Москва
16 отличных, но малоизвестных жанровых фильмов
На «КиноПоиск HD» вышел неоновый нуар «Водоворот» — захватывающий криминальный сериал, эстетически похожий на «Настоящего детектива» Ника Пиццолатто и «Слишком стар, чтобы умереть молодым» Николаса Виндинга Рефна. По просьбе «Афиши» его режиссер Андрей Загидуллин, у которого дома на дисках хранится невообразимое количество фильмов, посоветовал для просмотра не очевидные жанровые хиты, а тайные сокровища, о которых вы, быть может, даже и не слышали.
Андрей Загидуллин
Режиссер
1 июля 2020

фэнтези, трагикомедия

Тщеславные стороны загробной жизни

Это фильм Отакара Воточека с Колином Фертом и Питером О’Тулом. Мне кажется, это не менее важное и крутое кино, чем «Бульвар Сансет», хоть и не такое известное. Оно тоже рассказывает про славу. В центре конфликта известный актер (Питер О’Тул) и неизвестный, никем не признанный писатель (Колин Ферт), который обвиняет артиста в том, что тот украл часть его переписки, а затем под своим именем опубликовал в книге, не поделившись славой. После этого герой Ферта принимает решение убить актера, чтобы забрать часть его популярности. В общем, такая классическая история в духе Марка Дэвида Чепмена, который убил Джона Леннона. Но на этом, разумеется, ничего не заканчивается. Затем они оба попадают в чистилище, представляющее собой отель, в котором действуют такие законы: чем больше у тебя до сих пор популярности на земле, тем лучше условия загробной жизни. Однако есть нюанс: популярность на земле рано или поздно у всех сходит на нет — и герои опускаются все ниже и ниже. Самое классное в картине это то, что в отеле живут только тщеславные люди, поэтому они не могут друг с другом поговорить. Как только они собираются вместе, каждый начинает говорить о себе и диалога не получается. В этом и кроется ад. В детстве этот фильм произвел на меня колоссальное впечатление.

триллер, криминальный

Экзистенциальный нуар с Гэри Олдманом в роли коррумпированного копа

А вот эта картина, в которой Гэри Олдман играет коррумпированного копа. У него на протяжении фильма идет мощнейший внутренний монолог со зрителями, в ходе которого он постоянно повторяет фразу «Накормить яму с деньгами» (дело в том, что рядом с его домом есть яма, куда он закидывает взятки от мафии). Еще тут есть очень философский диалог между мафиози и Олдманом об амбивалентности бытия. По жанру это нуар, в роли роковой красотки выступает Лена Улин. В самом фильме есть что-то очень атмосферное. Я, честно говоря, даже не могу сказать, о чем эта картина (скорее всего, она про неминуемое одиночество индивидуалиста) — и является ли она каким-то суперважным высказыванием, которое можно описать двумя словами. Но она, безусловно, производит впечатление. Сюда же можно отнести «Преступные связи» с Тупаком Шакуром и Джимом Белуши, но этот фильм лучше.

боевик, криминальный

Адреналиновый боевик Уолтера Хилла про банды Нью-Йорка

Это известный, но не в России, фильм Уолтера Хилла. Я посмотрел его уже в сознательном возрасте. Самое крутое, что в нем есть, это такой чисто жанровый драматургический движок, когда у тебя есть группа персонажей с конкретной целью, которой нужно добраться до определенного района в сжатые сроки. Короче говоря, есть жанровые условия и герои, за которых переживаешь. Так на пути к своей цели протагонистов ожидает череда препятствий из совершенно анархического коммьюнити и чудесного Дэвида Патрика Келли в роли главного злодея. Во многом «Воины» похожи на фильмы Джона Карпентера. Да что там, мне кажется, эту картину мог бы и сам Карпентер поставить.

комедия

Минималистская и очень злая комедия со Стивом Одекерком

Это супернизкобюджетный отличный фильм, в котором эпизодическую, но ключевую роль Смерти сыграл Джим Кэрри — причем до прославившей его «Маски». То есть до того, как он стал суперзвездой. Я не помню, кто выпускал этот фильм в России на видеокассетах, но это явно была какая-то очень прошаренная компания — она позиционировала его как новую комедию с Джимом Кэрри, хотя на самом деле главную роль тут играет Стив Одекерк (сценарист «Брюса» и «Эвана Всемогущего», режиссер второго «Эйса Вентуры» и «Нечего терять» с Тимом Роббинсом). Главное, что нужно знать — эта картина похожа на «Лока». Весь фильм Стив Одекерк находится в своей квартире и разговаривает с кинокамерой, зрителями. Он играет такого нервозного типа, который всем постоянно недоволен и жалуется буквально на все — например, на то, что, когда ешь овсяные хлопья, всегда остается молоко. А еще он пишет какие-то совершенно неврастеничные детские книги типа «Почему погибла бабушка?» и пытается их издавать, параллельно ругаясь со всеми. Вообще, это пример умной комедии, рассказанной минимальными средствами (такую картину на айфон сейчас может снять любой человек, обладающий минимумом таланта в киносъемке). Особенно хорош фильм в переводе Сергея Визгунова.

