Москва
15 главных концертов декабря в Петербурге: русский рок, блэк-метал, минимализм и Курентзис
Перед Новым годом в Петербурге состоится череда выступлений от заслуженных героев русского рока — акустический концерт представит «ДДТ», на больших аренах можно будет услышать «Мумий Тролль» и «Аквариум». Среди других важных событий — юбилей важной промо-группы Roots United, приезд основоположника минимализма Терри Райли, праздничное выступление Теодора Курентзиса и другие мероприятия.
Редакция «Афиши»
30 ноября 2019

Группа, радикально обновившая рок на русском

В 1997 году вышли альбомы «Икра» и «Морская» — принято считать, что после них местный рок стал совсем другим. Справедливо: Илья Лагутенко раскрепостил песенный русский язык, принес в жанр стиль, секс и западный звук. Всплеск новой, вестернизированной рок-музыки на русском в конце 1990-х — в определенном смысле и на совести Лагутенко. Карьера «Мумий Тролля» длится уже больше двадцати лет — это тот самый случай, когда группа и на длинной дистанции не теряет прыти и творческой хватки.

A2 Green Concert, Санкт-Петербург,
5 декабря 2019 г. в 19:00

Скандальный рэпер — талантливый исследователь русской хтони

Хаски выстрелил в 2017 году с альбомом «Любимые песни (воображаемых) людей» — сборником мрачных и резких высказываний о жизни в омуте вязкой русской хтони. Артист рассказывал про ад панельных домов, деградацию, насилие и власть, лихой экзистенциальный беспредел. Его визитной карточкой стала фраза «Я хочу быть автоматом, стреляющим в лица». Статус ретранслятора национальной жути подкрепляется также неоднозначной биографией — поездкой на Донбасс и совместным треком с Захаром Прилепиным о врагах родины. В конце 2018 года Хаски подвергся преследованиям со стороны правоохранителей — силовики срывали его концерты по всей России. В поддержку рэпера и других артистов с похожими проблемами состоялся масштабный благотворительный концерт от Басты и Oxxxymiron «Я буду петь свою музыку».

КЦ «Сердце», Санкт-Петербург,
5 декабря 2019 г. в 20:00

Ритуальные импровизации от ветеранов темной музыки

За проектом Hidelem стоят два венгра, заслуженные герои экстремальной мрачной музыки. Аттила Чихар отвечает за вокал в легендарной блэк-метал-группе Mayhem и дрон-формации Sunn O))). Балаш Панди — барабанщик культового японского нойз-проекта Merzbow и коллективов Zu и Wormskull. Вместе они обещают авангардное импровизационное погружение в самое сердце демонической тьмы. Мероприятие требует особой лояльности слушателей — дуэт пока что не располагает записями. Впрочем, репутация участников говорит сама за себя.

Mod, Санкт-Петербург,
6 декабря 2019 г. в 19:00

Стильный и взбалмошный ретророк с фигой в кармане

«Казускома» называют себя «ретросексуалами» — вроде бы и шутка, но определения точнее сложно сыскать. С одной стороны, эта музыка доходчиво и доподлинно реконструирует рок сорокалетней давности. С другой — она предельно физиологична: всхлипы, вскрикивания, исступление и страсть. Что еще важно: у «Казускомы» гармонично сочетаются треш и угар как средство и стиль как цель — на этом фоне прячется тонкая ирония над происходящим вокруг.

КЦ «Сердце», Санкт-Петербург,
6 декабря 2019 г. в 20:00

Синтезаторные гимны призрачной готической красоте

Элен де Тури — участница формации Minuit Machine и звезда мрачной синтезаторной музыки. В рамках своего сольного проекта Hante. де Тури исполняет синтвейв-треки, в которых сюрреализм и призрачная готика смешиваются с диффузией и солидной долей музыкальной одержимости. В Петербург артистка едет с презентацией нового альбома «Fierce», возможно, самого четкого и динамичного в дискографии. На нем синты Hante. неожиданно освобождаются от угрюмого туманного морока, приобретают интенсивность и стремительность, не растеряв прежнего увлечения таинственными сюжетами.

