованная поп-музыкой общественность возлагала такие же надежды, как на Charli XCX. О певице заговорили, когда той было немногим больше двадцати, — рецензенты Pitchfork оценили первый альбом Charli XCX под названием «True Romance» на редкие 8,3 балла. За мощное и свежее звучание некоторые критики авансом окрестили певицу спасительницей поп-музыки. Секрет ее звучания таился в сочетании несочетаемого: сладкого попа, вдохновленного музыкой Spice Girls, и природной тяги артистки ко всему темному и таинственному. В последующие годы влияние Charli XCX на поп-сцене только возрастало: в 2016-м она открыла лейбл Vroom Vroom Recordings, а в 2018-м составила компанию в туре Тейлор Свифт. На концерте в Москве можно ждать старые хиты и треки с сентябрьского альбома «Charli». Даже если последние эксперименты певицы с жанрами вас не впечатлили, концерт пропускать не стоит — живьем Charli XCX особенно интересна.

КЦ «Дом»,
29 ноября в 20:00

Создатели краут-рока в «Доме»

В пантеоне краут-рока Faust отводится не менее значительное место, чем Kraftwerk, Neu! или Can, но в отличие от коллег по жанру они никогда и никаким краем не попадали в хоть какой-то мейнстрим. Для этого они были слишком странными, экстремальными, дилетантскими, да и просто слишком дурацкими. Что удивительно, до наших дней Faust сохранились куда лучше современников: пройдя через бесконечные смены составов, они все так же играют фирменный поехавший импров без налета ностальгии или усталости, а время создания их последней пластинки — 2017 год — выдает разве что удивительно пристойное качество записи. Если хотите послушать тот самый корневой краут — лучшего шанса, может, больше никогда и не выпадет.