триллер, драма, криминальный

Захватывающий триллер с Лиамом Нисоном

Лиам Нисон снимался в триллерах еще до «Неизвестного», «Воздушного маршала» и «Пассажира». В этом фильме Саймона Мура он играет такого немножко мошенника — частного детектива, который устраивает разводы, подстраивая ситуации, когда мужа внезапно застают с любовницей. Он это все фотографирует, после чего эти доказательства использует в бракоразводном процессе. По сюжету у него убивают жену, а подозрение падает на него самого. Это что-то типа «Беглеца» — с той лишь разницей, что концовка этой картины взорвет вам мозг. Стоит заметить, что это было до фильмов Шьямалана с его обескураживающими твистами в финале — и это лучше, чем Шьямалан! Намекну только, что финал похож на концовку «Первобытного страха» с Эдвардом Нортоном и Ричардом Гиром. Что еще классно: это абсолютно детективная история, существующая по всем законам жанра, но еще это пасквиль на эгоистичных людей, которые паразитируют на других.

боевик, триллер

Подставленный постановщик спецэффектов пытается обелить свое имя

Очень люблю эту дилогию (у фильма есть сиквел, и он, на мой взгляд, даже круче). Возможно, потому, что мне всегда было интересно, как снимается кино, а этот фильм про постановщика спецэффектов и грима Ролли Тайлера (Брайан Браун), которого нанимает ФБР, чтобы подстроить убийство мафиози по программе защиты свидетелей. Причем этот трюк главному герою предлагают исполнить самостоятельно. Тайлер приходит, стреляет, а потом выясняется, что он убил мафиози по-настоящему. Его подставили — и эта такая классическая поворотная точка в первом акте (все по Роберту МакКи). После этого главный герой использует все свои навыки, чтобы победить злодеев, — и это становится отчасти похоже на «Один дома». Тем не менее картина остается триллером и не скатывается в комедию.

боевик, триллер, криминальный

Криминальный триллер Уилльяма Фридкина

Это Уилльям Фридкин, это восьмидесятые, это постмодернистское переосмысление крутого героя боевика. У протагониста в исполнении Уилльяма Петерсена есть стремление к саморазрушению, адреналину. Он очень любит быстро гонять, он как будто стремится к смерти. При этом он специально играет на пафосе, на понтах. Это очень похоже на «Отступников» Мартина Скорсезе. В финале есть глубокий, неожиданный ход.

боевик, драма, криминальный

Дольф Лундгрен против инопланетного серийного убийцы

Малоизвестный боевик из 90-х, но просто невообразимый. Это такой мэшап. Дольф Лундгрен играет совершенно стереотипного героя боевика, у которого обязательно убивают напарника и которому на мозги капает шеф по поводу того, что у него жестокие методы работы. Его хотят уволить, но он все равно противостоит плохим парням. И тут ни с того ни с сего появляется пришелец из космоса, который убивает других людей, чтобы забрать у них эндорфин, потому что на его родной планете это наркотик, которым он торгует. И самое крутое в фильме, что в какой-то момент Лундгрен забивает на свою личную вендетту, на своих мафиози и бандосов и решает выследить пришельца из космоса. В общем, это такая «бэшка», которая прекрасно знает, что она «бэшка», но при этом пытается тебя все равно удивить.

драма

Чарли Шин под прикрытием внедряется в банду байкеров

Это отличный жанровый фильм с очень продуманным сценарием, хорошо прописанными арками взаимоотношений героев, со всякими различными крючками. По сюжету Чарли Шин играет полицейского, который внедряется в банду байкеров. Для этого он отращивает бороду, волосы, меняется как внешне, так и внутренне. Вообще, весь фильм рассказывает про агрессию мужчины, которого в детстве избивал дядя-полицейский. А став байкером, он вымещает свою злобу на полиции — например, в фильме есть сцена, в которой герой Шина избивает до полусмерти другого копа под прикрытием. В финале он, впрочем, все-таки принимает правильное решение и сажает всех тех преступников, которые стали ему друзьями. Для жанрового кино здесь, пожалуй, много сложных визуальных метафор, финал, опять же, очень жесткий (но это только хорошо). У фильма, кстати, два названия: «Погоня за тенью» и «За пределами закона».

ужасы

Трансгрессивный хоррор, которого вы еще не видели

У этого фильма есть что-то общее с «Домом, который построил Джек» Ларса фон Триера. Это тоже попытка исследовать порочную личность. Только если у Триера это был неврастеник и маньяк-убийца, то здесь — некрофил. С этой точки зрения картина очень жесткая, ее можно поставить в один ряд с «Сало, и 120 дней Содома» Пьера Паоло Пазолини. А вот с точки зрения попытки исследовать разум человека и понять, почему он так устроен, этот фильм очень успешен. Мы видим флешбэки в прошлое героя, события, которые его травмировали, которые привели к его нынешнему образу жизни. Это супернизкобюджетный немецкий фильм, который везде идет в разряде треша, но на самом деле там есть что-то близкое к Триеру, трансгрессивному кино, нежели к треш-фильмам. Этот фильм больше, чем кажется.