Zoccolo 2.0, Санкт-Петербург,
7 декабря 2019 г. в 20:00

«Фермерский» авант-блэк-метал с чувством юмора

История бельгийской авант-группы Lugubrum окутана легендами о беспробудном пьянстве участников, диких выходках и странных источниках вдохновения. Сами музыканты называют свой стиль «фермерский блэк-метал» — плотный, стремительный и депрессивный саунд в духе Burzum у Lugubrum преисполнен всхлипами, кряхтением, странными звуками, лоуфай-эффектами и всевозможными нарушениями привычных паттернов. Сами песни посвящены грязной и гнойной сельской жизни, скатологии, дурному мистицизму, уродствам и алкоголю. Каждый альбом коллектива дарит новые каламбуры — например, о «первой блэк-группе, записавшей альбом в Конго» или изобретении жанра brown metal. Свои отвратительные истории коллектив разбавляет глючным эмбиентом и мистическими инструменталами. В качестве поддержки — группы Cage of Creation и Cthulhu.

Mod, Санкт-Петербург,
7 декабря 2019 г. в 19:00

Шаманский блэк-метал от ветерана норвежской сцены

Скандинавская сцена задала эталон блэк-метала — брутального и стремительного стиля тяжелой музыки, который известен жутким гримом музыкантов, отсылками к сатанизму и деструктивным поведением музыкантов. Гаал — один из законодателей этой сцены, в прошлом участник прославленной группы Gorgoroth. В рамках сольного творчества он сталкивает зашкаливающую гитарную негативность и иступленный бласт-бит с мощными рифами треш-метала и темной фолк-поэтикой — вместо расщепления в самом сердце ночи возвышенный голос Гаала становится проводником для наводящих ужас сказаний.

Blank, Санкт-Петербург,
7 декабря 2019 г. в 22:00

Юбилей важной для всей российской сцены промо-группы

Организаторы многих впечатляющих вечеринок и масштабного фестиваля Present Perfect, формация Roots United готовится отметить свое десятилетие. Среди хедлайнеров — известный своими интенсивными сетами мастер электро и техно DJ Stingray, популярная клубная диджейка из Дании Анастасия Кристенсен, большой ветеран немецкой сцены и адепт динамичного хауса Move D, любитель яркой танцевальной музыки Дамиано фон Эркерт. Также в программе еще целая россыпь иностранных и отечественных имен: Noscow, Mesac, Telfort, Hoopa, Кузьма Палкин и другие.

Аврора, Санкт-Петербург,
8 декабря 2019 г. в 20:00

Эклектичный хаус-поп от самого модного трио страны

2019-й в истории Cream Soda — год очередного прорыва. Если в 2018-м выходцы лейбла Дорна Masterskaya запомнились бэнгером «Хедшот» и забитым под завязку хитами альбомом «Красиво», то на этот раз они решились на новый эксперимент. По словам участников, релиз «Комета» — это, прежде всего, новое музыкальное исследование и серия квестов, а не попытка занять верхние строчки чартов (без последнего, впрочем, все равно не обошлось). Cream Soda по-прежнему успешно балансируют между поп-сценой и хаус-андеграундом, эклектично вплетая в свою музыку самые разные их проявления.

Мастодонт минимализма с Западного побережья

Основатель американского минимализма с Западного побережья, гениальный импровизатор, главный интерпретатор и пропагандист музыки Востока, волшебник электрического органа — какой ярлык ни пытайся приклеить к имени Терри Райли, все кажется незначительным и не особенно важным. То, что в свои 84 он приедет в Петербург, — это уже какое-то запредельное чудо, а то, что он еще и сыграет со своим сыном Джианом, — даже в голове не укладывается. Трансового минимализма ждать, кстати, не стоит — живьем он чаще выдает эклектичные фортепианные сеты, которые граничат с чистой эксцентрикой.

