Пикник Афиши 2024
МСК, СК Лужники, 3–4.08=)СПБ, Елагин остров, 10–11.08
Москва
16 сентября 2021

15 спектаклей, которые стоит посмотреть на Большом детском фестивале

Алексей Гончаренко
20 сентября программа Большого детского фестиваля продолжится немосковскими спектаклями и постановками, которые можно редко увидеть в столице. На них и стоит обратить внимание.

Пьеса Гули Насыровой «Тео возвращается домой» написана буквально пару лет назад на лаборатории «Маленькая драма» Московского областного театра кукол. Деловой человек возвращается в дом своего детства, чтобы снести покосившиеся развалины, но, попав в мир мечтающих пауков, моли и улитки и услышав родительские голоса, передумывает. Психологически точный в эксцентрике актер Борис Новиков в заглавной роли рисует на косяке над головой число 60, отмечая возраст, как отчеркивают новый сантиметр растущего ребенка. В финале его основательный зонт зависает в воздухе, собственные детские страхи начинают умилять, а старые мечты возвращаются и сбываются.

Dark
Опера

Документальная опера — явление уникальное, что уж говорить о документальной опере для детей. Ее адепт и исследователь режиссер Екатерина Василева предложила обычным школьникам написать либретто. Петр Алистархов, Даниил Козловский и Михаил Левинсон выбрали тему буллинга, однако придали ему сказочную форму: в подростка вселяется некий призрак. Взрослый профессиональный композитор Денис Мазуров соединил в своей музыке современные академизм, электронику и не только, и звуковая среда говорит на выбранную тему так же внятно и нервно, как сами подростки в видеоинтервью.

Постановка: Антреприза

Трудно, когда ты в своем окружении самый маленький или самый большой. Крошечный самолет и огромная собака находят друг друга и помогают понять и принять самого себя. Эту сказку придумала Светлана Залесская-Бень, известная взрослым как Бенька — лидер музыкального коллектива «Серебряная свадьба», а поставили ее в Могилевском театре с помощью актеров, кукол и анимации на экране.

Режиссер: Игорь Казаков
Мио, мой Мио
Драматический

Повесть Астрид Линдгрен известна в первую очередь по фильму Владимира Грамматикова. В театре к редкому жанру фэнтези обратилась Екатерина Гороховская, спектакли которой непременно заслуживают внимания: в знакомых сказочных сюжетах она умеет увидеть то, что важно узнать именно сегодня. Мальчик Боссе уходит от нелюбящих приемных родителей к настоящему отцу, которому необходима помощь в его сказочной стране, ведь он ее король.

Хармс
Детский

Хармс писал и для детей, стихи из журнала «Чиж и еж» прозвучат в спектакле, где он станет не только автором, но и персонажем петербургской-ленинградской истории, а место действия здесь чрезвычайно важно, идут куклы-марионетки, плоские и объемные, герои реальные и вымышленные. Хармс вообще охотно появляется на сцене театра кукол и на экране в анимационных фильмах.

Дидона и Эней
Кукольный

Действие барочной оперы Генри Перселла перенесено в космос, а помимо певцов в постановке примут участие куклы, которым под стать сыграть людей в руках потусторонних сил. Масштабные музыкальные спектакли театра «Трикстер» пока можно увидеть только на престижных фестивалях.

Пиковая дама
Пластический

Как ни странно, спектакль екатеринбургского ТЮЗа по Пушкину идет без слов. Его придумал хореограф Сергей Землянский, известный своими постановками классической прозы и драматургии в пластической форме. Но если его работы можно увидеть в Москве, то появление актрисы Светланы Замараевой ни в коем случае нельзя пропустить. Здесь она — графиня Анна Федотовна, таинственная дама без возраста, не признающая границ реальности.

Режиссер Иван Пачин не обманывает своих постоянных зрителей выбором материала — это современная проза для детей. Ульф Старк написал по объему даже не повесть, а рассказ, в котором два друга приходят в дом престарелых, чтобы найти одному из них дедушку. Место действия располагает к сентиментальности, которая в спектакле сдобрена яркой веселой актерской игрой.

Старик и море
Драматический

Свой спектакль-размышление театр адресует зрителям старше 14 лет. Здесь море напоминает космос, а куклы очень похожи на людей. Их не устаешь разглядывать. И море, и персонажи обладают глубиной, а значит, путешествие — это путь к самопознанию.

Режиссер: Юрий Уткин
Постановка: Аистенок

Вслед за котами в сапогах и котятами по имени Гав российская сцена открывает для себя харизматичного персонажа из одноименной книги Энн Файн. Он воплощает все то, о чем предыдущие авторы умалчивают и что никак не отнять у породы усатых и хвостатых: главный герой Таффи постоянно самоутверждается. Эта черта характера свойственна и людям в определенном возрасте, поэтому постановка режиссера Юлии Каландаришвили в севастопольском ТЮЗе (театре, стремительно приобретающем репутацию ведущего в стране) это мюзикл, в котором кошки — это современные подростки.

Финская постановочная группа представляет спектакль без слов, отталкиваясь от одноименной истории Андерсена. Здесь девочка похожа на старинную куклу, потерявшуюся среди людей, выглядящих рядом с ней великанами. Ей управляют три актера — Ольга Драгунова, Ася Галимзянова и Анатолий Гущин, ставшие лауреатами премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа актера» за исполнение этой заглавной роли. Именно они своим мастерством и чувством партнерства делают куклу живой девочкой.

Режиссер: Элина Сарно
Постановка: Karlsson Haus

Тема телесности, особенно для подростков, до сих пор несколько табуирована. Современный танец и новые технологии помогают разобраться в ней на театральной сцене. Наверное, только театр способен предоставить яркое и глубокое высказывание, не пытаясь ответить на вопросы, а давая возможность точно сформулировать их прямо здесь и сейчас.

Микрохи
Детский

Режиссер Алмаз Садриев ставит бэби-спектакли в театрах драмы и за пределами родного Татарстана. Они востребованы. Спектакль из Улан-Удэ посвящен микроорганизмам, отсюда и название. Обитают они в озере Байкал. Их помогают увидеть персонажи-ученые, а театр разрешает им увеличиться до невероятных размеров — куда больше маленьких зрителей спектакля. Но это не страшно.

Предлагаемые обстоятельства детского одиночества — переезд. Независимый камерный театр из Ростова-на-Дону забавно называется «Муха-театр», и в этом спектакле кроме важной темы взросления будет много юмора. Даже в том, как обычный рюкзак превращается в настоящего пингвина. Другие вещи, упакованные в коробке, тоже преобразятся с помощью фантазии мальчика.

Настоящие яблоки лежат на небольшой сцене, на которую выходят куклы. В современной сказке герои передвигаются на мотоциклах, а Баба-яга оказывается доброй и мудрой старушкой. Современная Маша не изменяет знакомому сказочному характеру, которому необходимо перевоспитание.

Постановка: Кукольный дом

Скидки, подарки, акции и другие новости, которые приятно узнавать первыми, — в наших социальных сетях

Подборки Афиши
Все