

Глава мафиозного клана из Нью-Джерси Тони Сопрано — одутловатый мужчина средних лет — ссорится с женой, воспитывает сына, посещает психоаналитика, руководит ОПГ и казнит конкурентов при помощи мясорубки. Один из величайших сериалов 2000-х: гангстерская эпопея сведена с семейной сагой, причем каноны двух жанров блистательно обыгрывают друг друга. В каком-то смысле — венец и конец великой американской традиции кино про гангстеров. Из команды, работавшей над «Кланом Сопрано», вышла целая когорта создателей лучших сериалов последних лет.
Мультипликационный сериал о семействе Симпсон из городка Спрингфилд — не только самый смешной, самый длинный и самый цитируемый сериал всех времен, но и фундаментальное произведение для всего телевидения. Никогда прежде многосерийная сатирическая анимация не добивалась такого зрительского успеха. «Симпсоны» открыли дверь для других многочисленных анимационных комедий для взрослых — и без творения Мэтта Грейнинга у нас не было бы ни «Гриффинов», ни «Рика и Морти», ни других хитов. За это «Симпсонам» можно простить даже их неровные последние несколько сезонов.
Что бывает, когда наркобизнесом занимается образованный педант: учитель химии вместе со студентом строит лабораторию по производству метамфетамина запредельного качества. Все, что по телевизору обычно показывают условными штрихами — производственный цикл нарколаборатории, уничтожение людей и улик, грустное одиночество после трипа, — здесь раскрыто в максимальных подробностях, в которых даже дотошные химики не могут найти изъянов. За эффектной фактурой стоит, впрочем, вечная трагедия: что бывает, когда хороший человек по собственному выбору катится в ад.
Команда полицейских из города Балтимора пытается вывести на чистую воду глав местной наркомафии и одновременно борется с бюрократией собственного департамента. По мере развития сериала в дело оказываются замешаны политика, любовь и что только не. Крайне харизматичные персонажи, выдающаяся драматургия, правдоподобная картина нравов неблагополучного американского города и местами совершенно гениальная режиссура: среди прочего есть великая сцена, в которой два героя за десять минут раскрывают преступление, произнося на разные лады слово fuck. Сериал, превративший Дэвида Саймона в одного из главных шоураннеров планеты.
Полуавтобиографическое произведение об одинокой девушке из Лондона, которая, что называется, «просто задолбалась». С большим трудом Уоллер-Бридж согласилась написать второй сезон (понадобилось три года), но растягивать дальше уже не стала. Шутки про анальный секс, квазидокументальность, виртуозный слом «четвертой стены» (право на этот прием еще надо заслужить) — «Дрянь» запомнилась именно этим и стала мгновенной классикой, а заодно обобщающим образом, обобществленным эльтер эго, которое может примерить на себя любой.
Четверо приятелей — комик Джерри Сайнфелд, его лучший друг, бывшая девушка и сосед по лестничной клетке — в течение девяти сезонов на собственном примере показывают, что жители Нью-Йорка не учатся на своих ошибках.
Единственный реальный конкурент «Друзей» в звании лучшего телевизионного ситкома 90-х. В «Сайнфелде» шутки злее, персонажи глупее, а сценаристы, напротив, порой начинают цитировать Гарольда Пинтера. К тому же тут нет и намека на сентиментальность. И это правда смешно на протяжении всех десяти лет.
Труды и дни рекламного агентства в Нью-Йорке 1950–1960-х. На фоне борьбы за права темнокожих, убийства Кеннеди и войны во Вьетнаме самодовольные курящие мужчины в костюмах придумывают слоганы для рекламных кампаний сигарет, бюстгальтеров и автомобилей и разбираются с личной жизнью. Безукоризненная хроника медленной смерти последнего поколения до 1968 года — приятно убаюкивающая с каждым сезоном. Великое наследие канала AMC, которое хочется пересматривать до бесконечности.
Бывшая звезда бейсбола Сэм (Тед Дэнсон) владеет бостонским баром под названием «Чирс». В нем постоянно заседают группки людей, которые дружат, влюбляются и смешно шутят. Одна из самых популярных телевизионных комедий за всю историю, изменившая ситкомы. Если раньше герои ситкомов не менялись годами, а отдельные эпизоды были насквозь изолированными историями, то после «Чирс» стало понятно, что зрители готовы следить за историями на протяжении нескольких лет. Герои сериала постоянно развивались, а сценаристы учиты вали их изменения и строили свои шутки на них.
Сюрреалистическая комедия про рэп-тусовку из Атланты. Автор сериала и исполнитель одной из главных ролей, чернокожий комик Дональд Гловер — выходец из Калифорнии, звезда сериала «Сообщество» и музыкант, известный под рэп-псевдонимом Childish Gambino (вы точно слышали его главный хит «This Is America»). Он смог выбить на славном канале FX во многом автобиографический сериал с собой в главной роли, который он сам же охарактеризовал как «черный «Твин Пикс». Дело не в мистике и закрученном сюжете (последнего в «Атланте» не то чтобы много), а в уникальном вайбе родного города Гловера и чувстве легкого сдвига реальности. Джастин Бибер здесь темнокожий, в рэп-трио Migos появился четвертый участник; помимо этого Гловер позволяет себе странные сюжеты вроде блестящего эпизода-хоррора о том, как один из героев попадает в особняк музыканта-затворника (явная отсылка к Майклу Джексону).
Мэри Ричардс (Мэри Тайлер Мур) — 30-летняя независимая женщина, которая устраивается на работу продюсера в новостной передаче. Важнейшее ТВ-шоу для второй волны феминизма. Американские экраны в 1970-х еще не видели в качестве главной героини женщину, сконцентрированную на карьере вместо замужества: только за это «Шоу Мэри Тайлер Мур» останется в истории телевидения. Но помимо этого, это еще и просто отличный ситком с реалистичными и сложными по меркам времени героями и сюжетами.
Стареющий глава медийного конгломерата Логан Рой (Брайан Кокс) все ближе к моменту передачи правления старшему сыну. Но сперва его семье нужно справиться с интригами и накаляющейся борьбой за власть в компании. Сатирическая драма Джесси Армстронга — главный сериал HBO прямо сейчас (прости, «Дом дракона»!). «Наследники» не просто так два года подряд выигрывали премию «Эмми» за лучший драматический сериал — это невероятно напряженное, точное, внимательное к своим героям и смешное до чертиков шоу про страх и ненависть в мире зубастого капитализма.