Place, Санкт-Петербург,
11 декабря в 20:00

Акустический дарк-фолк о мрачном и тревожном

Мэтт Эллиотт — исполнитель из Бристоля, успешно проявивший себя и в трип-хопе, и в построке, и в акустическом фолке. Начиналось все с игры на гитаре в группе Flying Saucer Attack, после чего была мрачная электроника под именем The Third Eye Foundation — так о себе дало знать нахождение в одном городе с Tricky и Massive Attack. В нулевых Эллиотт открыл себя заново как исполнитель акустического фолка — с этим проектом и под своим именем он и едет в Россию. В его музыке много рефлексии и никакого намека на светлые эмоции — сплошная минорность, которая может существовать за счет одной лишь гитары и томного голоса исполнителя, которые периодические сопровождает перкуссия, хоры и струнно-смычковые инструменты. К слову, с Россией у исполнителя особые отношения — можно вспомнить его песню «The Kursk» о погибших подводниках.

Акустика от душевных героев русского рока

Коллектив Юрия Шевчука «ДДТ» задал эталон поэтично-меланхоличного русского рока, за свою долгую историю выпустив множество «народных», знакомых каждому хитов — «Не стреляй!», «Что такое осень?», «Это все…» и другие. Долгое время казалось, что пронзительная гитарная лирика «ДДТ» пролетает мимо модных трендов и вот-вот сгинет вместе с прочими осколками истории Ленинградского рок-клуба. Однако в начале десятых Шевчук мощно перезапустил коллектив с альбомом «Иначе» — за ним последовали еще два интересных экспериментальных релиза. В Петербурге группа готовится представить акустическую программу с подборкой своих лучших хитов.

Великий гуру хиппарского текстоцентричного рока

Борис Гребенщиков — первый гуру среди прочих рок-героев; человек, представивший стране удивительный синтез из панка (на ранних этапах), хиппи-фолка, буддизма, блюза и алкогольно-эзотерической поэтики. За последние несколько лет его основной проект «Аквариум» оформился в эклектичный этно-коллектив мирового уровня. В отличие от сольных работ маэстро недавние альбомы группы транслируют в основном позитивную повестку. Среди них: шутливый наезд на воинственных феминисток (сингл «Бой-баба»), совместная песня с Шнуровым для фильма «Гоголь. Страшная месть», запись выступления с симфоническим оркестром и виральный хит про пропагандистов из зомбоящика «Вечерний М».

Mod, Санкт-Петербург,
22 декабря в 19:00

Главные московские краутрокеры играют новые песни

«Спасибо» — московская группа, исполняющая альтернативный рок, балансирующий между влияниями краута и вязкой психоделии. При этом их музыка не лишена поп-мелодики — большая часть треков при исполнении вживую быстро подхватывается слушателями. В истории группы есть, как минимум, две важные вехи: выход альбома «Норм», окончательно обозначивший «Спасибо» как одну из самых складно экспериментирующих групп отечественного андеграунда, и выпуск EP «Навсегда», представлявшего концептуальную историю с переосмысленным звучанием и добавлением в жанровый коктейль стоунер-рока. За релизами «Спасибо» исторически тянется длинный шлейф: например, пересведенная версия «Норм» вышла спустя несколько лет после выпуска оригинала, а на треки из «Навсегда» группа долгое время снимала клипы. И тут есть важный нюанс: спустя годы старые песни звучат со сцены так же энергично и не надоедают поклонникам — скорее всего, этот эффект повторится и с новым релизом.

Барочное сокровище musicAeterna

С барочного попурри «Sound of Light», собранного из музыки французского композитора Жан-Филиппа Рамо, когда-то начиналась критическая истерия по Теодору Курентзису. В этой программе есть все, за что обожают оркестр и хор musicAeterna и его бессменного руководителя: фантастический по меркам России уровень исполнения старинной музыки, ловкие сценические трюки и сочинения-сюрпризы, которые настигают в самый неожиданный момент. Билеты на этот концерт впору дарить на Новый год.