триллер, фэнтези, ужасы

Эстетский хоррор Марио Бавы про серийного убийцу

В эпоху великого итальянского кино был такой режиссер Марио Бава, про которого все думали, что он снимает второсортные хорроры, в то время как на самом деле он снимал отличное авторское жанровое кино. Этот фильм тоже чем-то похож на «Дом, который построил Джек», тоже попытка исследовать внутренний мир маньяка, их можно даже в условную трилогию объединить: «Некромантик», «Топор для новобрачной» и «Дом, который построил Джек». Триер, конечно, круче всех будет. Но здесь тоже очень интересно подано обсессивно-компульсивное расстройство. Главный герой болезненно реагирует на красный свет и охотится на женщин, причем у него есть фетиш: он убивает дам только в белых костюмах. При этом каждый раз, когда в фильме появляются красные нотки (красная раковина или еще что-то) он испытывает стремление. И героя на самом деле тут очень жалко.

комедия

Комедия кинематографических нравов

Это сандэновский хит — классный фильм про киношников. Чем он примечателен? Главным образом, тем, что он похож на нолановское «Начало». Это фильм внутри сна, внутри другого сна, внутри еще одного сна и так далее. Но что в нем запоминается еще больше, так это, наверное, проникновение в мысли и мечты людей, которые занимаются кино. Главный герой — режиссер-неудачник, которого играет Стив Бушеми. Он мечтает всему миру доказать, что он чего-то стоит. Он хочет снять самый лучший фильм на планете. Но ему мешает зазвездившийся актер (его играет Джеймс ЛеГрос, из «На гребне волны»), который на съемках перетягивает одеяло на себя. Еще здесь есть Питер Динклейдж из «Игры престолов» в уморительной сцене сна. Вообще, в фильме очень много мемасных моментов.

комедия

Комедия Фрэнка Оза про плохого режиссера

Невероятная комедия, в которой Стив Мартин в своей привычной роли афериста а-ля «Отпетые мошенники» или «Сержант Билко» играет неудавшегося режиссера в Голливуде, который мечтает снять кино (причем Мартин сам написал сценарий). Еще появляется молодая Хизер Грэм — у нее роль актрисы, которая приезжает в Голливуд, не зная, как пробиться, поэтому она спит со всеми (актерами, сценаристами, режиссерами), и каждый из них говорит, что не может дать ей главную роль. В какой-то момент герой Стива Мартина говорит: «Мы снимем фильм за 28 тысяч долларов!» — и достает с чердака коробку для школьных завтраков с долларовыми купюрами. Оказывается, он каждую неделю откладывал по доллару. При этом он считает, что фильм можно снять за 28 тысяч долларов, потому что, по его информации, все голливудские фильмы снимаются за 28 тысяч долларов, остальное просто идет на налоги. Для съемок он пытается заполучить звезду, которую играет Эдди Мерфи. Мерфи отказывается, и тогда Мартин начинает снимать его тайком, подстраивая вокруг него всякие события, наподобие атаки пришельцев. При этом ситуация усугубляется тем, что герой Мерфи — параноик, который верит во все эти вещи. В конце они снимают фильм — и он симптоматично оказывается чем-то типа «Комнаты» Томми Вайсо.

боевик, драма

Тюремный боевик с Ван Даммом

Очень необычный боевик с Жан-Клодом Ван Даммом, в котором он играет полицейского, специально садящегося в тюрьму, потому что там налажен трафик органов заключенных. В фильме есть какие-то маленькие сцены, режиссерские находки, которые очень запоминаются и которые не очень характерны для фильмов категории «Б». В них есть что-то подлинное, точно схваченные детали, похожие на искусство более высокого порядка. Поэтому «Ордер на смерть» выделяется даже по сравнению с «Двойным ударом».

ужасы

Жуткий хоррор по Лавкрафту

Это чумовой фильм ужасов недавно почившего Стюарта Гордона — большого любителя прозы Говарда Филлипса Лавкрафта. В «Извне» рассказывается история эгоистичного ученого, который строит машину для попадания в третье измерение, где живут похожие на пираний летающие существа, с которыми можно ассимилироваться и превратиться, мутировать в существо, думающее только о сексе. В главной роли снялся Джеффри Комбс — считаю, очень талантливый актер. Мне он особенно нравится в «Страшилах» Питера Джексона.

комедия, криминальный

Билл Мюррей в криминальной комедии про ограбление банка

В этом фильме Билл Мюррей играет клоуна, который в начале фильма заходит в банк, чтобы его ограбить, — при этом грим у него абсолютно такой же, как у Хоакина Феникса в «Джокере». Все, разумеется, идет не по плану — и он вместе с персонажами Джины Дэвис и Рэнди Куйэда пытается убежать с деньгами. Весь фильм — это такое же жанровое путешествие, как «Воины» Уолтера Хилла, только в «Быстрой перемене» они просто пытаются выбраться из города и попадают во всякие безумные происшествия с участием сумасшедших пожарных, торгующей посреди заброшенного района цветами старушки-испанки и так далее.